Этапы урока.
|
Обучающие и развивающие компоненты
|
Деятельность учителя
|
Осуществляемая деятельность учащихся
|
Формы организации взаимодействия
|
Формируемые умения
|
Промежуточный контроль
|
1.Мотивация к учебной деятельности
|
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала.
|
Вступительное слово:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна, и сегодня урок русского языка мы проведем с вами вместе.
В далеком 1825 году А.С. Пушкин написал замечательные строки: слайд 1.
«Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Обратите внимание на текст и ответьте на вопрос: «К кому обращается А.С. Пушкин?»
Эти строки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам.
Совершенно верно, а в этих строках, к кому обращается автор?
Слайд 2.
«О Дельвиг! Начертали
Мне музы мой удел…»
К Дельвигу.
А как вы догадались, к кому обращается автор?
Знаете ли вы, как называются такие слова в предложении?
Обращение.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Об обращении.
Совершенно верно. Откройте тетради. Запишите число, классная работа и тему урока.
Всем нам при общении поможет обращение.
Перед вами лежат карточки с символами. Посмотрите на доску. Здесь указано, что обозначает каждый из знаков. Подумайте, что вы уже знаете об этой теме и поднимите соответствующую карточку.
Ребята, посмотрите еще раз на строки, к которым мы обратились в начале урока.
Обратите внимание на знаки препинания. Сделайте вывод.
На письме обращение выделяется запятыми. Если предложение восклицательное, то обращение в начале фразы выделяется восклицательным знаком.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку.
|
Фронтальная.
|
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
|
Знаками покажите, насколько хорошо вы знаете эту тему.
! – я думаю, что знаю эту тему в полном объеме.
? – я думаю, что знаю не все по данной теме.
*- я ничего не знаю по этой теме.
|
2. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения..
|
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Беседа по вопросам.
Формирование правила, составление схемы.
|
Опираясь на схему,
Слайд 3.
сформулируйте задачи урока.
- Что на уроке вы должны вспомнить?
Что такое обращение.
- 2. Должны узнать?
- Правила постановки знаков препинания при обращении.
3.Чему научиться?
Находить обращения в предложении, правильно употреблять их в речи, расставлять знаки препинания.
Хорошо.
|
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.
|
Фронтальная, индивидуальная.
|
Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
|
Устные ответы. Вопросы для уточнения информации.
|
3. Актуализация и пробное учебное действие.
|
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
|
А теперь поработаем в парах. Сформулируйте правило: что такое обращение? Для этого подумайте, с какой целью мы используем обращения в речи.
Обращение – это слово или группа слов, которые называют того, к кому обращаются с речью.
Откройте учебник на стр. 98. Прочитайте правило.
Перед вами лежат листочки с заданиями. Посмотрите на первое упражнение.
Прочитайте и ответьте на вопрос, есть ли в данных предложениях обращение?
1. Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
2. Чем вы, гости, торг ведете?
|
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.
|
Групповая
|
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные : задают вопросы, отвечают на вопросы других.
|
Устные ответы.
|
3. Выявление места и причины затруднения.
|
Эвристическая беседа, рассказ учителя.
|
А как вы это поняли?
Обращение на письме выделяется запятыми.
Какова синтаксическая роль слова "гости" в первом предложении? (подлежащее)
Проанализируйте второе предложение, найдите ГО.
Вы - подлежащее, ведете – сказуемое
Обратите внимание, выделяется запятыми слово "гости" во втором предложении. Почему?
Является ли оно членом предложения?
Нет.
А какую выполняет функцию?
(называют того, кого к кому обращаются с речью).
Как можно назвать это особое слово?
Обращением.
Слайд 4.
И на письме оно выделяется двумя пунктирными линиями с буквой О.
Конструирование за доской,
на партах работа в парах.
Перед вами конверты. Возьмите их. Достаньте карточки. Составьте из данных слов предложение.
Что у вас получилось?
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Откуда эти строчки?
А.С. Пушкин «Зимний вечер».
Попробуйте изменить предложение так, чтобы обращение было в конце, в начале и в середине. Обратите внимание на знаки препинания.
Составьте схемы.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы составили схемы этих предложений?
Самопроверка с доской.
Теперь возьмите свои оценочные листы и поставьте +, если выполнили работу правильно, - если допустили ошибку.
|
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Задают вопросы для уточнения информации.
|
Групповая, индивидуальная.
|
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
|
+ - выполнил работу правильно.
- допустил в работе ошибки
|
4. физкультминутка.
|
Ребята, сейчас мы с вами немного подвигаемся. А во время физкультминутки я попрошу вас посчитать, сколько раз в ней прозвучат слова-обращения.
Раз – подняться, потянуться, мои милые друзья.
Два – нагнуться, разогнуться,
Смело, дружно, ребятня.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть, друзья, за парты сесть.
Сколько раз я произнесла слова-обращения?
Три раза.
|
Выполняют элементарные физические упражнения.
|
Фронтальная.
|
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.
|
|
|
Работа с учебными пособиями – проверка знаков препинания по схемам.
|
ПОСАДКА
Запишите предложение.
Когда ты хочешь молвить слово, друг хороший, не спеши.
Слайд 5.
Найдите ГО.
Есть ли в этом предложении обращение?
Чем оно выражено?
словосоч. Сущ+прил. В им.
А чем еще может быть выражено обращение?
Сущ. В им.п.
А местоимением может быть выражено?
Нет.
Сколько слов может быть в обращении?
Давайте посмотрим, какие обращения использует А.С. Пушкин в своей «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
Видеофрагмент
Перечислите, какие обращения вы услышали в ходе просмотра фрагментов мультфильма?
Молодцы честные, братцы вы мои родные, свет наш солнышко, месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок.
|
Отвечают на вопросы, под руководством педагога осуществляют проверку.
|
|
Регулятивные: осуществляют функции самоконтроля и взаимоконтроля.
|
|
5. Творческая практическая деятельность.
|
Инсценирование, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа.
|
Ребята, а теперь вам предстоит самостоятельно написать обращение-пожелание. Первый ряд напишет обращение-пожелание к другу, второй ряд – к маме, третий ряд – к учителю. Не спешите, обдумайте каждое свое слово.
А почему важно правильно подобрать слова?
Потому что словом можно ранить, сделать больно, но также порадовать, вылечить
Хорошо, приступайте к выполнению задания.
Прочитайте, что у вас получилось.
Молодцы. Я думаю, вы смогли убедиться, что обращение может состоять не только из одного-двух, а из нескольких слов. А у меня получилось вот такое обращение. Посчитайте, из скольких слов оно состоит? (из 15 слов)
Пример:
Ваше высокопревосходительство Император Всероссийский Царь Польский и Великий Князь Финляндский Император Российской империи Николай II, к Вам обращается верноподданный Российской империи крестьянин села Покровское Тобольской губернии Григорий Распутин.
|
Отвечают на вопросы. Выполняют упражнение.
|
Групповая, индивидуальная.
|
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
|
Устные ответы. Письменные работы.
+ - выполнил работу правильно.
- допустил в работе ошибки
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника.
|
На карточке даны отрывки из сказок А.С. Пушкина. Сформулируйте задание к этой работе и выполните его.
Задание для 1 варианта:
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
|
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Задание для 2 варианта:
Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!" - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.
|
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось
|
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу товарища по ключу.
|
|
Выполняют упражнения.
|
|
Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
|
+ - выполнил работу правильно.
- допустил в работе ошибки
|
8. Включение в систему знаний и повторения.
|
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.
|
1. Где может стоять обращение?
2.Какую форму имеет обращение?
3. Сколько слов может включать обращение?
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй!
|
Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний.
|
Индивидуальная, групповая.
|
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
|
Оценивание работы учащихся на уроке
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Заключительная беседа по вопросам.
|
1.Что нового вы узнали на уроке?
2. Какие трудности у вас появлялись в процессе вашей работы?
Дайте оценку нашей работе.
Выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне.
И чтобы закрепить ваши знания, выполните дома упр. 217 , в котором необходимо списать песню и определить, в каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких подлежащими.
или 219, в котором необходимо придумать ситуацию, когда к молодому врачу уместно обратиться, называя его по разному.
Всем спасибо за урок!
|
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют свою шкалу достижений.
|
Индивидуальная.
|
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
|
! – я думаю, что знаю эту тему в полном объеме.
? – я думаю, что знаю не все по данной теме.
*- я ничего не знаю по этой теме.
|