Submitted by инна владимировна гомонова on Sat, 03/12/2016 - 12:05
Конспект внеурочного занятия по курсу «Шахматы»
Выполнила учитель начальных классов МБОУ Тучковской СОШ №3 Осипова И.В.
Тема: Начальное положение.
Цель: Познакомиться с начальным положением фигур на шахматной доске.
Задачи: познакомиться с начальным положением фигур на шахматной доске, научиться безошибочно расставлять фигуры перед началом партии, выучить правило: ферзь любит свой цвет, проанализировать связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур, закреплять полученные ранее знания, развивать память, внимание, мышление, умение высказывать свои мысли, развивать коммуникативные умения.
Ход занятия:
Орг. момент.
Повторение пройденного материала.
Из каких досок не строят дома?
На каких полях ничего не растёт?
Назовите из каких линий состоит шахматная доска. Покажите эти линии. Чем они отличаются? Чем похожи?
А теперь вспомним название всех фигур.
Игра «Поиграем – угадаем» ( педагог прячет фигуру в кулаке, а дети пытаются угадать эту фигуру)
Игра «Запретная фигура» (все фигуры располагаются на магнитной доске, учитель показывает на фигуру, ребёнок должен назвать эту фигуру, дети называют все фигуры кроме запретной, которую выбирают заранее)
Изучение нового материала.
Перед каждой шахматной игрой, партией, шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется начальным положением или начальной позицией. Фигуры ставятся точно посередине шахматных полей.
Учитель стоит возле шахматной доски. У учащихся шахматные доски, около которых в беспорядке стоят шахматные фигуры.
Учитель произносит стих
«Я смотрю на первый ряд,
По углам ладьи стоят.»
Дети показывают первый ряд и ставят ладей по углам, хором проговаривают стих. Один ребёнок ставит на демонстрационной доске. Учитель проверяет у всех.
Далее повторяются все действия с каждой фигурой.
«Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей»
«Меж коней заключены
Наши славные слоны».
«И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь».
Учитель задаёт вопрос: как же поставить короля и ферзя. Дети высказывают свои предположения. Учитель сообщает правило: ферзь любит свой цвет. После этого делают вывод и запоминают, проговаривают.
Про какую фигуру мы забыли?
Они как истинные пешие войны должны защищать эти фигуры. Так куда надо их поставить?
Посмотрите на доску и скажите какие горизонтали занимают фигуры в начальном положении, вертикали? По сколько фигур на каждой вертикали? Покажите любую диагональ и сосчитайте сколько фигур стоит на этой диагонали.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
На экране появляется изображение шахматной доски, на которой перепутаны фигуры, необходимо найти и исправить ошибки. После этого на экране появляется правильное начальное положение фигур и проводятся игры.
«Мешочек» Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и ставят их на те поля, которые они занимают в начальной позиции. Когда последняя фигура извлечена из мешка, на доске будет расставлено начальное положение.
«Да и нет» Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и спрашивает у класса, стоят ли эти фигуры в начальном положении.
«Мяч» Учитель говорит какую – либо фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит на угловом поле»- и бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то ученик говорит да и бросает мяч обратно, если неверно, то говорит нет и тоже бросает мяч обратно.
Итог занятия.
Ученикам раздаются карточки с двумя диаграммами, на которых пропущены фигуры, необходимо дорисовать, дети работают в мини группах, один из группы представляет результат.
Учитель задаёт вопросы по изученному материалу:
Сколько в начальном положении белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей? чёрных пешек , ладей, слонов, коней, ферзей, королей?
Каких фигур на доске больше всего, меньше всего?
Какие фигуры стоят в углах доски?
Какая фигура расположена между ладьёй и слоном?
Какая фигура расположена между конём и королём?
Какая фигура расположена между ладьёй и конём?
На поле какого цвета стоит чёрный ферзь,… белый король?
На каких горизонталях нет фигур?
На всех ли вертикалях стоят фигуры?
На всех ли диагоналях стоят фигуры?
Стоят ли в начальном положении фигуры в центре?
Домашнее задание.
Детям раздаю по две диаграммы в которых не хватает фигур, их необходимо дорисовать.