Submitted by Валентина Александровна Масленникова on Tue, 29/11/2016 - 13:30
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Обучение творческому рассказыванию по теме «Зима»
Программное содержание:
1. Учить детей составлять повествовательные рассказы с элементами описания из личного опыта детей, опираясь на планы-иллюстрации по теме.
2. Продолжать учить детей выделять звук из слова; придумывать слова с определенным звуком; находить однокоренные слова «слова-родственники» к слову снег; отвечать на вопросы полным, развернутым предложением.
3. Выделять основную мысль высказывания и соответственно озаглавливать свой рассказ.
4. Развивать выразительную сторону речи.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к природе; желание покормить птиц зимой.
Предварительная работа
1.Наблюдение в природе.
2.Занятия по познавательному развитию с целью расширения кругозора детей.
3.Чтение художественной литературы по теме.
4.Загадывание загадок
5.Заучивание стихотворений.
6.Работа с текстами по образцу воспитателя
7.Знакомство с планом высказывания, с основной мыслью.
Материал к занятию
1.Художественное слово (стихотворение).
2.Иллюстрация по теме.
3.План рассказа.
4.Письмо африканского мальчика Тома.
Ход занятия:
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение (дети стоят около воспитателя)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках покатила
- О каком времени года говорится в стихотворении? Скажите, пожалуйста, какой первый звук в слове зима?
За стол садится тот, кто придумал слово с этим звуком.
- А теперь представьте себе, что я телеведущая и сейчас буду брать у вас интервью. Готовы?
1. Назовите по порядку зимние месяцы 1-й ……., 2-й ……., 3-й ………
2. Придумайте слова, которые помогут рассказать о том, какая зима.
3. Подберите, пожалуйста, слова-действия, которые помогут рассказать как падают снежинки.
4. Представьте, что мы идем гулять. Какую одежду вы наденете на прогулку?
5. Чем покрыта земля зимой?
6. Придумайте слова-родственники к слову снег.
7. Хорошо или плохо когда зима снежная? Для чего хорошо, а для кого плохо.
8. Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?
9. Каких зимующих птиц вы знаете?
10. В какие игры дети могут играть на прогулке?
- Дети, у вас нас на столе лежат картинки. Нужно придумать предложения по этим картинкам.
Физкультминутка:
1 упражнение – лепим снежки;
2 упражнение – бросаем снежки;
3 упражнение – катаем снежный ком.
«Давай дружок, смелей дружок
Кати по снегу свой снежок
Он превратиться в снежный ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпка, нос, метла».
Дети садятся на места. Стук в дверь. Дети, нам пришло письмо. Интересно от кого оно? Воспитатель зачитывает письмо.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам мальчик Том из далекой и жаркой Африки. Я никогда не видел зимы и поэтому очень хочу, чтобы вы рассказали мне, что такое зима».
Давайте для Тома составим рассказы о зиме. А чтобы вам было легче рассказывать, я приготовила иллюстрации о зиме.
- Расскажите, пожалуйста, какая она зима? Что бывает зимой? Какая погода была в тот день, о котором вы будете рассказывать? Как и чем вы занимаетесь зимой?
(Детям предложены 4 вида картинок. Одним из приемов обучения является то, что во время занятия, воспитатель спрашивает рассказы четырех детей. Начинаем с более сильного ребенка с тем, чтобы слабый, который будет рассказывать за ним следом имел не только наглядный пример – картинку, а еще и образец рассказа ребенка, который уже чему-то научился. Следом за ребенком со слабо развитой речью идет ребенок среднего уровня речевого развития. И в конце рассказ составляет ребенок, который хорошо усвоил материал. Даю время подумать. Заслушиваются рассказы. Каждый рассказ анализируется.)
Примерный анализ рассказа.
- Катя, ты сегодня постаралась. Спасибо, рассказ получился интересный, последовательный. Хорошо рассказала, как необычно раскрасила снеговика. А еще мне понравилось как ты закончила свой рассказ. (Если нет заголовка) Давайте вспомним, что она рассказала, но каждый рассказ имеет заголовок. О чем самом главном говорится в твоем рассказе? Как бы ты его озаглавила? Какой получился снеговик? Как бы вы озаглавили Катин рассказ?
- Вот сколько разных названий мы придумали. Мы сегодня составили много рассказов о зиме. А чей рассказ вам понравился больше? Нарисуем к нему рисунки и отправим Тому, чтобы он узнал, что такое зима.