Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в НОД
Submitted by Елена Васильевна Высланко on вс, 27/11/2016 - 05:49
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является непосредственно образовательная деятельность - НОД (занятие). Проведение музыкального занятия не является монополией музыкального руководителя, а составляет частью педагогической работы, которую ведет воспитатель.
Без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальной деятельности оказывается гораздо ниже возможной.
Активность воспитателя зависит от трех факторов:
1. от возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми;
2. от раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании;
3. от программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
1. поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
2. при обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре);
3. направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал;
4. воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте;
5. повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми;
6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на электронный носитель;
7. Знает приемы кукловождения.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.