Определение границ собственного знания и незнания о новой единице измерения длины - миллиметре.
Метапредметные результаты
Сравнивать миллиметр с известными единицами измерения длины, читать и записывать миллиметр, выполнять арифметические действия с этой единицей измерения длины, измерять отрезки с помощью миллиметра, чертить отрезки заданной длины с использованием миллиметра, проводить проверку правильности выполненных действий, обобщать знания о единицах измерения длины, называть длину отрезка в миллиметрах
Предметные результаты
Знакомство с новой единицей измерения длины – миллиметром, приобретение начального опыта применения знаний в повседневных ситуациях, овладение способом измерения длины в миллиметрах
Оборудование: линейка, карандаш у каждого ученика, учебник, тетрадь.
Ход урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы органи-зации совзаимо-действия
Формируемые умения (универсальные учебные действия
1.Организационный момент
Эмоциональная, психологическая подготовка
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Демонстрируют готовность к уроку
Фронтальная
Регулятивные: контролируют свои действия.
2. Устный счет
Развитие навыков устного счета
Игра "Назови соседа".
Игра «Быстрый счётчик»
Арифмети-ческие ребусы
Учитель читает стихотворение:
А теперь считаем устно.
Для чего нам это нужно?
Развивается мышленье,
Память и воображенье.
С. Савинова
Раз, два, раз, два.
Начинается игра.
Начинается игра –
Числа вам назвать пора.
- Как вы понимаете выражение
« минута час бережёт»?
- Что вы можете успеть сделать за одну минуту?
- Предлагаю каждому из вас проверить себя. Нужно правильно решить примеры за одну минуту, записывая в тетрадь в строчку только ответы.
12 – 3 = 8 + 5 = 15 – 9 =
4 + 7 = 18 – 9 = 3 + 8 =
5 + 6 = 14 – 10 = 16 – 7 =
8 + 6 = 9 + 9 = 11 - 6 =
Работа в парах (Взаимопроверка)
** + 1 = *** [ ] - 1 = 79
39 + [ ] = 40 [ ] + 1 = 90
Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания, анализируют, сравнивают, доказывают; в ходе логических рассуждений делают выводы
Фронта-льная
Регулятивные: осуществляют контроль и корректировку своей деятельности и деятельности партнеров.
Предметные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть; знают таблицу сложения в пределах 20, как получить последующее и предыдущее число.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать; обосновывать свою точку зрения, доносить её до всех участников процесса
3. Подготовка к восприятию учебного материала
Эмоцио- нальная, психоло- гическая и мотива- ционная подготовка к усвоению изучаемого материала
Почему так говорят: «Дом построить - не шапку на голову надеть»? ( Потому что построить дом очень трудно, нужно сделать точные расчёты)
- Какой инструмент нам понадобится, чтобы измерить высоту и ширину двери? (линейка)
Для чего служит линейка?
Возьмите в руки линейки, и покажите мне 1 см и 1 дм.
- Положите линейки перед собой и скажите, что на линейке вам знакомо?
- Какой длины ваши линейки? (разной)
- А какой длины отрезки в 1 см? (одинаковой)
- Что на линейке вам неизвестно, но вы хотели бы узнать? (маленькие чёрточки)
-Оказывается, это тоже единицы измерения длины. Они называются…. (миллиметры)
– Как вы думаете, существует ли такая единица измерения длины, которая меньше сантиметра?
– Сегодня вы познакомитесь с этой единицей измерения длины. Узнаете, сколько раз она может поместиться в одном сантиметре. Научитесь измерять предметы, используя новую единицу измерения длины.
– Наш урок о ней – новой единице измерения длины.
Измеряют длины различных предметов при помощи линейки, отвечают на вопросы учителя, рассуждают.
Индиви- дуальная,
фрон- тальная
Регулятивные: контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу. Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания. Предметные: знают единицы измерения длины – сантиметр, дециметр; что в 1 дециметре содержится 10 сантиметров; умеют измерять предметы с помощью линейки.
Коммуникативные: вступают в речевое общение со всеми участниками образовательного процесса. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осваивают социальную роль обучающегося
5. Открытие новых знаний
Знакомство с новой единицей измерения длины – миллиметром.
Задание 2 (с.10 учебника, ч.1)
Задание 1 (с.10 учебника, ч.1)
– Возьмите в руки линейки. Рассмотрите их внимательно. Видите маленькие деления, которые расположены очень близко друг к другу?
– Расстояние от одного такого деления до другого составляет 1 миллиметр. Значит, единица измерения длины, которая меньше 1 сантиметра, – миллиметр.
– Посчитайте, сколько таких делений (миллиметров) содержится в одном сантиметре. (В 1 сантиметре содержится 10 миллиметров, 1 см = 10 мм.)
– Как вы думаете, для чего нужна такая единица измерения длины, как миллиметр? Длину каких предметов можно измерить с ее помощью?
- Посчитайте, сколько таких маленьких отрезков, миллиметров, в 1 см? (10)
- Давайте запишем это в тетради. Но слово миллиметр очень длинное, и математики-учёные, договорились обозначать эту запись кратко, двумя буквами. Догадайтесь, какими, если
«Сантиметр» обозначается см
«Дециметр» – дм
Как же мы обозначим «миллиметр»? (мм)
Сделаем запись в тетрадь
1 см == 10 мм
– Как называются линии, изображенные в задании?
– Измерьте длину данных отрезков.
– Чему равна длина голубого отрезка? Сколько это составляет миллиметров?
– Какова длина розового отрезка? Выразите ее в миллиметрах.
– Выполните задание 1 в парах.
– Начертите отрезок длиной 30 миллиметров.
– Проверьте работу друг друга.
– Выразите длину данного отрезка в сантиметрах. (3 сантиметра.)
Слушают учителя, выполняют необходимые действия; рассуждают, измеряют длины отрезков, чертят отрезки заданной длины; переводят сантиметры в миллиметры и наоборот; осуществляют взаимо- проверку
Индиви- дуальная, групповая (парная).
Регулятивные: формулируют учебную задачу; осознают, что уже усвоено и что предстоит узнать и усвоить; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу. Познавательные: анализируют, сравнивают, логически рассуждают, делают выводы. Предметные: знают единицу измерения длины – миллиметр; знают, что 10 миллиметров составляют 1 сантиметр; умеют преобразовывать единицы измерения длины как большую в меньшую, так и наоборот, правильно измеряют отрезки и чертят отрезки заданной длины. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера, управлять поведением партнера, приходить к общему мнению. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осваивают социальную роль обучающегося.
Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, развиваются навыки сотрудничества
6. Физкульт-минутка
Здоровье-
сбережение
Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. Покрутили головой, – И усталость вся долой! Раз-два-три-четыре-пять, Шею надо разминать. Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад. Потянулись. Распрямились. Повторяем все подряд. А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем. Мы колени разминаем, Наши ноги упражняем. А теперь на место сели, Принимаемся за дело
Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем: потягивания, вдох и выдох, вращения головой, наклоны вперед и назад, приседания, ходьба на месте
Фронтальная
7. Осознание и осмысление учебной информации
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
- Зачем нужны миллиметры?
( измерять маленькие предметы, для точности)
- Не зная миллиметров вы, например, могли бы мне точно сказать толщину вашего учебника по математике? (нет)
- А теперь можете? Измерьте и скажите.
- Определите, в каких единицах длины удобнее измерять ширину стола? А толщину оконного стекла?
Измеряют толщину учебника, отвечают на вопросы
Фронта-льная
Регулятивные: контролируют и корректируют собственную деятельность, выделяют и осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; аргументируют выбор знака действия
8. Первичное закрепление учебного материала.
Работа в тетрадях.
Выполнение отрезков.
Работа с учебником с.10
Мы отправляемся. Знаете ли вы название самой маленькой птицы?
- Самая маленькая птица– колибри, птичка, уступающая размерами многим насекомым. Ее длина всего 5 см 7 мм. Начертите в тетрадях такой отрезок.
- Питаются колибри нектаром, зависая перед цветами и высасывая содержимое тонким длинным клювом, а также мелкими насекомыми, обитающими в цветах. Гнезда колибри-пчелок по размерам не превышают наперсток.
- Длина тела комнатной мухи 6—8 мм. Начертите отрезок, равный размеру мухи.
- Комары – летающие насекомые небольшого размера (длиной 4 – 14 мм) Покажите, сколько это?
Решите задачу: Наши волосы за три дня вырастают на 1 мм. За сколько дней волосы вырастут на 2 мм?
- Пора возвращаться и поработать в учебнике.
Работа в учебнике стр.10
№ 2 выполняется в тетрадях.
- С помощью линейки измерьте длину каждого отрезка. Начертите их в тетрадь. Выразите их длину в мм.
№ 5 – решение у доски по цепочке
№ 6 – решение у доски по цепочке с комментированием
Чертят отрезки в тетрадях, работают по учебнику
Фронтальная
9. Рефлексия (подведение итогов урока)
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
- Что вы уже знали о миллиметре до сегодняшнего урока?
- Что вы узнали?
- Что удивило?
- Где в быту вы встречались с миллиметром?
- Что хотелось бы ещё узнать о единицах измерения длины?
- Оцените свою работу на уроке: раскрасьте смайлик, соответствующий самооценке вашей работы на уроке.
Обобщают полученные знания
Фронтальная
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
10. Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Я предлагаю вам дома придумать своё сочинение-сказку, в которой вы расскажите о необходимости «миллиметра» и выполнить № 4 на с.10 в учебнике.
Записывают в дневники домашнее задание
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке