Материалы к Математической конференции
(тезисы к выступлению)
Автор Фортуна Андрей Сергеевич
Особенности развития мотивации к изучению математики учащихся
Совершенствование системы обучения постоянно усложняет требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.
Этого нельзя добиться, не сформировав у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. Эта проблема актуальна и для меня как учителя математики.
Я организую учебную деятельность обучающихся при помощи следующих путей и методов формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:
1. Отбор содержания учебного материала.
Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивированно, тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у школьников будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений и, сформирован содержательный мотив учебной деятельности.
2.Организация учебной деятельности
Отношение учащихся к собственной деятельности определяется тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.
Изучение каждой темы должно состоять, на мой взгляд, из следующих трех основных этапов: мотивационного, познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап.
1) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы. Перед изучением темы «Квадратные уравнения» (8 класс, алгебра) можно предложить учащимся решить текстовую задачу, которая сводится к квадратному уравнению, тем самым появляется необходимость изучения метода решения квадратных уравнений и научиться им пользоваться.
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы. При изучении темы «Площади поверхности тел» в 11 классе они должны найти формулу для определения площади поверхности сферического сегмента, одним из вариантов можно предложить им начать изучение с информации о первом космонавте, о его подвиге, и в дальнейшем учащимся предложить узнать какую часть Земли видел Юрий Гагарин. Знаний оказывается для этого недостаточно. Далее приходиться пока отложить задачу и заняться выводом нужной формулы. Но как только формула выведена, учащиеся снова возвращаются к задаче.
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки. Одним из вариантов при изучении «теоремы Пифагора» (8 класс, геометрия) я предлагаю воспользоваться историей появления самой теоремы, например: «Открытия пифагорейцев относительно сумм чисел привели к возникновению теоремы Пифагора. Можно предложить учащимся сделать открытие того, что некоторые квадратные числа в сумме дают опять квадратное число. Например, сумма 9 и 16 равна 25 и так далее. Затем можно сказать учащимся, что числа, как 3,4 и 5, а также 5, 12, 13 и т. д. называют пифагоровыми. Если 2 числа из тройки представляют собой длины катетов треугольника, то третье — длина гипотенузы этого треугольника. Продемонстрировать применение теоремы к этим числам и сделать вывод, что именно из этого заключения была выведена теорема Пифагора».
2) Формулировка основной учебной задачи.
3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы.
Познавательный этап.
На этом этапе использую коллективные формы, которые позволяют втягивать даже «глухих» учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют определенное задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше, чем мнением учителя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации.
На обобщающем уроке математики в 6 классе, по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» я предлагаю учащимся следующее задание:
Я заранее готовлю карточки: на одной начало формулировки правила, на другой конец. Раздаю карточки всем учащимся. Произносят сначала те учащиеся, которые имеют карточки с началом формулировки, “откликается” тот учащийся, у которого на карточке конец формулировки. Я фиксирую правильность выполнения работы.
Рефлексивно-оценочный этап.
Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная оценка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место.
На своих уроках я стараюсь использовать не один и тот же постоянный прием подведения итогов, например устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить учащимся самостоятельность и инициативу.
Один из возможных вариантов – следующий прием: я его использую чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть данного приема - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Какой либо предмет, я использую шапку, от одного ученика переходит к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример: «я научился составлять план текста и конспект»; «я запомнил формулу для нахождения дискриминанта»; «я разобрался в такой-то теме»; «я наконец-то запомнил, чем стандартный многочлен отличается от не стандартного».
Мною рассмотрены различные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. В прикрепленном файле можно увидеть презентацию к этому выступлению
|