Submitted by Надежда Ганжа on Tue, 08/11/2016 - 17:48
НОД: Формирование целостной картины мира
Тема: «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Цель: формирование у детей представлений о лекарственных свойствах растений и о возможностях их применения с целью оздоровления человека.
Задачи:
- познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных растений;
- обогащать представления детей о растениях и их лекарственных свойствах;
- формировать эстетическое восприятие окружающего природного мира, экологически грамотное поведение в природе;
- развивать любознательность, наблюдательность.
Ход НОД:
-Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
-Хотите послушать интересную? (ответы детей)
-Эта сказка не только интересная, но и полезная.
«Однажды солдат в село со службы воротился. Много лет воевал он на чужбине. Пришел солдат весь израненный и раны его не заживают. Поняла жена, что не выходить ей мужа, и решила его в город к врачу везти. По дороге одолели ее думы горькие, и не заметила она, как змея выползла на солнышке погреться. И переехало ее колесом повозки. Остановилась женщина и увидела, как змея обернулась какими-то листьями, растущими вдоль дороги. Через некоторое время раненая змея исцелилась, и уползла в траву.
«Что за трава дивная, может быть, она и мужу моему поможет?» - подумала женщина и, сорвав несколько крупных листьев подорожника, сделала из них повязки мужу на раны.
Пока ехали они до города раны его заживать стали, боль утихла. Выздоровел солдат.
- Вы узнали, что это была за трава? (подорожник)
Входит Старичок- Лесовичок.
-Здравствуйте ребята. Меня зовут Старичок-Лесовичок. Сидел я здесь недалеко под деревом, отдыхал. Я везде бываю, тоже много травок знаю. Эти травки не простые, они обладают волшебной силой. Они вылечат вас от кашля, простуды, помогут вылечить ранки и нарывы. А если пить настои из этих трав, то не будет болеть голова и сон ваш станет крепкий. Хотите узнать, что это за травки? (ответы детей)
Первая остановка на нашем плане «Волшебная библиотека»
-Ребята, Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них - лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных.
Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, люди стали их называть - лекарственными растениями. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники».
-По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.
-Давайте полистаем страницы этих книг.
Вывод:
-Как вы думаете, должны ли быть эти книги в домашней библиотеке? (ответы детей)
-Может у кого -нибудь дома есть такие книги? Если нет, то обязательно приобретите.
- Это туя. У туи есть родственник - называется можжевельник.
-Туя или можжевельник славится своими лечебными свойствами издавна. В нем много эфирных масел со смолистым, терпким, дымчатым ароматом. Если маслом из этого растения натереть то место, которое болит, то оно согреет это место, боль пройдет и у вас поднимется настроение. Если мы помажем этим маслом, неожиданно появившийся на руке или ноге прыщик, то он исчезнет. Грибники всегда берут это масло с собой в лес. Оно поможет при укусе змеи. Этот хвойный кустарник чрезвычайно полезен. Там, где он посажен, воздух намного чище. Он выделяет в воздух особые вещества, которые уничтожающие вредные для здоровья микроорганизмы.
Вывод:
-Ребята, а как вы думаете почему мы встретили тую в зоне «Дорожного движения»?
(На дорогах всегда пыльно, машины загрязняют воздух. Надо сажать тую возле дома, дорог, в парках)
Дыхательная гимнастика около туи «Аромат цветов»
Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А- а- ах! »
Следующая остановка «Скорая помощь»
-А вот и подорожник. Расскажи подорожник о себе.
«Подорожник»
Тонкий стебель у дорожки
На конце его — сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Вам я — как хороший друг,
Лечу ранки ног и рук.
Подорожник у дороги
Дружно топчут Ваши ноги.
Вот козлёнок пробежал.
На ходу листок сорвал.
Таня бросила мячом.
Ну а мне все нипочем.
-И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что. Интересно, почему?
- Упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным.
-Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками.
-Из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку.
- Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли.
-Трава - подорожник растёт много лет.
-Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом.
-Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок.
-Когда цветы опадают, на их месте созревают семена.
-Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги?
(рассуждения детей).
-Семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог.
Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.
При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.
- Посмотрите ребята, кто это? (Зайчик)
-А почему Зайчик ты хромаешь?
Зайчик:
В лес бежал по лугу я
Споткнулся, вот беда.
Лапку сильно повредил,
Помогите, нет уж сил.
-Ребята поможем зайчику?
-Подорожник покажи ребятам, как надо лечить зайца.
(Листик надо сполоснуть и приложить к больному месту, можно забинтовать или заклеить пластырем.)
Вывод:
-Правильно подорожник в народе называют «скорая помощь» или «аптека у дороги»
- Интересно почему? (в подорожнике есть сок, который быстро заживляет, затягивает раны)
-До свидания зайчик, беги к своей маме. Давайте на следующую остановку «Огород»
Этот овощ как головка,
В ней зубцы засели ловко,
Как мы зубчик очищаем,
Всех микробов убиваем. (Чеснок)
Рассмотреть головку чеснока.
-Послушайте это интересно!
-Чеснок - одно из самых древних и наиболее широко распространенных культурных растений. Он употребляется в пищу в качестве природного лекарства. Издавна считалось, что люди, которые постоянно едят чеснок, самые смелые, храбрые, крепкие здоровьем. Во время военных действий выжимали сок из чеснока и прикладывали его к ранам.
-А вы знаете, что если у вас болит зуб, вы можете съесть кусочек чеснока и боль пройдет, а если у вас насморк, то достаточно его понюхать несколько раз. А кто постоянно ест по дольке чеснока на обед тому не страшны ни простуда, ни грипп. А самое интересное, что если есть чеснок, то у вас будет хорошая память. Вы ведь пойдете в школу, а там вам много надо будет читать, запоминать. Чеснок имеет лечебную силу тогда, когда его только собрали, а при хранении постепенно теряет ее. Для длительного хранения этой силы рекомендуется хранить чеснок в прохладном месте. Чеснок, в период сбора урожая, сушат, из него заготавливают консервированный сок, готовят настойки.
Вывод:
- У кого на огороде растет чеснок? (ответы детей)
-Как вы думаете для чего его сажают ваши мамы и бабушки? (ответы детей)
-Посмотрите сколько друзей-овощей на грядке у чеснока. Они тоже полезны для нашего организма.
-Давайте вспомним, чем полезна морковь, капуста
(В моркови много витамина «А» который полезен для нашего зрения. В капусте много витамина «С», который помогает бороться с гриппом и простудой. Сок капусты помогает при ожогах и нарывах.)
- А вызнаете что если кушать перец, то у нас будут быстро расти волосы, они станут шелковистыми, потому что там много витаминов А и В.
-А если мы будем есть салат из редиски, то у нас всегда будет хороший аппетит.
Игра с овощами «Что изменилось?» (обручи) 2 команды
-А вот и чистотел.
-Чистотел - многолетнее растение. Растение ядовито. Еще Древние Греки заметили, что чистотел расцветает с прилетом ласточек и вянет с их отлетом. Чистотел применяется в народной медицине. Если вдруг появится на коже бородавка или прыщик нам поможет чистотел. Чистотел помогает и животным, у которых с его помощью лечат раны. А если поджечь чистотел, то его дым отпугнет вредных насекомых, которые портят растения, урожай садов и огородов. В качестве лекарственного средства используют траву (стебли, листья, цветки). При сборе ядовитого растения необходимо помнить о мерах безопасности. Так, срезая траву чистотела, руки увлажняются соком растения, поэтому следует следить за тем, чтобы сок не попал в глаза.
Вывод:
-Что вы посоветуете бабушке, когда она расстроится, что у нее на огороде много вредных жучков, которые портят урожай? (ответы детей)
-Будите ли вы срывать это растение? (ответы детей)
Остановка «Лесная аптека».
Ребята, если летом ваши мамы и бабушки не смогли заготовить лекарственные растения, то их можно приобрести в аптеках. В аптеках можно купить разные травы, микстуры, масла, чаи из трав.
Люди, которые заготавливают травы всегда знают и помнят, как правильно это делать. И мы с вами уже знакомились с этими правилами. А теперь я хочу узнать помните ли вы их?
(карточки правила сбора лекарственных растений).
-Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог, возле железнодорожных путей.
-Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет трава.
-Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
-После сбора растений надо тщательно вымыть руки.
- Нельзя при сборе топтать соседние растения, и рвать их с корнем.
-Какие еще правила сбора лекарственных растений вы помните?
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
2. Нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животными.
3. Собирать растения надо каждый вид отдельно.
4. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
5. Нельзя рвать много лекарственных растений.
6. Нельзя пробовать лекарственные растения на вкус.
7. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.
8. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
-Все ребята молодцы, потрудились от души!
- Сегодня вы узнали много нового и интересного.
- Ребята, здесь есть полянка с цветами.
-1. Кому не понравилось - возьмите синий цветочек.
-2. Кому понравилось и он узнал много нового и интересного – возьмите желтый цветочек.
-3. Кому очень, очень понравилось и он еще раз попутешествовал бы с Лесовичком - возьмите красный цветочек.