Кейс-метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична, где нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Плюралистичность высказываемых мнений способствует выработке критического взгляда на собственные представления, на позицию других участников, формирует культуру взаимодействия, признания правоты, превосходства или паритетности предлагаемых решений, одновременно развивает умение отстаивать свою точку зрения. Выступление в такой роли способствует значительной социализации учащихся, готовит их к реализации своих социальных функций, что особенно важно для тех, кто по роду своей профессиональной деятельности будет связаны со сферой общественных отношений.
В связи с этим использование кейс-метода особенно актуально на уроках литературы. Это тем более очевидно, что одним из источников формирования анализируемых ситуаций современная педагогика рассматривает художественную литературу, прежде всего классическую
При создании моделей конкретных ситуаций задействуются разнообразные, порой взаимоисключающие точки зрения на личность писателя, на значимость его творений, на вопросы авторства, на оценку идейно-художественного своеобразия произведений, широко используются, помимо художественных текстов и критических статей, воспоминания современников, письма, автобиографии, дневники и пр. Важнейшим руководящим принципом становится принцип деятельностного подхода, предусматривающий проектирование в учебном процессе таких ситуаций, в которых ученик выступает субъектом деятельности в реальных жизненных обстоятельствах, описанных в отечественной литературе или связанных с жизнью и творческим путем создателей художественных произведений.
Приведу примеры кейсов в соответствии с заявленными выше типами.
|