Submitted by Анна Владимировна Панкова on вс, 30/10/2016 - 19:01
Цели проекта:
1) углубить и расширить знания детей о природе, истории и культуре родного края, а также осуществить комплексный подход к воспитанию в духе патриотизма, приобщить дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитывать любовь и привязанность к родному краю;
2) создание условий для развития творческого потенциала детей дошкольного возраста, ориентирование на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, вовлечённых в педагогический процесс.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
- Развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим и культурным своеобразием родного региона.
- Формировать у старших дошкольников любовь к родному городу и чувство гордости за него; развивать уважение к землякам, прошлому, настоящему, культуре, достопримечательностям родного края.
Воспитательные задачи:
- Формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Развивающие задачи:
- Развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить мыслить, фантазировать.
Научно-методические задачи:
- Создать преемственные связи ДОУ, семьи, музеев города.
- Использовать инновационные технологии, направленные на развитие у старших дошкольников потребности в духовном развитии, развитии интереса к истории родного края.
- Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности.
- Повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов, методических разработок, участие в мероприятиях по данной проблеме).
- Создать методические условия для интегрированного обучения и воспитания дошкольников по развитию познавательной активности у детей, формированию гражданско-патриотических чувств.
- Создать условия для партнёрского взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу
Вид проекта: познавательный, групповой, творческий, практико-ориентированный, в течение 1 года.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.
Ожидаемые результаты:
• Развитие любви и бережного отношения к своей малой Родине;
• Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями, педагогами.
• Развитие креативных способностей детей и родителей
• Участия родителей в проведении совместных мероприятий.
Интернет ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
http://gatchinapalace.ru/
Экскурсионные занятия в Гатчинский дворец (продолжительность 2 год,1 раз в месяц).
Подбор литературы и произведений о Гатчине, исторических местах, знаменитых гатчинцах.
Подбор иллюстраций, фотографий по теме проекта.
Дидактические игры.
Организация выставок книг, рисунков, поделок.
Организация условий для открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, организация выставки творческих работ о Гатчине на уровне ДОУ).
Условия реализации проекта: интерес детей и родителей, методические разработки, интеграция со специалистами детского сада.
План реализации проекта.
Этапы проекта:
Собирательно – информационный.
Выявить интерес детей и их родителей для определения целей проекта.
Подбор литературы для участников проекта.
Работа с педагогами и специалистами ДОУ.
Организационно – практический.
Проведение с детьми непосредственно образовательной деятельности, на темы: «Мой любимый город - Гатчина», «Моя малая Родина!», «Улицы моего города».
Выставка рисунков «Мой город».
Конкурс поделок « Моя малая Родина».
Экскурсии по родному городу.
Фотовыставка «Моё самое любимое историческое место в городе».
Изготовление дидактических игр: «Карта моего города», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
Оформление стенда « Моя малая Родина», оформление уголка патриотического воспитания, изготовление макета города, изготовление карты города Гатчина, консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота», викторина для родителей «Родной свой край, люби и знай», разучивание стихов, песен о природе родного края, о Родине.
Завершающий – презентационный.
Проектное занятие - Тема: «Моя малая Родина-любимая Гатчина ».
Выставка детских работ.
Подведение итогов.
Беседа с детьми «Что мы узнали, чем и кем можем мы гордиться».
Предполагаемый результат:
1. Диагностика.
2. Активное участие детей в выставках, конкурсах, музыкально - патриотических мероприятиях, других видах деятельности.
3.Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
4.Освоение и применение доступных знаний детьми об истории родного края.
5.Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
6. Сформированы представления об историческом и культурном своеобразии родного городе.
7. Повышение ответственности у ребёнка за свои действия по отношению к природе Родины и уважению к своему историческому наследию.
8. Созданы условия для формирования таких качеств как бережному отношению к историческим памятникам и природе, уважение к труду, развит интерес к более глубокому изучению исторических особенностей, появилось чувство ответственности и гордости за свой родной город Гатчина.
9. Совместными усилиями (дети, родители, педагоги) создать альбом “Гатчинская азбука”.
В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена людей, которые прославили наш город, начнут проявлять интерес к событиям жизни своего города и выражать свои впечатления в продуктивной деятельности тогда цель и задачи проекта выполнены.
Достигнутые результаты:
1.Познавательная активность детей повысилась, уровень знаний и представлений высокая (результаты диагностики).
2.Повысилась активность родителей в делах детей, улучшились знания родителей об истории родного края.
3.Разработан план мероприятий по взаимодействию с социумом.
4.Разработан перспективный план работы по формированию знаний и представлений у детей о родном крае.
5.Создана развивающая среда в группе для детей.
Перспективное планирование.
Сроки
Виды деятельности
Участники
Продукт деятельности
Сентябрь
НОД «Город Гатчина – прошлое и настоящее»
Оформление альбома Моя малая Родина»
Выставка рисунков «Наш край»
Экскурсионное занятие во дворец
Воспитатели, дети и родители.
Экскурсовод
конспект
альбом
стенд
Октябрь
Оформление уголка патриотического воспитания
Экскурсионное занятие во дворец
Воспитатели, дети и родители.
Экскурсовод
фотографии
Ноябрь
Игра “Умники и умницы” «Что я знаю о своём городе»
Выставка рисунков «Я рисую природу родного края»
Экскурсионное занятие во дворец
Воспитатели, дети и родители.
Экскурсовод
сценарии
выставочный стенд
Декабрь
Экскурсия по городу «Знакомимся с улицами Гатчины»
Конкурс поделок «Мой горд красивый зимой»
Экскурсионное занятие во дворец
Воспитатели, дети и родители.
Экскурсовод
презентация
выход в город
выставка поделок+фото
Январь
Дидактическая игра «Карта моего города»
Экскурсионное занятие во дворец
воспитатели, дети и родители.
Экскурсовод
дидактическая игра
Февраль
Фотовыставка «Наши папы - самые лучшие»
Экскурсионное занятие во дворец
воспитатели, дети и родители.
Экскурсовод
выставка
Март
НОД «Как жили наши предки»
Экскурсия в этнический городской музей «Быт - прошлое и настоящее в нашем крае»
Изготовление макета города
Экскурсионное занятие во дворец
воспитатели, дети и родители.
Экскурсовод
конспект
выход в город
макет
Апрель
Викторина для родителей «Родной свой край, люби и знай»
Изготовление дидактической игры «Мой край родной»
Экскурсионное занятие во дворец
воспитатели, дети и родители.
Экскурсовод
викторина для родителей
дидактическая игра
Май
консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Экскурсионное занятие во дворец
Итоговое занятие по проекту
воспитатели, дети и родители.
Экскурсовод
консультация для родителей
презентация проекта
Диагностика.
Изучение результата применения проекта технологии при работе с дошкольниками стала диагностика выявления эффективности влияния нравственно – патриотического воспитания у детей 6 -7 лет. Были взяты критерии, отражающие следующее:
Ребёнок сам проявляет заинтересованность к изучению истории родного города
Высокий
Средний
Низкий
Начало года
5%
72%
23%
Конец года
58%
42%
0%
Взаимодействие педагогов ДОУ и семей воспитанников
Высокий
Средний
Низкий
Начало года
3%
57%
40%
Конец года
38%
62%%
0%
Уровень знаний и представлений ребёнка о городе
Высокий
Средний
Низкий
Начало года
3%
51%
46%
Конец года
48%
52%
0%
Диагностика показала, что у детей вырос интерес к родному краю, раскрылась эстетическая индивидуальность, обогатились впечатления детей, развилось восприятие прекрасного, дети научились делиться своими впечатлениями.
Установились партнерские отношения детей с педагогами, родители проявляли большую заинтересованность и активность к содержательному общению.
Результат проделанной работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через познание исторических и культурных особенностей города является весьма действенным и эффективным. Тесная связь установлена с семьями воспитанников. Успех ждёт тогда, когда сам взрослый будет знать и любить свою Родину, свой родной край, знать и гордиться людьми, которые прославили родной край.
Ребёнок – чистый лист, который впитывает в себя всё, что видит, слышит, чувствует. Помочь могут взрослые, которые получат высоконравственного человека, правильно направленного в воспитательное русло.