О становлении звукопроизношения.
Становление звукопроизношения у детей охватывает в среднем возрастной период от года до 5 – 6 лет. При этом звуки речи усваиваются не изолированно, а составе целых слов, звуковая структура которых по мере овладения ребёнком правильным звукопроизношением всё более и более уточняется. Ведущую роль в овладении ребёнком правильным звукопроизношением играет слух – он в полном смысле ведёт за собой непосредственное артикулирование звука, постепенно всё более и более уточняющееся. Различение всех звуков речи на слух доступно ребёнку уже с 2-летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3 – 4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным ещё несовершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет «подтягивать» своё произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослых.
Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности звуков определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в своём развитии несколько отстаёт от речеслухового. В силу этого ребёнок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определённого возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением. По этой причине в возрасте от года до двух лет он и овладевает произношением только самых простых по артикуляции звуков – гласных А, О, Э и губных согласных П, Б, М. Именно из этих звуков состоят всем хорошо известные самые первые, произносимые ребёнком слова.
В возрасте от 2 до 3 лет усваивается произношение гласных И, Ы, У, губно-зубные согласные Ф, В, наиболее простые из переднеязычных звуков Т, Д, Н, заднеязычные К, Г, Х и среднеязычный звук Й.
Произношением значительно более сложных по своей артикуляции свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков ребёнок овладевает в более поздние сроки – в возрасте от 3 до 5 лет.
Позднее всего, нередко лишь в возрасте 5 – 6 лет, ребёнок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков – Р и твёрдого Л.
Таким образом, до определённого возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется несовершенством. Это обстоятельство часто усыпляет бдительность родителей, которые всё списывают на возраст.
Однако у ребёнка могут наблюдаться такие особенности в произношении звуков речи, которые выходят за пределы возрастных и являются дефектами в полном смысле этого слова. Так, например, ребёнок может произносить звук каким-то необычным образом, искажённо («картавое» Р, «шепелявое» С, «воздушное», то есть произносимое с раздуванием щёк, Ш и т.п.). При нормальном строении артикуляторных органов и нормальной их подвижности такого рода особенности в произношении звуков не должны иметь места, за исключением редких случаев прямого подражания. А поскольку отмеченные дефекты в произношении звуков бывают вызваны специфическими причинами, то не приходится рассчитывать на исчезновение этих дефектов «с возрастом», а следует, как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.
|