Чтение и обыгрывание стихотворения К.И. Чуковского «Закаляка»
Submitted by Лилия Васильевна Ефанова on вс, 25/09/2016 - 20:49
Программное содержание: познакомить со стихотворением К.И. Чуковского «Закаляка»; вызвать желание выучить его наизусть, учить обыгрывать стихотворение с помощью выразительных жестов, движений, интонаций; воспитывать интерес к исполнительской деятельности, развивать творческие способности.
Ход занятия.
I. Воспитатель. Мы с вами выучили наизусть много стихотворений, знаем кто их написал. Может, вы назовёте имена поэтов, которые писали стихи, сказки для детей. Молодцы, вспомнили. Правильно, один из поэтов – сказочников – это Корей Иванович Чуковский (показывает портрет). Вы хорошо знаете его стихи, сказки. Предлагаю поучаствовать в викторине, отгадать и назвать их.
Викторина по произведениям К.И.Чуковского
У Корнея Ивановича была дочка, Мария. Дома её называли Мура. Она очень любила рисовать. Однажды…
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это ёлочка мохнатая.
Это козочка рогатая.
Это дядя с бородой.
Это домик с трубой.»
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»
«Это Бяка – Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала»
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»
«Я её боюсь!»
Скажите, почему Мура бросила тетрадь? (Показ рисунков.) Испугалась ли она Бяку – Закаляку? Как вы думаете, Мурочка трусишка? Или притворяется, что боится нарисованной Бяки – Закаляки? А может, папу хочет напугать? Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Ответы). Какое стихотворение: весёлое или грустное? Страшная ли на самом деле Бяка – Закаляка? (Ответы)
Разучим это стихотворение наизусть. Читать стихотворение буду я, одновременно показывая, какие действия там происходят. Ваша задача – повторять вместе со мной, кто запомнил слова и движения.
Дали Мурочке тетрадь.(Плавно раскрывает ладони, будто открывает тетрадь.)
Стала Мура рисовать. (Несколько волнообразных движений, имитирующих процесс рисования)
«Это ёлочка мохнатая. (Двумя руками одновременно «рисует» ветви ели от ствола книзу)
Это козочка рогатая. (Указательные пальцы приставляют к голове)
Это дядя с бородой (Рукой очерчивают контур длинной, окладистой бороды)
Это домик с трубой» (В воздухе рисуют контур домика и спиралеобразный дым.)
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное? (Преувеличенно испуганно).
С десятью ногами (Пошевеливая пальцами, опускают руки),
С десятью рогами?» (Растопыренные пальцы приставляются к голове).
«Это Бяка – Закаляка
Кусачая.
Я сама из головы её выдумала».(Полушепотом, прижимая указательный палец к губам)
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?» (Пожимая плечами, удивленно разводя руки в разные стороны)
«Я её боюсь!» (Шёпотом или громко, но одновременно испуганно и задорно)
«Показывая» стихотворение первый раз, педагог по ходу чтения даёт указания по выполнению тех или иных движений, второй раз ограничивается показом и выразительным чтением. Дети выполняют движения вместе с воспитателем. По их желанию показ стихотворения можно повторить.
II. Воспитатель. А сейчас мы поиграем в Бяку – Закаляку. Я, Бяка – Закаляка, сяду на стульчик и как бы засну. Вы должны подойти ко мне и выразить удивление.
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»
«Это Бяка – Закаляка
Кусачая…»
Тут Бяка – Закаляка проснётся и бросится вас ловить. А вы разбегайтесь! Кого Бяка поймает, того унесёт в свой дом. Но прежде повторим слова.
По желанию детей отрывок разыгрывается несколько раз.
III. В часы свободной деятельности детям можно предложить ещё один вариант обыгрывания стихотворения. Девочка – она исполняет роль Мурочки – сидит за столом, мальчик – исполнитель роли папы – стоит рядом и, показывая на девочку, начинает читать текст. Соответственно содержанию герои ведут диалог, «оформляя» текст и интонацией, и действиями.