«Рождённая в СССР» (урок развития речи в 6 классе, посвящённый 55летию школы № 17 г. Йошкар-Олы)
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания (должны были вспомнить типы и стили речи).
Задание № 1. Определите тип речи отрывка: «Господа стояли на крыльце и смотрели. Смотрели и с порога людской, даже крестились. А наутро староста залез на крышу господского дома и стал забивать доской слуховое окно».
Описание
Повествование
Рассуждение
Задание № 2. Определите тип речи отрывка: "Солнце и ветер. Весенний свет. Синицы и клесты поют брачным голосом. Корка наста от лыжи со звоном разлетается. Мелкий березняк в лучах солнца становится розовым. Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде ледника. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает на холодную сосульку. От этого вода замерзает, и сосулька утром растет в толщину".
Описание
Повествование
Рассуждение
Задание № 3. Определите тип речи отрывка: "В образовании звуков принимают участие легкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга".
Описание
Повествование
Рассуждение
Задание № 4. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст:
1) Она оказалась меньше всех.
2) Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.
3) На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.
4) Пятая планета была очень занятная.
4,2,1,3
4,1,3,2
1,3,2,4
Задание № 5. Укажите стиль речи текста:
"Берестяные грамоты - древнерусские письма и документы 11-15 веков, процарапанные на березовой коре (бересте)".
Художественный
Научный
Официально-деловой
Определение темы и постановка цели урока
Слова учителя: «Дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы учимся в здании, которое было построено в 1981 году, но самое первое здание школы № 17 торжественно открыли в 1960 году, сейчас это здание Эколого-биологического центра. Это было время существования большого и сильного государства под названием СССР, то есть нашу школу можно назвать «рождённой в СССР». Поэтому сегодняшний урок в этот юбилейный год мне хотелось бы посвятить не нынешней 55летней российской школе, а той, которая жила в советское время. Мне хотелось бы показать вам, какими были школьники того времени, как они учились, как отдыхали и во что играли, а также - какими были традиции обычной советской средней школы № 17.
В этом вам помогут наши уважаемые гости, которые тоже были рождены в СССР. Они были детьми в интересующее нас время, а некоторые из них уже начинали работать именно в нашей школе. Гости будут вашими консультантами.
Сейчас весь класс мы поделим на три команды и дадим в руки капитану каждой команды материалы для изучения, а так же словарики и инструкции к работе для того, чтобы к концу второго урока у каждой команды было готово выступление, посвящённое одной сфере деятельности школы, рождённой в СССР. Обязательным условием выступления является следующее:
Рассказ должен представлять собою повествование с элементами описания.
Рассказ должен включать в себя демонстрацию экспонатов.
Текст должен быть выстроен правильно с точки зрения речи и логики.
Выступать должны несколько участников команды.
Рассказ будет оценён гостями, которые определят призовые места и поставят оценку за урок всей команде в целом.
Кроме того, из архивов музея вам будут предоставлены экспонаты, которые помогут найти нужную информацию. Экспонаты разрешается брать в руки, примерять, приборы можно включать под присмотром консультантов.
Еще одним источником информации будут являться старые фотографии с надписями-подсказками.
Основная часть
Разделение на команды. Первая команда готовит рассказ на тему: «Пионерская и комсомольская организации в школе». Вторая: «Учебный и воспитательный процесс в школе № 17». Третья: «Военно-патриотическая работа в школе № 17»
Распределение консультантов. Первая команда – Синушкина Елена Эриковна, завуч школы по УВР, учитель во втором поколении, и Аклина Лариса Никандровна, учитель марийского языка; вторая – Чезганова Людмила Артемьевна, учитель русского языка и литературы, руководитель МО; третья – Юдин Алексей Геннадьевич, учитель биологии и ОБЖ; Богатырева Ирина Владимировна, директор школы № 17 с 2007 года, учитель во втором поколении.
Получение экспонатов и материалов.
Подготовка к выступлению.
Выступление команд.
Заключительное выступление жюри. Оценка команд.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Написать развёрнутый ответ-рассуждение на вопрос: «Каково было учиться в школе, рождённой в СССР?»