Диагностика
речевого развития детей 5- 7 лет с ОНР III вида.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
3 – нет ошибок;
2 – одна-две ошибки;
1 – три ошибки;
0 – более трёх ошибок.
Четыре задания на доступном и соответствующем периоду обучения речевом материале.
I. Повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками.
1 год: па-ба, да-та, та-да-та, ка-га-ка;
2 год: па-пя-па, са-са-за, ши-жи-ши.
II. Выделение заданного звука
1-ый год обучения: выделить звуки из ряда слов.
1-е и 2-е обследования:
Ш – стена, шум, дом, наш, нос, кошка
У – нос, ухо, кот, иду, лак, суп
К – сом, кот, лоб, мак, дом, окно
3- е обследование:
Ш – листок, малыш, стена, шапка, дыня, Маша
У – улитка, солнце, кукла, мячик, кенгуру
К – тетрадь, карман, палец, лампа, буква
2-ой год обучения: выделить звуки из ряда слов.
1-е обследование:
Р- шуба, рыба, замок, топор, слон, кран
Л – каска, лодка, дверь, стол, домик, кресло
О – рука, окно, стул, ведро, кукла, стол
2-е обследование
Р – телефон, забор, капуста, родина, лесовик, муравей,
Л – небо, лампа, фуражка, полоса, тетрадь, футбол
О – рыба, окунь, лиса, поле, мячик, пальто
З-е обследование
Р – дневник, квадрат, аптека, растение, апельсин, помидор
Л – труба, лопата, самокат, велосипед, дерево, крокодил
О – шкаф, облако, машина, кино, заяц, колобок
III. Придумать слово с заданным звуком
1-ый год обучения:
Придумать по два слова со звуками:
2-е обследование: –к–, –а–, –н– (звуки в любой позиции)
3-е обследование: –п–, –м–, –у– (звуки в любой позиции)
2-ой год обучения:
1-е обследование: придумать по три слова со звуками –к–, –а–, –м– (звуки в любой позиции)
2-е обследование: придумать по два слова со звуками –ш–, –л–, –х– (в начале, в середине и в конце слова)
3-е обследование: придумать по три слова со звуками –п–, –р–, –с– (в начале, в сердине и в конце слова)
IV. Звуковой анализ слова
Определить позицию звука в словах (три позиции). Четвёртое слово любое.
А – аист, дом, рука, мак
К – кот, рак, парта, окно
М – мак, дом, диван, лампа
Ш – стенка, шуба, малыш, кошка
С – сом, коса, комок, нос
У – утка, муха, бегу, черепаха
Ч – чайка, луч, точка, каска
Н – санки, носок, слон, лучик
Щ – щепка, лещ, овощи, тополь
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕЧИ
3 – называние семи и более слов;
2 – называние пяти – шести слов;
1 – называние трёх –четырёх слов;
0 – называние одного – двух слов.
I. Предметный словарь: назвать предметы.
1-ый год обучения:
1-е обследование: овощи, фрукты, дикие животные
2-е обследование: деревья, посуда, зимующие птицы
3-е обследование: дикие животные, игрушки, транспорт
2-ой год обучения:
1-е обследование: птицы, дикие животные, фрукты
2-е обследование: транспорт, деревья, домашние животные
3-е обследование: профессии, школьне принадлежности,насекомые.
II. Словарь признаков: подобрать слова – признаки к предметам:
1-ый год обучения:
1-е обследование: кукла
2-е обследование: собака
3-е обследование: мяч
2-ой год обучения:
1-е обследование: яблоко
2-е обследование: человек
3-е обследование: машина
III. Словарь действий: назвать, что делает.
1-ый год обучения:
1-е обследование: кошка
2-е обследование: птица
3-е обследование: повар
2-ой год обучения:
1-е обследование: повар
2-е обследование: заяц
3-е обследование: бабочка
IV. Словоизменение и словообразование:
3 – ни одной ошибки;
2 – не более двух ошибок;
1 – три ошибки;
0 – более трёх ошибок.
1-ый год обучения:
- назвать предметы во множественном числе;
- образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- согласование числительных с существительными;
- про что можно сказать - мой, моя, моё (дети самостоятельно подбирают слова);
- употребление в речи простых предлогов (у, в, из, на, с, к, от, под)
2-ой год обучения:
- назвать предметы во множественном числе;
- образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- согласование числительных с существительными;
- про что можно сказать - мой, моя, моё (дети самостоятельно подбирают слова);
- употребление в речи простых и сложных предлогов;
- образование относительных прилагательных (сумка из кожи –; мяч из резины – ; стол из дерева – ; кофта из шерсти – ;)
- образование притяжательных прилагательных от разных слов (заяц – ; лиса – ; медведь – ; белка – ;)
ДИАГНОСТИКА СВЯНОЙ РЕЧИ
I. Пересказ.
1-ый год обучения:
1-е обследование:
Кот.
Увидел кот на столе банку с молоком. Залез кот на стол, толкнул банку. Банка упала на пол. Молоко растеклось по полу. Кот стал лакать молоко.
2-е обследование:
Ёжик.
Живёт в лесу ёжик. Летом ёжик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ёжика. Ёжик всю зиму спит.
3-е обследование:
Собака Пушок.
У Саши была собака Пушок. Ушёл Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок шалун. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож.
2-ой год обучения:
1-е обследование:
Умная галка.
Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка никак не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.
2-е обследование:
Вороны.
Юра и Володя пришли в лес. Они нашли на берёзе гнездо. В гнезде были птенцы ворон. Ребята хотели вынуть из гнезда птенцов. Налетели вороны. Вороны клевали мальчиков и били их крыльями. Юра и Володя спустились с берёзы и убежали. Так вороны спасли своих птенцов.
3-е обследование:
Творческий рассказ (вместо пересказа). Придумать конец истории.
Наступила весна. Солнце сверкает в небе. Марина спешила во двор. Там её ждали подруги. Марина спускалась по лестнице и вдруг услышала жалобное мяуканье …
II. Рассказ по серии сюжетных картинок (пособие Филичевой Т.Б., Соболевой А.В.).
1-ый год обучения:
1-е обследование: «Шалун»
2-е обследование: «Заяц и морковка»
3-е обследование: «Нашли ежа».
2-ой год обучения:
1-е обследование: «Хитрый мышонок»
2-е обследование: «Просто старушка»
3-е обследование: «Цапля»
III. Рассказ по сюжетной картинке
1-ый год обучения:
1-е обследование: «Бабочка»
2-е обследование: «Котята»
3-е обследование: «Мишка»
2-ой год обучения:
1-е обследование: «Кораблик»
2-е обследование: «Болезнь»
3-е обследование: «Весна»
IV. Описательный рассказ.
1-ый год обучения:
1-е обследование: яблоко
2-е обследование: домашнее животное
3-е обследование: транспорт
2-ой год обучения:
1-е обследование: мягкая игрушка
2-е обследование: дикое животное
3-е обследование: весна
Оценка связной речи
Баллы
|
Пересказ,
твор. рассказ
|
Рассказ по серии картинок
|
Рассказ по сюжетной картине
|
Описание предмета
|
3
|
Составлен самостоятельно; полностью передаётся содержание; соблюдается связность и последовательность изложения, грамматические нормы; употребляются разнообразные языковые средства.
|
Составлен самостоятельно; полно и адекватно отражён сюжет; соблюдены грамматические нормы языка.
|
Составлен самостоятельно полно, точно, связно и послндовательно, с соблюдением языковых норм.
|
Описан самостоятельно, последовательно; полностью и точно.
|
2
|
Составлен с некоторой помощью (побуждения, наводящих вопросов); полностью передаётся содержание; отмечаются отдельные нарушения связности, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные ошибки в структуре предложений.
|
Сотавлен с помощью; достаточно полно отражено содержание; возможны пропуски отдельных деталей, в целом, не нарушающие соответствия сюжету; неявно выраженные нарушения связности: единичные ошибки в построении фраз.
|
Составлен с небольшой помощью; нарушена связность; пропуски эпизодов и отдельные морфолого-синтаксические нарушения.
|
Описан самостоятельно или с небольшой помощью; в целом павильно, но неполно; морфолого-синтаксические нарушения.
|
1
|
Используются повторные наводящие вопросы; пропуски отдельных элементов или целого фрагмента; неоднократные нарушения связности; единичные смысловые несоответствия.
|
Составлен с помощью наводящих вопросов и указаний; нарушена связность; пропуски нескольких эпизодов; отдельные смыслоые несоответствия.
|
Составлен с помощью наводящих вопросов; нарушена связность; пропуски, смысловые несоответствия.
|
Описан по наводящим вопросам, неполно, неточно; лексические и синтаксические затруднения.
|
0
|
Составлен по наводящим вопросам; связность значительно нарушена; пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается последовательность; бедность и однообразие языковых средств
|
Составлен с помощью наводящих вопросов; связность резко нарушена; пропуск существенных эпизодов и целых фрагментов, что искажает сюжет; смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением деталей
|
Задание не выполнено даже с помощью вопросов; большая часть рассказа простое перечисление предметов и действий; бедность содержания; нет связности; грубые лексико-грамматические ошибки.
|
Описан с помощью, по наводящим вопросам; крайне бедный словарь; нет последова-тельности; выра-женный аграм-матизм, затрудняющий воспиятие предмета.
|
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Оценивается в баллах:
IV – все звуки есть;
III – нарушены 1-2 звука, звуки в стадии автоматизации;
II – нарушена одна группа звуков;
I – нарушены две и более групп звуков.
Проверка производится по следующим критериям:
- нет звука;
- звук автоматизируется в слогах и в словах;
- звук автоматизируется в предложениях и в стихах;
- звук автоматизируется в речи;
- звук полностью автоматизирован и дифференцируется с другими.
РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ ГРУППЫ (УРОВНЕВЫЙ)
1 – начало года
2 – середина года
3 – конец года
I – низкий – от 0 до 3;
II – средне-низкий – от 4 до 6;
III – средний – от 7 до 9;
IV – средне – высокий – от 10 до 12;
ЛИТЕРАТУРА К ДИАГНОСТИКЕ:
- Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб, 2006.
- Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб.методических рекомендаций. – СПб., Москва:САГА:ФОРУМ,2006
|