Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Татьяны милый идеал

Submitted by Галина Петровна Шарова on Sat, 27/08/2016 - 20:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шарова Г.П.
Место работы, должность: 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование»

учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цели:

  • Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини;
  • Определить авторское отношение к любовной драме Татьяны;
  • Выяснить, почему не состоялось счастье главных героев;
  • Раскрыть средства создания образа Татьяны.
  • Оценить значение образа Татьяны для русского сознания.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Поурочные планы по русской литературе. Первая половина XIX века. 10 класс, 1 полугодие. И.В. Золотарева, Т.И.Михайлова. Москва, «ВАКО», 2004.
  2. Турчинская Б.И., Горохова  Л.Н. и др. Литература в 9ом классе. Урок за уроком. Москва. Русское слово. 2007
  3. Генералова И.С. Поурочное планирование по литературе. К учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература ХIХ века» в 2-х частях. Изд. «Экзамен», Москва, 2008
  4. Зуев Н. Татьяна и Онегин в эпилоге романа. Опыт медленного чтения.//Литература в школе. 1997, №3.
  5. Егоров В.Н. Проблема нигилизма и пути его преодоления в творчестве А.С.Пушкина.//Литература в школе. 2000, №3.
  6. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». Статья пятая «Татьяна, русская душою …»//Литература в школе. 2000, №3.
Используемая методическая литература: 
  1. Поурочные планы по русской литературе. Первая половина XIX века. 10 класс, 1 полугодие. И.В. Золотарева, Т.И.Михайлова. Москва, «ВАКО», 2004.
  2. Турчинская Б.И., Горохова  Л.Н. и др. Литература в 9ом классе. Урок за уроком. Москва. Русское слово. 2007
  3. Генералова И.С. Поурочное планирование по литературе. К учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература ХIХ века» в 2-х частях. Изд. «Экзамен», Москва, 2008
  4. Зуев Н. Татьяна и Онегин в эпилоге романа. Опыт медленного чтения.//Литература в школе. 1997, №3.
  5. Егоров В.Н. Проблема нигилизма и пути его преодоления в творчестве А.С.Пушкина.//Литература в школе. 2000, №3.
  6. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». Статья пятая «Татьяна, русская душою …»//Литература в школе. 2000, №3.
Используемое оборудование: 

портрет А.С.Пушкина

иллюстрации к роману «Евгений Онегин»

фрагмент из оперы П.Чайковского (ария Онегина)

художественное чтение (арт. С.Юрский)

вальс

выставка «А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

диск «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»

Используемые ЦОР: 

диск «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»

Краткое описание: 
<p><strong>Открытый урок по литературе</strong></p> <p><strong>в 9 классе на тему:</strong></p> <p><strong>&laquo;Татьяны милый идеал&raquo;</strong></p> <p><strong>(по роману А.С.Пушкина &laquo;Евгений Онегин&raquo;)</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Учитель русского языка и литературы</strong></p> <p><strong>Высшая квалификационная категория</strong></p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Шарова Г.П.</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong><u>Цели:</u></strong></p> <ul> <li>Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини;</li> <li>Определить авторское отношение к любовной драме Татьяны;</li> <li>Выяснить, почему не состоялось счастье главных героев;</li> <li>Раскрыть средства создания образа Татьяны.</li> <li>Оценить значение образа Татьяны для русского сознания.</li> </ul> <p><strong><u>Оборудование:</u></strong>&nbsp;&nbsp; портрет А.С.Пушкина</p> <p>иллюстрации к роману &laquo;Евгений Онегин&raquo;</p> <p>фрагмент из оперы П.Чайковского (ария Онегина)</p> <p>художественное чтение (арт. С.Юрский)</p> <p>вальс</p> <p>выставка &laquo;А.С.Пушкин &laquo;Евгений Онегин&raquo;</p> <p>диск &laquo;А.С.Пушкин в зеркале двух столетий&raquo;</p>

Открытый урок по литературе

в 9 классе на тему:

«Татьяны милый идеал»

(по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

 

Учитель русского языка и литературы

Высшая квалификационная категория

                                                               Шарова Г.П.

 

 

Цели:

  • Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини;
  • Определить авторское отношение к любовной драме Татьяны;
  • Выяснить, почему не состоялось счастье главных героев;
  • Раскрыть средства создания образа Татьяны.
  • Оценить значение образа Татьяны для русского сознания.

Оборудование:   портрет А.С.Пушкина

иллюстрации к роману «Евгений Онегин»

фрагмент из оперы П.Чайковского (ария Онегина)

художественное чтение (арт. С.Юрский)

вальс

выставка «А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

диск «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»

 

Ход урока.

Звучит классическая музыка.

Выразительное чтение наизусть «Письма Татьяны»

Вступление. Слово учителя: Любому читателю известны строки  письма Татьяны, героини романа Пушкина «Евгений Онегин». Наш урок посвящен ей, Татьяне Лариной.

Давайте вместе определим тему урока.

(Предлагают учащиеся)

Ребята, а как называется в литературе образ, воплотивший в себе лучшие черты?

(работа учащихся со словарем: слово «идеал»)

Итак, тема урока «Татьяны милый идеал» ( цели урока на доске)

Постарайтесь в ходе урока записать цитаты, характеризующие образ Татьяны.

I страница в изучении образа Татьяны (детство и юность Татьяны)

I «Итак, она звалась Татьяной…»

Прочитаем первые строки Пушкина, в которых он говорит о Татьяне (гл. II строфа 24). «Ее сестра звалась Татьяна…»

1 вопрос. Какова роль имени в создании образа главной героини? (ответы учащихся)

2 вопрос. Что повлияло на формирование мироощущения Татьяны? (ответы учащихся на основе анализа строф гл.2)

3 вопрос. Почему поэт подчеркивает, что она не блещет красотой внешней? Какой внутренний мир Татьяны? (ответы учащихся)

Белинский В.Г. писал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал»

 4 вопрос. Каких героинь напоминает вам Татьяна? Что дает сравнение Татьяны со Светланой, героиней баллады Жуковского? (учащиеся сравнивают Татьяну с Машей Мироновой, героиней повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Отмечают черты сходства со Светланой Жуковского: поэтичность, мечтательность, влюбленность)

Ребята, обратимся к иллюстрациям к роману «Евгений Онегин». Перед вами портреты Татьяны, героини пушкинского романа. Художники Кузьмин, Рейтерн, Соколов, Константинов, Добужинский неоднократно обращались к этому образу.

А такой изобразили Татьяну наши современники, ученики 9 А класса (портреты Татьяны на доске).

Переходим ко II странице. (Встреча Татьяны с Онегиным и любовь к нему).

II «Душа ждала кого-нибудь

 и дождалась».

  1. Проследите по страницам 17 – 21 второй главы, прислушивается ли Татьяна к словам няни, которая рассказывает ей о патриархальных отношениях к любви и браку

(чтение по ролям)

Вывод: Она няню не слушает. Татьяна в смятении, она не может сдерживать свои чувства и пишет письмо. Перед нами не кокетка, она не может лицемерить - «Татьяна любит не шутя»

2. Почему Пушкин обращается к внутреннему монологу, раскрывая душевный склад Татьяны? Что вам открыло письмо Онегину?

(ответ учащихся. Средства раскрытия образа Татьяны: портрет, авторская характеристика, внутренний монолог: письмо, сон Татьяны)

Иллюстрации: «Татьяна у окна», «Татьяна пишет письмо».

3. Считаете ли вы, что встреча в саду Татьяны с Онегиным самая тяжелая в ее жизни? (глава    строфа     )

  • выразительное чтение наизусть монолога Онегина
  • ответ учащихся: какая Татьяна в сцене в саду.

Давайте вспомним, каким предстает Онегин в начале романа?

(ответ учащихся: «забав и роскоши дитя», молодой повеса» и т.д.

А теперь прослушаем фрагмент. Художественное чтение отрывка романа Сергеем Юрским Юрским.

(видеозапись фрагмента).

Зная Онегина как «молодого повесу», мы все же делаем вывод, что в сцене свидания Онегина с Татьяной в саду он поступает… как?

(ответ учащихся)

Почему автор приводит Татьяну в опустевший дом Онегина?

(ответ учащихся. «Уж не пародия ли он?»)

3 страница «Татьяна в финале романа»

III А счастье было так возможно,

Так близко…»

1. Изменилась ли Татьяна в финале романа? (гл.8) Если да, то в чем?

    (учащиеся находят в тексте строки, где автор описывает появление           

Татьяны в Петербурге на балу)

Звучит вальс. Иллюстрация к роману «Бал»

(ответ учащихся: Татьяна не изменилась. Анализ эпизода их встречи)

2. Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую даму?

 (ответ учащихся: Татьяна – «законодательница мод»)

Увидев Татьяну на балу, Онегин был поражен: «Ужель та самая Татьяна?» Прослушаем фрагмент из оперы Чайковского, арию Онегина.

Звучит фрагмент из оперы. (CC строфа, восьмая гл.)

В романе Пушкина нет намека даже на возможность счастливого конца с Онегиным. Чайковский, работая над одноименной оперой, при всех отступлениях от романа в силу оперной специфики, очень скоро понял, что задуманный им первоначально счастливый конец – невозможен. Онегин в последних лирических сценах развенчан Чайковским более, чем автором романа.

3. Сравните письмо Онегина с письмом Татьяны.

1)Чтение наизусть письма Онегина.

Сколько писем написал Онегин? Почему Пушкин не дал нам их прочитать?

2)ответ учащихся

3)Вернемся к сцене свидания Татьяны с Онегиным. Какой показана Татьяна?

- «сидит, не убрана, одна…»

- Почему Пушкин так скуп в описании Татьяны?

5) Чтение наизусть монолога Татьяны

    -Какой смысл вложил автор в фразы  «Я вышла замуж» и «Я другому отдана»

4. Почему любя Онегина, Татьяна отказывается от счастья?

(ответ учащихся)

Пушкин долго работал над сюжетом романа. Современница поэта А.Т. Новосильцева вспоминает, как она предложила Пушкину свой вариант развития романа после дуэли с Ленским: «Я ранила бы Онегина, Татьяна за ним ходила, и он бы оценил ее и полюбил ее.» - «Ну нет, он Татьяны не стоил», - ответил Пушкин.

Достоевский писал: «Я вот как думаю: если б Татьяна даже стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы не пошла за Онегиным. Надо же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит кто он такой: вечный скиталец вдруг увидел женщину, которую прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке, - ведь в этой обстановке –то, пожалуй, и вся суть дела! Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет – свет, этот страшный авторитет для Онегина».  (Неточность. Муж-старик?  Строфа 23)

С Онегиным он вспоминает

Проказы, шутки прежних лет.

Они смеются.

Мы можем заключить, что Онегин и муж Татьяны – ровесники. А генералами тогда становились и ранее 30 лет.

«А счастье было так возможно…» Условием этого возможного счастья было понимание Онегиным Татьяны тогда, в деревне. Но он не понял ни тогда, ни позже, что такие натуры, как Татьяна, любят один раз. Последнее пожелание Онегина Татьяна выполнила с лихвой «Учитесь властвовать собой» и в этом даже превзошла своего учителя.

К концу романа Татьяна достигает нравственной высоты, внутренней гармонии, душевного покоя.

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,                                       строфа14, гл.8

Без взора наглого на всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

Пушкин в образе Татьяны впервые в русской литературе представил нам идею «монастыря в миру». Живя в миру, Татьяна преодолела его суету и страсти, противопоставив ему свой внутренний духовный мир – монастырь. И общество преклонилось перед ней, повинуясь ее тайной духовной крепости и нравственной чистоте.

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей

Девицы проходили тише

Пред ней по зале…

Татьяна преодолела последнее искушение демона – совратителя Онегина. К концу романа Татьяна приближается к своему первообразу, к той святой христианской мученицы Татианы, в честь которой ее нарекли.

Достоевский писал: «Это тип положительной красоты,

                                   Это апофеоза русской женщины»

Читается отрывок из речи Ф.М. Достоевского на открытии памятника А.С.Пушкину.

Тест по роману «Евгений Онегин»

Итог урока. Домашнее задание. Используя цитаты, подготовить устное сообщение «Татьяна – любимая героиня Пушкина».   

 

Литература

 

  1. Поурочные планы по русской литературе. Первая половина XIX века. 10 класс, 1 полугодие. И.В. Золотарева, Т.И.Михайлова. Москва, «ВАКО», 2004.
  2. Турчинская Б.И., Горохова  Л.Н. и др. Литература в 9ом классе. Урок за уроком. Москва. Русское слово. 2007
  3. Генералова И.С. Поурочное планирование по литературе. К учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература ХIХ века» в 2-х частях. Изд. «Экзамен», Москва, 2008
  4. Зуев Н. Татьяна и Онегин в эпилоге романа. Опыт медленного чтения.//Литература в школе. 1997, №3.
  5. Егоров В.Н. Проблема нигилизма и пути его преодоления в творчестве А.С.Пушкина.//Литература в школе. 2000, №3.
  6. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». Статья пятая «Татьяна, русская душою …»//Литература в школе. 2000, №3.

 

 

  


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн