- Обобщить знания учащихся об имени прилагательном
Задачи:
Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи, находить имена прилагательные в тексте, способствовать развитию умения писать родовые окончания имён прилагательных;
Содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию коммуникативных навыков, осуществлению самоконтроля; рефлексии.
Воспитывать уважительное отношение к учебной деятельности сверстников, воспитание этических чувств.
Планируемые результаты:
- личностные
- предметные
- метапредметные
Личностные результаты:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре, группе
развитие самостоятельности;
развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Предметные результаты:
Формировать знания учащихся об имени прилагательном;
Повторить что такое имя прилагательное; упражняться в нахождении имён прилагательных в предложениях, употреблении их в речи;
Развивать умение осознанно употреблять прилагательные в речи;
Способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Форма работы учащихся
Сочетание фронтальных, парных, индивидуальных форм работы.
Необходимое техническое оборудование и материалы
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку; учебник, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.
Технологическая карта
Этап урока
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
слайд
Организационный
момент
Словарная работа
Актуализация знаний.
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности.
Психологический настрой
Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету прошепчу: будет интересно!
Откройте тетради
- Запишите число, классная работа
-Назовите орфограмму в слове апреля, классная, работа
- Можно ли проверить эти слова?
- Прочитайте буквы, записанные на доске.
- Как вы считаете, какая буква лишняя?
-Почему?
- У вас листы оценивания с этапами работы на уроке. Вы будете закрашивать смайлики соответствующим цветом: зелёный - все понятно, жёлтый - понятно, но есть вопросы, красный - не понятно.
- Дополнительное задание на карточках у каждого на столах.
Дети пишут.
Называют орфограммы в словах.
-Это слова словарные.
Учащиеся читают буквы: а, о, е, и
Высказывают свои предположения
Доказывают свою точку зрения.
Пишут буквы в тетради
Рассматривают лист оценивания
Регулятивные
Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности
Постановка проблемы.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, создать условия поиска.
Ребята, а какую часть речи повторим, мы узнаем, отгадав загадку:
- Я слово ищу необычное, звучное
Особое, сильное, лучшее.
Короткое, длинное, красное, синее
Неброское, яркое, очень красивое
Оно уменьшительное или ласкательное.
А называется имя …
- А что такое имя прилагательное?
- Проговорите в парах
- Проговариваем вслух
- Какие учебные задачи поставим на урок?
Договаривают слово
Проговаривают в парах друг другу
Проговаривают вслух
- Будем учиться употреблять имена прилагательные в речи, находить имена прилагательные среди других частей речи
Предметные, регулятивные
Умение поставить учебную задачу.
Слайд 1
Слайд 2
Словарная работа
Картинный диктант
- Запишите слова в 1 столбик.
- Подчеркните орфограмму в словах.
- Можно ли проверить орфограмму в словарных словах?
- А что нужно делать с такими словами?
- Проверьте правильность написания слов по орфографическому словарю.
- Поднимите руку, у кого все слова написаны правильно.
Записывают слова в 1 столбик
Подчёркивают
- Нет
- Запоминать
Проверяют по учебнику.
Поднимают руку.
Слайд 3-10
- Вернёмся к словам: подберите к именам существительным имена прилагательные.
- Какой делают нашу речь имена прилагательные?
- Какое значение они могут иметь?
- Устно определите значение имён прилагательных.
- Оцените работу на листах оценивания.
- Проанализируйте свою работу на данном этапе.
Записывают имена прилагательные к именам существительным.
Высказывают свои предположения.
Определяют значение
Оценивают работу.
Дети анализируют.
Регулятивные
Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в группах
Итак, следующий этап:
- Выполнение упражнений.
- Работа в группах.
- Прочитаем текст.
- Работают 2 группы.
- 1 группа – выписывают имена прилагательные вместе с существительными в единственном числе
2 группа – имена прилагательные вместе с существительными во множественном числе (раздаю тексты и листы бумаги каждой группе)
- Представьте свою работу от группы
Итак, как изменяются имена прилагательные?
- От какой части речи зависит число прилагательных?
- Оцените работу в группах на листах.
Читают текст
Работают в группах
Представляют
- По числам
- От существительных
Оценивают
Личностные.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Регулятивные.
Способность принимать и сохранять учебную задачу.
Слайд 11-12
Фронтальный опрос
- Итак, пока работают в группах, остальные ребята сравнивают группы предметов.
Сравнение групп предметов
- Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы:
Дети свободно встают между рядами по команде учителя « 1-2 – 3- 4» поворачиваются и смотрят на картинки; по команде закрывают глаза и отвечают на вопросы «Что изображено на той или другой картинке»
Работа с двойным текстом.
Работа в парах
Тихо садимся, проверяем правильность посадки и начинаем работать дальше. Прочитайте тексты.
Во множественном числе нельзя у прилагательных определить род.
Говорливые ручьи, голосистые птицы.
Здесь прилагательные стоят во множественном числе. Во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.
Женский, мужской, средний род, единственное число.
Слайд 15
Физминутка
- Молодцы. А сейчас отдыхаем.
Сели все правильно, прижались к спинке стула, руки опустили вниз, ноги поставили на пол, выполняем гимнастику для глаз - Посмотреть вверх, затем вниз. - Посмотреть вправо, затем влево. - Быстро и легко поморгать глазами, “как мотылек”. - С усилием зажмурить глаза, открыть, легко поморгать. - Посмотреть на указательный палец вытянутой вперед руки. - Приблизить палец к носу, посмотреть на нос. – Закрыть глаза, улыбнуться немного так посидеть.
Повторяют движения.
Применение знаний в изменённых ситуациях.
Разноуровневая самостоятельная работа.
Открыли глаза. Продолжаем работу. Следующее задание по выбору. На партах лежат листочки, выберите то задание, с которым вы справитесь.
….утром Кирилл пошел в … рощу. На травке засверкала …роса. Запели…птицы.
Вставить имена прилагательные, определи род и число.
Ярко светит весеннее солнце. Побежали по дорогам говорливые ручьи. Дети пускают бумажные кораблики.
Подчеркнуть имена прилагательные, определите род и число.
Самоанализ и самоконтроль
Взаимопроверка
Проверка работы.
Регулятивные: контроль, взаимоконтроль
Рефлексия.
Цель: умение применять свои знания на практике;
Развитие знаний и умений в самостоятельной деятельности.