Самоанализ урока по алгебре в 9 классе
Тема: «Сумма п-первых членов геометрической прогрессии».
Данный урок является пятнадцатым (из 21) в разделе «Прогрессии» курса алгебры 9 класса; третьим (из 4) по данной теме. В нем широко используются ранее полученные знания:
- определение геометрической прогрессии,
- формулы п-члена геометрической прогрессии,
- формулы сокращенного умножения,
- свойства степеней,
- решение уравнений, содержащих степень.
Задания на нахождение Sn геометрической прогрессии включены в итоговую аттестацию учащихся 9, 11 классов (ЕГЭ); находят широкое применение в практической деятельности человека (в экономике, экологии, геометрии и т.д.)
Урок проводился в 9 классе. В нем 25 человек, из которых имеют оценки «4» и «5», одна ученица имеет «2» по алгебре, остальные – «3». По результатам диагностик, проводимых психологом школы у 66% учащихся преобладающий вид памяти зрительный, моторный – у 3%, слуховой – 10%, смешанный у 21% учащихся; преобладающий объем внимания и уровень работоспособности – средние, мышление по аналогии развито у 48%, умение сравнивать у 52% учащихся. По своему темпераменту – дети подвижные, эмоциональные. Для них требуется постоянная смена деятельности на уроке.
При планировании урока был учтён различный уровень подготовки учащихся.
Учитывая особенности класса, цели урока были следующие:
Образовательные цели:
- обобщить и закрепить теоретические знания по теме;
- отработка умений и навыков применения формулы п-первых членов геометрической прогрессии в стандартных и новых ситуациях;
Воспитательные цели:
- поддержание интереса к урокам математики.
- развитие чувства взаимопомощи;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Развивающие цели:
- развивать логическое мышление;
- развивать умение работать в команде развивать память, внимание, мышление.
Здоровьесберегающие цели:
- расширить знания о здоровом образе жизни..
Все поставленные на уроке решались комплексно.
Главные задачи – образовательная и здоровьесберегающая.
Выбранная структура урока и его содержание, рациональны для реализации поставленных целей.
Тип урока – урок закрепления и совершенствования знаний.
Структура урока.
- Организационный этап.
- Цели и задачи урока.
- Этап актуализации знаний ( устный счет).
- Обобщение и систематизация теоретических знаний (составление кластера).
- Воспроизведение знаний и способов действий в стандартных и новых ситуациях (основная часть урока).
- Контроль сформированности умений и навыков (решение теста).
- Подведение итога урока.
- Домашнее задание. Инструктаж.
Такая структура урока, считаю, соответствует типу урока закрепления и совершенствования знаний, которая позволяет не только корректировать опорные знания, но и расширяет способности учащихся применять эти знания в новых ситуациях; предусматривает контроль усвоения материала.
Время на всех этапах урока пыталась распределить рационально. Большая часть урока отводилась на закрепление и совершенствование навыков в соответствии с образовательной задачей. Переходы между этапами урока были логичны. Старалась создавать на уроке реальные возможности применения учащимися полученные знания.
Главный акцент на уроке делался на умении применять формулу суммы п-первых членов геометрической прогрессии в различных ситуациях.
Т.к. в классе есть учащиеся разных уровней учебных возможностей, на уроке осуществлялся дифференцированный и индивидуальный подход. Это работа по индивидуальным карточкам для слабых учеников (2 работали по каточкам-инструкциям); дифференциация тестовой работы на 4 варианта.
Контроль усвоения ЗУН был организован в течение всего урока:
- ответы на вопросы учителя во время устной работы, составления кластера;
- самостоятельное решение в тетрадях, у доски;
- работа по карточкам
- тестовая работа.
Разнообразие форм организации учебной работы
- фронтальная.
- индивидуальная
- групповая
способствовало активизации мыслительной деятельности учащихся, сознательному восприятию материала, доступности обучения.
От правильного выбора методов обучения во многом зависит эффективность урока. На различных этапах урока применялись различные методы:
- словесный,
- наглядный (кластер, таблицы),
- проблемный (задача-легенда),
- самостоятельной работы (тест, работа по карточкам, у доски),
- дедуктивный (составление кластера).
Составление кластера – это элемент теории развития критического мышления через чтение и письмо. Этот прием позволяет активизировать учащихся для актуализации их знаний, позволяет формировать умения дедуктивных умозаключений (от общего к частному) и развивать умения анализировать.
На уроке использовались имеющиеся в кабинете таблицы; карточки для индивидуальной работы, устного счета и составления кластера. Это позволило сэкономить время на уроке, помогло сконцентрировать внимание учащихся.
Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счёт
- правильной регламентации продолжительности и рационального чередования различных видов деятельности;
- использование наглядного метода обучения;
- присутствие диалога между учителем и учащимися;
- моменты переключения с одного вида деятельности на другой, являясь
как бы микропеременами, отодвигают развитие утомления;
- профилактика переутомления глаз;
- поддержания интереса к процессу обучения (подбор заданий: задача-
легенда, применение прогрессии в банковском деле, экологии и т.д.).
Психологическая атмосфера поддерживалась за счёт демократического стиля общения, создания ситуации успеха для каждого ученика, это обеспечивает эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.
На случай непредвиденной ситуации был приготовлен запасной методический ход – зачитывание учащимися сказок, про сумму п-первых членов геометрической прогрессии. Это было творческое домашнее задание: составить сказку с ключевыми словами - сумма п-первых членов геометрической прогрессии, первый член, п - член, знаменатель, прогрессия геометрическая, движение вперед.
Данный урок можно считать здоровьесберегающим, т.к. были выполнены все его здоровьесберегающие функции:
- была намечена здоровьесберегающая цель;
- в определении структуры урока, в выборе технологий учебной деятельности осуществлялся учет здоровья, уровня обучаемости, учебной работоспособности, учебных возможностей детей;
- межпредметные логические связи учебного материала с валеологией просматривались в подборе текстов задач (экологическая задача, задача про бактерии);
- повышенное внимание уделялось проблеме усиления двигательной активности детей, борьбе с гиподинамией учащихся (проведение физминутки, смены позы во время урока – повороты к боковой доске, выход к доске, работа в группе);
- соблюдались санитарно-гигиенические правила и нормы, касающиеся охраны здоровья;
- работоспособность сохранялась у детей в течение всего урока.
Считаю, что все поставленные на уроке задачи были реализованы. Ребята усвоили материал, с учетом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок, создавалась ситуация успеха, поддерживался интерес к предмету на протяжении всего урока.
|