Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



создание сказок на уроках литературы

Фото пользователя Надежда Николаевна Трапкова
Submitted by Надежда Николаевна Трапкова on Wed, 29/06/2016 - 18:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Трапкова Надежда Николаевна
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 7 г. Балашова Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

изучить основные приёмы создания сказок;

             распространить опыт работы учителя на уроках литературы по изучению сказок.

Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемая методическая литература: 

Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2015. - 174 с.

Используемое оборудование: 

Тетрадь, ручка.

Краткое описание: 
<p>Мастер-класс.</p> <p>Мастер-класс &ndash; это одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогический системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности &nbsp;ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся.&nbsp;</p> <p>Через эту эффективную форму передачи знаний и умений я обмениваюсь опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия.</p> <p>Одной из основных задач урока литературы является формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. Ведущим методом обучения литературному чтению становится анализ художественного произведения, в процессе которого школьники среднего звена овладевают творческими читательскими умениями. При работе с художественными текстами я стараюсь развивать способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного, либо в&nbsp; создании своей творческой работы.</p> <p>Для развития творческого воображения у обучающихся я использую следующие виды творческих работ: анализ иллюстраций, составление плана текста, составление киносценария, инсценировка, составление рассказа о герое, сочинение сказки. Сейчас я продемонстрирую сочинение сказки.</p>

Мастер-класс

«Сочиняем сказку на уроках литературы в 6 классе»

Трапкова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 7 г. Балашова Саратовской области

Девиз: «Учимся вместе»

Эпиграф: «Уча других, мы учимся сами». Л.А. Сенека.

Оборудование: бумага, ручка.

Цели:  изучить основные приёмы создания сказок;

             распространить опыт работы учителя на уроках литературы по изучению сказок.

Задачи:

достичь позитивного результата, выражающегося в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы;

формировать мотивацию к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

План проведения:

1. Учёба слушателей учителем-мастером.

2. Предоставление возможности  каждому участнику выразить своё отношение к предлагаемому методическому материалу.

3. Рефлексия.

Обоснование темы.

 Мастер-класс – это одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогический системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности  ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся. 

Через эту эффективную форму передачи знаний и умений я обмениваюсь опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия.

Одной из основных задач урока литературы является формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. Ведущим методом обучения литературному чтению становится анализ художественного произведения, в процессе которого школьники среднего звена овладевают творческими читательскими умениями. При работе с художественными текстами я стараюсь развивать способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного, либо в  создании своей творческой работы.

Для развития творческого воображения у обучающихся я использую следующие виды творческих работ: анализ иллюстраций, составление плана текста, составление киносценария, инсценировка, составление рассказа о герое, сочинение сказки. Сейчас я продемонстрирую сочинение сказки.

Ход мастер-класса

- Давайте вспомним, какие мы читали сказки в 5-м классе? («Царевна-лягушка», «Снежная королева», «Синюшкин колодец» и др.)

- Хотите, я научу вас самих сочинять сказки? ( Да)

- Чтобы узнать, по каким правилам, законам строятся сказки, учёные стали изучать фольклор. Известный фольклорист Владимир Пропп считал, что каждую сказку можно рассматривать как маленький домик, построенный из кубиков. Каждый кубик имеет в конструкции определённое значение, от него зависит тот или иной поступок героя.

- Вспомним сказку «Волк и семеро козлят». С чего начинается сказка? («Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят…»)  «Уходила коза в лес», т.е. она отлучалась: 1-й кубик – «отлучка».

Много сказок начинается с этого действия.

- А теперь вспомните сказку «Иван-царевич и Серый Волк». Что наказывал Серый Волк Ивану, когда тот добывал Жар-птицу? (Серый Волк и говорит:

- Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся - час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!) «Клетки не трогай» значит, 2-й кубик : «запрет».

- А что же Иван? («Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: "Ах, какая - золотая, драгоценная! Как такую не взять!"») 3-й кубик – «нарушение запрета».

- Царь Афрон разгневался и заставляет Ивана сослужить ему службу: достать коня златогривого. Назовём условно: «отъезд героя» (4-й кубик). Герой может уехать, убежать, уплыть, то есть начинаются его приключения.

- Вспомните сказку «Царевна-лягушка».  У Ивана-царевича начинаются приключения после того как он сжёг лягушачью кожу. И вот он отправился  на поиски Василисы Премудрой.

- Кто встречается ему на пути? (Ему встречаются волшебные персонажи: медведь, селезень, заяц, щука). Учёный назвал их дарителями. Дарители испытывали героя. Следующий кубик: «испытание героя» (5-й ).

- Что случилось дальше? Кто же помог Ивану? (Баба-яга)

- Воспользовался ли Иван услугами волшебных персонажей? (Да, воспользовался клубочком старика: «куда он покатится, туда и ты иди», а также  ему помогли медведь, селезень, заяц и щука). Следующий кубик: «волшебные дары» (6-й).

-Благодаря волшебным дарам Кощей побеждён. 7-й кубик: «враг побеждён».

- Но в некоторых сказках героя преследуют, например, в сказке «Гуси-лебеди». Поэтому 8-й кубик называется «герой спасается от преследования».

- Ну и, конечно же, «возвращение героя» и «счастливый конец».

- Так можно построить новую сказку самим.

-Итак, делимся на 2 группы.  Сейчас вы будете сочинять сказки, используя все или несколько кубиков нашего домика. Порядок может быть разным, и сюжет ваших сказок будет зависеть от того, какие кубики вы возьмёте. Я предлагаю знакомых вам героев и традиционное начало сказки, но сказки, сочинённые вами, будут новыми, авторскими.

- 1-я группа сочиняет сказку  о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Начало сказки: «Жили-были себе царь и царица, у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею померли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету…»

- 2-я группа сочиняют сказку о Золушке. Начало сказки: «Давным-давно жила-была одна счастливая семья: отец, мать и их единственная дочка, которую родители очень любили. Много лет жили они беззаботно и радостно.

К несчастью, однажды осенью, когда девочке исполнилось шестнадцать лет, ее мать тяжело заболела и через неделю умерла…»

Чтение собственных сказок.

1-я группа:

«Жили-были себе царь и царица, у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею померли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету.

Долго ли, коротко ли шли они,  и вдруг прямо у них на глазах вырос куст с ядовито-красной малиной. Иванушка обрадовался и кинулся к ягодам.

- Не ешь, братец, этих ягод. У них цвет нездоровый.

- Я только одну ягодку попробую. Очень хочется, - сказал он и быстро проглотил ягоду.

Не успела Алёнушка опомниться, как перед ней уже стоял медвежонок и жалобно рычал. Делать нечего, взяла она его за лапу и горько заплакала: «Зачем ты, Иванушка, не послушался меня!»

Прошло с тех пор немало времени. Стали они зарабатывать на жизнь выступлениями: Алёнушка пела грустные песни, а медвежонок  танцевал.

И вот однажды когда они шли в соседнее село, им повстречалась старушка. Она собирала травы и не могла никак найти оберёг-траву. Медвежонок решил  ей помочь  и по запаху быстро нашёл. Старушка эта была непростая и отблагодарила медвежонка, дав ему крепкий корешок. «Этот корешок волшебный, - сказала она, - съесть его ты должен тогда, когда увидишь, что сестрица твоя улыбается от счастья».

И как только она пришли в соседнее село, их увидел проезжавший мимо молодой князь. Он посмотрел на Алёнушку и с первого взгляда полюбил. Стал он звать её в жёны. Алёнушке он тоже полюбился, она улыбнулась от счастья и  согласилась. Медвежонок  обрадовался, быстро съел корешок, перекувыркнулся три раза через голову и снова превратился в Иванушку.

Так и стали они жить счастливо  втроём, а Иванушка стал самым послушным мальчиком».

Были использованы следующие кубики: «отлучка», «запрет», «нарушение запрета», «даритель испытывает героя», «волшебные дары», «счастливый конец».

2-я группа:

«Давным-давно жила-была одна счастливая семья: отец, мать и их единственная дочка, которую родители очень любили. Много лет жили они беззаботно и радостно.

К несчастью, однажды осенью, когда девочке исполнилось шестнадцать лет, ее мать тяжело заболела и через неделю умерла.

Отец недолго горевал и  вскоре опять женился. Новая жена сразу невзлюбила падчерицу и заставляла её выполнять самую тяжёлую и грязную работу.

Очень плохо стало Золушке в доме отца, и она стала думать, как бы ей уйти.

Летом был праздник Ивана Купалы, вся молодёжь собиралась в лесу на поляне, водила хороводы, играла, веселилась. Золушке мачеха запретила выходить из дома и выдала ей много работы, а сама ушла к соседке.  Золушка тут же собрала свои вещи и незаметно убежала из дома в дремучий лес.

Шла она, шла и набрела на терем расписной. Дверь была открыта, и Золушка вошла в горницу. На постели сидел старик с седой бородой, он очень удивился: «Как ты попала сюда, красавица? Я сто лет не видел живого человека!» «Не от хорошей жизни я забрела сюда, а подальше от жестокой мачехи», - ответила  девушка. «Хорошо, - сказал старик, - если ты выдержишь испытания, то я тебя щедро награжу».

Сначала он попросил её расшить его шубу разноцветными каменьями, затем – приготовить обед из самых полезных блюд и впоследствии – сварить  лекарство, которое вылечит его больные ноги. Золушка со всеми заданиями справилась, а главное – подняла на ноги старика.

Старик был волшебником и подарил ей волшебный перстень. Его нужно надеть на правый мизинец, загадать доброе желание, и всё исполнится.

Золушка надела перстень на  правый мизинец и загадала, чтобы она вернулась в счастливую семью. И тут же перед ней вырос их дом, а на крыльце её встречали мать и отец, и все были счастливы».

Были использованы следующие кубики: «отлучка», «запрет», «нарушение запрета», «даритель испытывает героя», «волшебные дары», «возвращение героя», «счастливый конец».

Рефлексия.

- Вы сегодня хорошо поработали. Какое открытие сделали вы для себя на уроке? ( Узнали, по каким законам и правилам строятся сказки; научились сочинять сказки.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
мастер-класс сочинение сказок на уроках литературы в 6 классе.rar 37.22 KB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн