Submitted by Лариса Викторовна Андреева on Wed, 08/06/2016 - 15:27
Урок географии в 6 классе по теме «Движение вод Мирового Океана»
Методическая карта урока в 6 классе по теме: «Движение вод Мирового Океана»
Учитель Андреева Л.В.
класс – 6 «В»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи:
Обучающие:
освоить схему строения волны и запоминают новые понятия: «волна», «гребень», «подошва», «высота волны», «длина волны»;
знакомятся с основными причинами возникновения волновых движений и запоминают понятия: «глубинная волна», «поверхностная волна», «ветровая волна», «барическая волна», «цунами»;
уметь соотносить причину возникновения волны и ее характер;
уметь объяснить механизм образования прибоя;
уметь определить причину возникновения приливов и отливов.
Развивающие:
продолжить работу по развитию познавательных процессов личности: памяти, речи, внимания, мышления.
совершенствовать навыки работы с текстом и картой;
развивать умение анализировать, систематизировать, решать проблемные задачи, делать выводы;
развивать образное мышление и воображение, эмоционально – оценочную деятельность.
Воспитывающие :
ученики продолжить работу по формированию и развитию географической культуры, географической картины мира;
развивать эстетические чувства, созерцая и анализируя произведения изобразительного художественного искусства;
развивать научное восприятие окружающего мира;
формировать в собственном сознании образ активной личности, живущей в современном информационном обществе.
Ведущие понятия урока: приливы и отливы, океанические течения, волны, цунами
Географическая номенклатура: Течение Западных ветров, Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Куросио, залив Фанди, Атлантический океан.
Оборудование и дидактический материал: Учебник география 6 класс Герасимова Т.П., физическая карта материков и океанов, компьютер, проектор, экран, презентация, ёмкость с водой.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Мотивация Тайный предмет. Корабль.
Что перед вами? Какое отношение это имеет к нашему уроку?
Да, тема связана с гидросферой, морем, океаном.
От чего же зависело движение таких судов?
От ветра, волн, от приливов и отливов.
А как назвать все эти явления. Что происходит с водой. Что общего у всех явлений: приливы, цунами, волны, течения?
Движения вод в океане. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока «Движение вод Мирового Океана» Преобразовывать информацию из одного вида в другой
Умение находить общий признак
2. Целеполагание Что же мы должны узнать сегодня?
А зачем нам это надо?
Какая цель сегодняшнего урока? Отвечают на вопрос, выдвигают предложения по цели урока. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
3. Проект выхода из затруднения и его реализация
Есть возражения по поводу начала путешествия
Тогда задания группам: у вас на партах лежит схема Бортового журнала, Вы в течении урока должны ответить на вопросы, заполнить схему, используя различные источники о том, сто нам встретится в пути..
Опыт 1. Учитель просит одного из учеников продемонстрировать опыт : предлагает ёмкость с водой и просит подуть на нее.
Задает вопрос: Какой вид движения воды в океане вы увидели? Что послужило его причиной?
Учитель предлагает исследовать рисунок «Строение ветровой волны» в учебнике № 49 на стр 76. и заполнить незаконченные предложения.
______________- самая высокая часть волны
______________- самая низка часть волны
______________- расстояние от подошвы до гребня волны
_____________ – расстояние между двумя соседними гребнями
Предлагает ученику продолжить опыты и продемонстрировать опыты с разными условиями:
- ветер слабый ( как кораблям в такой ситуации?)
- подул сильный ветер ( как кораблям в такой ситуации?)
ПРИБОЙ ( рис. 50) сила удара волны о берег может достигать 25т на 1 кв.м.
Запишите результаты в бортовой журнал.
Предлагает проблемный вопрос:
А как еще можно получить волны в ёмкости (океане) без ветра?
Опыт 2. ( резко качнуть ёмкость)
Что это за вид движения воды? Причина?
Цунами. Где цунами может возникнуть?
В чем его опасность?
Опережающее сообщение об опасности цунами____________.
Записали результаты в бортовой журнал. Наблюдают за действиями одноклассника.
Отвечают на вопрос, что это волны, а причиной послужил ветер.
Работают по рисунку учебника, выполняют задание.
Продолжают наблюдать за экспериментом.
Делают выводы, от каких факторов зависит высота ветровых волн.
Составляют схему в тетради.
Выдвигают гипотезы, решают проблему.
Приходят к выводу, что можно тарелку потрясти, т.е. движение воды может возникнуть от моретрясения.
Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют новую информацию Устанавливать причинно-следственные связи, вести наблюдение, проводить эксперимент
Преобразование информации из рисунка в текстовую
Умение делать выводы на основе эксперимента и наблюдения
Уметь, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Приливы, отливы.
Демонстрирует картинку ( слайд №__) и задает вопрос: Что случилось с командой капитана Врунгеля? Почему они оказались на мели? Какой вид движения воды в океане оказался тому причиной?
Два раза в течение суток как бы вздымается могучая грудь океана и два раза, стало быть, опускается. «Море дышит», – говорили российские поморы.
Опыт 3
Прилив –отлив изменить уровень воды. Что с нашим корабликом произойдёт.
Предлагается ответить на вопросы:
1 ряд – установить причину приливов и отливов и их периодичность
2 ряд – определить значение приливов и отливов для человека
Территории с самыми высокими приливами и отливами
Сообщение
Очень хочется подчеркнуть то, что самые высочайшие приливы на Земле известны в заливе Фанди в, как мы выражаемся, Северной Америке – 18 м, в устье реки Северн в Великобритании – 16 м, в заливе Мон-Сен-Мишель во Франции – 15 м, в заливах Охотского моря – Пенжинской губе и Гижигинской – 13 м.
Мало кто знает то, что на энергии морских приливов уже, в общем то, работают 1-ые электростанции. Необходимо подчеркнуть то, что опытнейшая ПЭС, наконец, построена и в России на Кольском полуострове в, как заведено, Кислой губе.
( как кораблям в такой ситуации?)
Запишите результаты в бортовой журнал.
«Бутылочная почта».
В 1784 г. пошёл ко дну японский корабль. Команда высадилась на Каролинские о-ва в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Через 150 лет эту бутылку выловили на берегу в деревне, недалеко от родины моряка. Как такое возможно?
( теч. Куросио)
Предлагает открыть физическую карту атласа и найти вид движения воды, который перенес бутылку, в условных знаках карты.
Как данный вид движения изображен на карте? Какие виды течений бывают? Приведите примеры теплых и холодных океанических течений.
Циркуляция течений( на примере Атлантики)
В чем причина течений? Значение течений?
( как кораблям в такой ситуации?)
Сделайте записи в бортовой журнал. Анализируя картинку, приходят к выводу, что причиной послужили приливы и отливы воды в океане?
Читают текст учебника, находят информацию, заполняют таблицу
После заполнения таблицы делятся информацией друг с другом Умение извлекать
информацию
из рисунка
Умение осуществлять поиск информации
Умение преобразовывать текстовую информацию в табличную.
Умение обмениваться информацией
Выдвигают варианты решения проблемы.
Исследуют условные знаки карты, приходят к выводу, что это океанические течения.
Ищут условные знаки, которыми обозначены течения, определяют виды течений. Приводят примеры течений с карты.
Выдвигают гипотезы.
находят информацию на вопросы Уметь, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Умение преобразовывать информацию с карты в словесную
разминка На слайдах:
Цунами – руки вверх Течения – в стороны
Отлив – присели, прилив – встали. выполняют движения
4. Самоконтроль
5. Самооценка 1. Проговаривание схемы в борт.журнале
2. Учитель предлагает заполнить схему.
( поставить + в нужном квадрате)
Оцените себя и др.пастой поставьте оценки
Заполняют схему, проговаривают части схемы
Заполняют таблицу. Проверяют заполненную таблицу по эталону, выставляют себе оценку, исходя из критериев Создавать схематические модели
Умение осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия
6. Рефлексия • Предлагает провести рефлексию деятельности по содержанию учебного материала ( выбрать одно)
• сегодня я узнал…
• было интересно…
• было трудно…
• я понял, что теперь я могу…
• я научился…
• у меня получилось …
• я попробую…
• меня удивило…
• урок дал мне для жизни… Выбирают одно из предложенных положений и заканчивают предложение
Умение осуществлять самоанализ
Домашнее задание §26, 27 В к.к. 3+3 течения.
Выставление оценок в дневники Записывают д.з.
Бортовой журнал от 9.02. 2016г _______________________ (ф.и)
Тема:
1.
причины:
значение:
2. Заполни пропуски
_________________- самая высокая часть волны; ______________- расстояние от подошвы до гребня волны
_________________- самая низка часть волны, ______________– расстояние между двумя соседними гребнями
3. Самые высокие приливы______________________________________________________________________________________________
……….
• сегодня я узнал………………. было интересно……………….. было трудно………………..
• я понял, что теперь я могу………… я научился……………. меня удивило………………….
• у меня получилось …………..… я попробую……………… урок дал мне для жизни………………..
Признаки Цунами Приливы и отливы Ветровые волны Течения
1 Образуются под влиянием лунного притяжения
2 Периодически повторяются 2 раза в сутки
3 Образуются в результате подводных землетрясений
4.Распространены в сейсмически активных зонах
5 Обладают большой разрушительной силой
6. Образуются под влиянием ветра
7. Образуются под влиянием постоянного ветра
8. Бывают теплые и холодные
9. Используются человеком для получения энергии
ф.и. ________________________
Эталон для проверки
Признаки Цунами Приливы и отливы Ветровые волны Течения
1 Образуются под влиянием лунного притяжения +
2 Периодически повторяются 2 раза в сутки +
3 Образуются в результате подводных землетрясений +
4.Распространены в сейсмически активных зонах +
5 Обладают большой разрушительной силой +
6. Образуются под влиянием ветра +
7. Образуются под влиянием постоянного ветра +
8. Бывают теплые и холодные +
9. Используются человеком для получения энергии +