«Кстовский нефтяной техникум имени Б.И. Корнилова»
СК-МД-03-16
Система качества образовательного учреждения
Методическая разработка занятия
Автор (составитель) М.С. Киселева
Рассмотрено на ПЦК
филологических дисциплин
«___»_________20___ г.
Протокол №_________
Председатель ПЦК Т.В. Петухова
Утверждено
на методическом
совете
«___»_________20___г.
Председатель методического совета Е.А. Костина
Содержание
Стр.
1
Пояснительная записка
4
2
Методическая разработка занятия с применением информационно-коммуникационных технологий
6
3
Результаты апробации занятия с применением информационно-коммуникационных технологий
22
4
Список информационных источников
24
5
Приложение
25
Пояснительная записка
Данная синтаксическая тема является достаточно сложной для усвоения обучающимися, что объясняется разными причинами, среди которых основными можно назвать объективные трудности, связанные с опознаванием вводных слов и обращений, пониманием их функциональной значимости для целостного смысла предложения, а также корректной постановкой знаков препинания.
Знакомство с основными способами выражения логико-грамматических отношений – важнейшее условие полноценного формирования речи обучающихся. Лишь овладев языковыми средствами их выражения, они могут правильно понять и отразить в собственной речи те связи, которые постоянно или временно существуют между предметами и явлениями, более глубоко вскрывать существенные объективные зависимости между субъектами, анализировать и оценивать поступки людей. Настоящее занятие способствует восполнению пробелов, связанных с овладением обучающимися навыками распределения смысловых отношений в предложениях с конструкциями, грамматически не связанными с предложением.
Занятие разработано в соответствии с рабочей программой, составленной на основании примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», автор Воителева Т.М. - М: центр профессионального образования ФИРО, 2015 г. и тематическим планом дисциплины «Русский язык и литература» для обучающихся по ОПОП.
Обучающиеся таких групп проходят программу 10 – 11 класса учебной дисциплины в течение всего учебного года 1 курса.
Методическая разработка составлена на основе учебника Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2011.
Данное занятие является восьмым при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация». Оно рассчитано на два академических часа (90 минут) и включено в программу тематического планирования по русскому языку в соответствии с ФГОС третьего поколения. Благодаря концентрическому подходу в конструировании образовательной программы в ходе изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» на 1 курсе техникума осуществляется возвращение к материалу, изученному в период обучения в разных классах школы, но с усложнением и значительным расширением его содержания.
Поскольку основные знания о вводных словах и обращениях обучающиеся получили в 9 классе, механизм развития этих знаний на предложенном занятии можно представить следующим образом: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях - углубление информации о вводных словах и предложениях, соотнесение её с имеющимися знаниями - суммирование и систематизация информации, а также работа над развитием и совершенствованием речи.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволило активизировать процесс закрепления знаний, мотивацию обучающихся, рационально использовать время занятия, повышать информативность и наглядность изучаемого материала.
Предполагаемый результат: у обучающихся совершенствуются умения вычленять вводные слова и обращения в структуре предложения и устанавливать их функциональную значимость, а также продолжают развиваться навыки пунктуационной грамотности, основанной на лексико-грамматическом понимании.
Методическая цель:
- овладение методикой проведения занятий с применением информационно-коммуникационных технологий, разработка рекомендаций для использования материала в научно-методической работе преподавателей техникума.
- разработка и внедрение в учебный процесс высокоэффективных технологий, основанных на системной и планомерной работе с языковым материалом и направленных на овладение обучающимися речевыми компетенциями.
Предлагаемая методическая разработка занятия учебной дисциплины «Русский язык и литература (Раздел 1)» представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности обучающихся, ориентированную на формирование у них предметной компетенции, поискового стиля мышления, развитие широкого кругозора.
Данная методическая разработка может использоваться преподавателями русского языка на собственных занятиях (полностью или фрагментарно).
Занятие апробировано на уровне образовательного учреждения.
Методическая разработка занятия
с применением информационно-коммуникационных технологий
Предмет: русский язык и литература (Раздел 1).
Тема: «Знаки препинания при вводных словах и обращениях»
Эпиграф:
Чем лучше, чем глубже человек знает язык,
тем богаче, глубже и точнее будут выражены его мысли.
Богатство языка - это богатство мыслей. М.Исаковский
Цели занятия:
1. Обучающие:
повторение и углубление знаний о вводных словах и предложениях;
повторение понятия «вводные слова», «обращения»;
умение находить в предложении вводные слова и/или обращения, определять их функциональную значимость для целостного смысла предложения;
совершенствование умения правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями;
проверка понимания и степени усвоения материала по теме.
2. Развивающие:
развитие мыслительной деятельности обучающихся;
развитие умения работать в парах, давать оценку ответам одногруппников;
продолжение работы по развитию, совершенствованию и обогащению речи обучающихся.
3. Воспитывающие:
воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний;
воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей;
воспитание дружелюбных отношений между обучающимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.
Тип урока:комбинированный (обобщение и систематизация знаний, их творческое применение, а также контроль полученных знаний)
Форма занятия:исследование языкового материала с применением нетрадиционных информационных технологий.
Методы:
по характеру познавательной деятельности обучающихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
по степени активности обучающихся: репродуктивные и продуктивные;
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование интерактивного носителя;
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
парная;
индивидуальная.
Оборудование:
мультимедийный проектор
интерактивная доска
ноутбук
раздаточный материал (приложение 1)
Этапы занятия:
I. Организационный момент - 3 мин.
II. Активизация пройденного материала (комбинирование устного и письменного опроса) – 10 мин.:
письменный опрос;
фронтальный опрос;
целеполагание.
III. Повторение имеющихся знаний и усвоение новых – 12 мин.
IV. Этап проверки понимания изученного – 15 мин.
V. Этап закрепления нового материала – 10 мин.
VI. Этап применения знаний и способов действий – 8 мин.
VII. Этап обобщения и систематизации знаний – 15 мин.
VIII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению – 2 мин.
IX. Рефлексия – 3 мин.
Х. Выполнение дополнительного упражнения на развитие речи – 12 мин.
Все задания и упражнения, представленные в данной методической разработке, выводятся на интерактивную доску и выполняются на ней.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на занятии и плодотворной, творческой работы.
II. Активизация пройденного материала (комбинирование устного и письменного опроса).
1) Фронтальный опрос.
В каком разделе языкознания изучаются обособленные члены предложения? (синтаксис)
Какие члены предложения могут обособляться? (определения, приложения, обстоятельства, дополнения)
Что значит «обособить члены предложения»? (выделить запятыми)
Чем чаще всего выражаются обособленные обстоятельства? (одиночное деепричастие или деепричастный оборот + существительное с предлогом)
Какие обстоятельства всегда обособляются? (выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом)
6) Если обстоятельство выражено существительным с предлогом, в каких случаях оно может обособляться? (при наличии предлогов несмотря на, вследствие, ввиду, за неимением, по случаю, благодаря, вопреки, согласно)
2) Письменный опрос.
На доске – предложения. Расставьте знаки препинания в предложениях.
Обернувшись я оцепенел от неожиданности.
Лунный свет лаская розы жемчуг серебрит.
Лодка ныряла поскрипывая и дрожа.
Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.
Скрипя всем корпусом вагоны шли в гору по высокой насыпи.
1 обучающийся работает у доски. В тетрадях должно быть написано:
Обернувшись, я оцепенел от неожиданности.
Лунный свет, лаская розы, жемчуг серебрит.
Лодка ныряла, поскрипывая и дрожа.
Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.
5. Скрипя всем корпусом, вагоны шли в гору по высокой насыпи.
3) Целеполагание.
а) Иногда в речи мы встречаемся со словами или словосочетаниями, которые не являются членами предложения, но на письме мы также выделяем их запятыми. Что это за языковые элементы, грамматически не связанные с предложением?
Ответы обучающихся:вводные слова и обращения
б) А что значит «грамматически не связанные?
Ответы обучающихся:к ним нельзя задать вопрос ни от одного члена предложения
в) Таким образом, как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего занятия?
Ответы обучающихся:вводные слова и обращения
Действительно, сегодня мы повторим, что же такое вводные слова и обращения, и потренируем умение видеть их в структуре предложения. А также, правило постановки знаков препинания при вводных словах и обращениях. Запишите в тетрадях тему занятия «Знаки препинания при вводных словах и обращениях».
III. Повторение имеющихся знаний и усвоение новых.
Раздать информационные листы обучающимся. Работа с теоретическим материалом.
ВВОДНЫЕ СЛОВА
Чтение примеров.
Прочитайте, найдите в предложениях вводные слова.
Наш лес, говорят, на сто верст раскинулся.
К сожалению, никто из посторонних не заглядывал в эти места.
Мать, наверное, приехала усталой, раздраженной.
Поздно вечером к ключу, вероятно, приходили на водопой дикие животные.
Следовательно, мы просто обязаны были отправиться в путь.
Чтение теории.
Вводными называются слова (словосочетания), грамматически не связанные с предложением.
По значению выделяются следующие группы вводных слов:
а) слова, выражающие чувства говорящего: к сожалению, к несчастью, к счастью,честно говоря, смешно сказать, не в обиду будь сказано, по правде и т.д.;
б) слова, выражающие возможность, невозможность, уверенность, предположение: конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное и т.п.;
в) слова, указывающие на источник высказывания: говорят, по-моему, по словам и др.;
г) слова, указывающие на последовательность мыслей: во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно, главное, кстати, между прочим, впрочем, стало быть, в частности.
д) слова, употребляемые с целью привлечения внимания собеседника: видишь ли, простите, допустим, предположим и т.д.
Запись определения «вводные слова».
Анализ предложений.
Прочитайте предложения, найдите вводные слова. Что вы можете сказать о местоположении вводных слов в предложениях?
Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём.
Я, признаюсь, тут ничего не понимаю.
Он не мог сказать нам ничего определённого, к сожалению.
Как выделяются на письме вводные слова? (запятыми)
Продолжение чтения теории.
Вводные слова могут находиться в начале, середине или конце предложения. На письме вводные слова выделяются запятыми.
Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и сочетания слов: авось, небось, вдобавок, вряд ли и др.: Авось чего-нибудь подыщу.
ОБРАЩЕНИЯ
Чтение примеров.
Прочитайте, найдите в предложениях обращения.
Дорогие мои друзья, мы спаяны навеки неразрывной дружбой.
Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне.
Расскажи о Третьяковской галерее, папа!
Он был, о море, твой певец.
Коля, ты пойдешь сегодня в школу?
Ты сядь ко мне поближе, мама.
Чтение теории.
Слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь, называется обращением.
Обращение вместе с относящимися к нему словами выделяется запятыми. Например: Не шуми ты, рожь, спелым колосом! Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.
Основная функция обращения – звательная. Однако обращение может одновременно передавать экспрессивно-эмоциональные отношения. Обычно они обращены к предметам: Мечты, мечты! Где ваша сладость?
Запись определения «обращение».
IV. Этап проверки понимания изученного.
УПРАЖНЕНИЕ №1. Объясните, как бы вы расставили недостающие знаки препинания. Определите, к какой смысловой группе относятся вводные слова.
1. Конечно я занимала его, и ему было весело смотреть на мой смех.
2. Приветствую тебя опустошенный дом и вас крутые скалы.
3. Я к сожалению должен прибавить, что в том же году Павла не стало.
4. Как грустно мне твое явленье весна весна пора любви.
5. Руки мои к страшной моей досаде слегка дрожали, горло сохло.
6. Что вьешься ласточка к окну? Что милая поешь?
7. Честно признаться я и представить себе не мог, что такое возможно.
8. Не улетай, не улетай очарование живой мечты!
9. Красавица моя вся суть твоя мне по сердцу.
10. К нашему счастью взошло наконец прекрасное солнце.
Данное упражнение выполняется устно в соответствии с заявленным заданием.
Эталон ответов:
1. Конечно, я занимала его, и ему было весело смотреть на мой смех. (уверенность говорящего)
2. Приветствую тебя, опустошенный дом, и вас, крутые скалы. (2 обращения)
3. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. (чувства говорящего)
4. Как грустно мне твое явленье, весна, весна пора любви. (2 обращения)
5. Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло. (чувства говорящего)
6. Что вьешься, ласточка, к окну? Что, милая, поешь? (2 обращения)
7. Честно признаться, я и представить себе не мог, что такое возможно. (чувства говорящего)
8. Не улетай, не улетай, очарование живой мечты! (1 обращение)
9. Красавица моя, вся суть твоя мне по сердцу. (1 обращение)
10. К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце. (чувства говорящего)
УПРАЖНЕНИЕ № 2. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1. Дай Джим на счастье лапу мне.
2. Может быть вы хотите знать окончание истории Бэлы?
3. Отвори мне страж заоблачный двери следующего дня!
4. Найденов к изумлению Нагульнова в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу.
5. Люблю твою Россия старину.
6. Вы не спите Иван Ильич?
7. К удивлению Пети в участке не было ни воров, ни пьяниц, ни босяков.
8. Привет тебе мой бедный клен, прости, что я тебя обидел…
9. Несомненно это было лучшее выступление актера в этом сезоне.
10. К своему полному разочарованию мальчик не видел ни плакучих ив, ни серого неба.
Данное упражнение выполняется по вариантам (1 вариант – 1-5 предложения, 2 вариант – 6-10 предложения). В это время 2 человека работают у интерактивной доски. После окончания работы осуществляется взаимопроверка выполненного задания в тетрадях и выставление оценок.
Эталон ответов:
1. Дай, Джим, на счастье лапу мне.
2. Может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
3. Отвори мне, страж заоблачный, двери следующего дня!
4. Найденов, к изумлению Нагульнова, в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу.
5. Люблю твою, Россия, старину.
6. Вы не спите, Иван Ильич?
7. К удивлению Пети, в участке не было ни воров, ни пьяниц, ни босяков.
8. Привет тебе, мой бедный клен, прости, что я тебя обидел…
9. Несомненно, это было лучшее выступление актера в этом сезоне.
10. К своему полному разочарованию, мальчик не видел ни плакучих ив, ни серого неба.
Критерии оценивания:
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
> 3 ошибок – «2»
V. Этап закрепления нового материала.
УПРАЖНЕНИЕ № 3. Прочитайте текст. Найдите в тексте вводные слова и обращения. Определите их роль в предложениях.
Во-первых, она дает возможность заняться исследовательской работой непосредственно на предприятиях химической или нефтеперерабатывающей промышленности.
Во-вторых, техник-технолог может специализироваться в технологии неорганических веществ, производстве пластмасс и органических смол, в области топлива, взрывчатых веществ, синтетического каучука, цемента, стекла, керамики и многих других продуктов химической и нефтехимической промышленности.
В-третьих, при их непосредственном участии происходит пуск установок, их вывод на оптимальный режим работы, то есть создание таких условий или параметров, когда при наименьших затратах сырья и энергии получается наибольшее количество нужного продукта самого высокого качества.
А для этого, следовательно, необходимо знать основные типы химико-технологических процессов и их закономерности.
А чтобы знать, конечно, надо больше читать, изучать специальную техническую литературу по этим вопросам.
Сегодня я хочу, ребята, дать для вас небольшой обзор литературы по вашей специальности, которая есть в нашей библиотеке.
И в заключение хочу еще раз подчеркнуть, что наука и производство, к счастью, не стоят на месте, они находятся в постоянном движении, развитии. И чтобы сегодня быть на передовой производства, несомненно, нужно владеть информацией и уметь находить необходимое из огромного потока информации. А для этого, действительно, нужно больше читать.
Во-первых, она дает возможность заняться исследовательской работой непосредственно на предприятиях химической или нефтеперерабатывающей промышленности.
Во-вторых, техник-технолог может специализироваться в технологии неорганических веществ, производстве пластмасс и органических смол, в области топлива, взрывчатых веществ, синтетического каучука, цемента, стекла, керамики и многих других продуктов химической и нефтехимической промышленности.
В-третьих, при их непосредственном участии происходит пуск установок, их вывод на оптимальный режим работы, то есть создание таких условий или параметров, когда при наименьших затратах сырья и энергии получается наибольшее количество нужного продукта самого высокого качества.
А для этого, следовательно, необходимо знать основные типы химико-технологических процессов и их закономерности.
А чтобы знать, конечно, надо больше читать, изучать специальную техническую литературу по этим вопросам.
Сегодня я хочу, ребята, дать для вас небольшой обзор литературы по вашей специальности, которая есть в нашей библиотеке.
И в заключение хочу еще раз подчеркнуть, что наука и производство, к счастью, не стоят на месте, они находятся в постоянном движении, развитии. И чтобы сегодня быть на передовой производства, несомненно, нужно владеть информацией и уметь находить необходимое из огромного потока информации. А для этого, действительно, нужно больше читать.
Безусловно, конечно, несомненно, действительно – уверенность говорящего или пишущего.
Дорогие студенты, ребята – обращения для привлечения внимания слушателей или читателей.
VI. Этап применения знаний и способов действий.
УПРАЖНЕНИЕ № 4. Найдите среди представленных предложений те, в которых допущены ошибки при постановке знаков препинания. Выпишите только их, правильно расставляя знаки пунктуации.
1. Печорин был погружен в задумчивость, и кажется, вовсе не торопился в дорогу.
2. Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий!
3. В самом деле ничего съестного, в деревне мой кучер не нашел.
4. Звезда печальная твой луч, осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины.
5. Как хорошо ты, о море ночное!
6. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни.
7. Отец оставь угрозы, свою Тамару не брани.
8. Платок был отличный и, наверное, стоил копеек сорок.
9. Люблю тебя булатный, мой кинжал!
10. Отец, по-видимому, находился в самом благодушном настроении.
Данное упражнение выполняется письменно в соответствии с заявленным заданием.
Эталон ответов:
1, 3, 4, 7, 9
1. Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу.
3. В самом деле, ничего съестного в деревне мой кучер не нашел.
4. Звезда печальная, твой луч осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины.
7. Отец, оставь угрозы, свою Тамару не брани.
9. Люблю тебя, булатный мой кинжал!
VII. Этап обобщения и систематизации знаний.
Фронтальный опрос:
Как называются слова и словосочетания, грамматически не связанные с предложением? (Вводные)
В какой части предложения они могут находиться? (в начале, середине или в конце предложения)
Для чего употребляются вводные слова в устной и письменной речи? (для выражения чувств говорящего, для выражения уверенности-неуверенности, для указания на источник высказывания и последовательность мыслей, для привлечения внимания собеседника)
Как выделяются на письме вводные слова? (запятыми)
Как называется слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому направлена речь? (обращение)
Для чего используются обращения в устной и письменной речи? (основная функция обращений – звательная, но также они могут использоваться для передачи эмоционально-экспрессивных отношений)
Как выделяются обращения на письме? (запятыми)
Контроль полученных знаний (работа по вариантам)
Вариант 1
Переписать, расставляя знаки препинания.
1. По моему суждению пожар способствовал ей много к украшению.
2. Здравствуйте солнце и утро веселое!
3. Ведь я как вам известно из рядовых.
4. Прощай свободная стихия!
5. По словам капитана до ближайшего порта остается два дня пути.
6. Куда, куда вы удалились весны моей златые дни?
7. Я как уже сказано никогда не отличался красноречием.
8. Гой ты Русь моя родная хаты – в ризах образа…
9. Но по слухам какая-то часть упорно сражалась под Каменском, не пропуская немцев на Лихую.
10. Гори звезда моя не падай!
Эталон ответов:
1. По моему суждению, пожар способствовал ей много к украшению.
2. Здравствуйте, солнце и утро веселое!
3. Ведь я, как вам известно, из рядовых.
4. Прощай, свободная стихия!
5. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.
6. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?
7. Я, как уже сказано, никогда не отличался красноречием.
9. Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском, не пропуская немцев на Лихую.
10. Гори, звезда моя, не падай!
Вариант 2
Переписать, расставляя знаки препинания.
1. Без сомнения именно поэтому с такой отчетливостью запомнились мне первые годы.
2. Красуйся град Петров и стой неколебимо, как Россия.
3. Михей поднимает наконец от лаптей свою старую седую голову.
4. Что ж ты милая вся, как лист, дрожишь?
5. Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой.
6. Я пригласил вас господа с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
7. Потом как обыкновенно я серьёзно поговорил с ним и простил.
8. Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальных…
9. Пробил третий звонок, и поезд к счастью тронулся.
10. Не прав твой о небо святой приговор!
Эталон ответов:
1. Без сомнения, именно поэтому с такой отчетливостью запомнились мне первые годы.
2. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.
3. Михей поднимает, наконец, от лаптей свою старую седую голову.
4. Что ж ты, милая, вся, как лист, дрожишь?
5. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой.
6. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
7. Потом, как обыкновенно, я серьёзно поговорил с ним и простил.
8. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальных…
9. Пробил третий звонок, и поезд, к счастью, тронулся.
10. Не прав твой, о небо, святой приговор!
VIII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
§ 91, 92, упр. 415, 423.
IX. Рефлексия.
Понятен ли вам был материал сегодняшнего занятия?
Понравилось ли вам занятие?
Часто ли в своей речи вы употребляете вводные слова и обращения?
Вставление оценок за работу на занятии.
Х. Выполнение дополнительного упражнения на развитие речи.
Задание: вставьте в предложения требуемые по смыслу вводные слова.
Ученик 6 «Б» класса Никита Булочкин был, уверенность говорящего, лентяем. Уверенность говорящего, его лень приводила к получению плохих оценок в школе, и поэтому он, уверенность говорящего, был еще и двоечником. Он мог иногда бороться со своей ленью и тогда, чувства говорящего всех учителей, получал «четверки», однако желание перебороть себя возникало у Никиты нечасто. Его лень распространялась только на выполнение домашних заданий и, предположение, еще на некоторые неприятные обязанности по дому. Зато у Никиты было время и силы на шалости, компьютерные игры и, уверенность говорящего, на футбол. Против посещения школы Прыщиков ничего не имел, некоторые уроки, привлечение внимания собеседника, физкультура и рисование даже доставляли удовольствие, но математика и русский язык доставляли невыносимые страдания. Неуверенность говорящего, ему требовалось на понимание материала больше времени, но его-то у Никиты и не было. Придя из школы, он, порядок мыслей, включал компьютер и играл в интересную и полезную, источник высказывания, игрушку. Последовательность мыслей, он бежал во двор и играл в футбол, демонстрируя, уверенность говорящего, ловкость и быстроту реакции. Последовательность мыслей, уроки оставались несделанными, а среди учителей крепло мнение, что Никита Прыщиков, уверенность говорящего, лентяй. Вы, предположение, так не думаете?
Варианты ответов обучающихся:
Ученик 6 «Б» класса Никита Булочкин был, несомненно, лентяем. Естественно, его лень приводила к получению плохих оценок в школе, и поэтому он, конечно, был еще и двоечником. Он мог иногда бороться со своей ленью и тогда, к радости всех учителей, получал «четверки», однако желание перебороть себя возникало у Никиты нечасто. Его лень распространялась только на выполнение домашних заданий и, может быть, еще на некоторые неприятные обязанности по дому. Зато у Никиты было время и силы на шалости, компьютерные игры и, безусловно, на футбол. Против посещения школы Прыщиков ничего не имел, некоторые уроки, в частности, физкультура и рисование даже доставляли удовольствие, но математика и русский язык доставляли невыносимые страдания. Возможно, ему требовалось на понимание материала больше времени, но его-то у Никиты и не было. Придя из школы, он, во-первых, включал компьютер и играл в интересную и полезную, с его точки зрения, игрушку. Потом он бежал во двор и играл в футбол, демонстрируя, несомненно, ловкость и быстроту реакции. Таким образом, уроки оставались в конечном счете не сделанными, а среди учителей крепло мнение, что Никита Прыщиков, несомненно, лентяй. Вы, верно, так не думаете?
Благодарю вас за активную работу на занятии! Всего доброго!
Результаты апробации занятия с применением
информационно-коммуникационных технологий
«Знаки препинания при вводных словах и обращениях»
Хочется отметить, что проведение занятий с применением информационно-коммуникационных технологий значительно повысило качество и уровень освоения знаний обучающимися раздела «Синтаксис и пунктуация», в целом, и темы «Знаки препинания при вводных словах и обращениях», в частности.
Об этом свидетельствует сравнительный анализ работ обучающихся двух групп, проведенный в феврале 2016 года. В 1 группе преподавание темы «Знаки препинания при вводных словах и обращениях» раздела «Синтаксис и пунктуация» велось с использованием традиционных методов обучения, а во 2 группе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Результаты выходного контроля демонстрируют эффективность использования данных технологий по нескольким параметрам:
1) знание терминологии лучше на 13% у обучающихся 2 группы (61% против 48%);
2) эффективность выполнения упражнений по расстановке знаков препинания в предложениях с вводными словами и обращениями увеличилась на 19% (1 группа – 45%, 2 группа – 64%);
3) обучающиеся 2 группы значительно лучше осознают и определяют функциональную значимость вводных слов и обращений для целостного смысла предложения (на 15% по сравнению с 1 группой);
4) пунктуационная грамотность (расстановка знаков, умение увидеть ошибку) у обучавшихся с применением информационно-коммуникационных технологий сформирована лучше на 19%.
5) результаты работы по развитию, совершенствованию и обогащению речи обучающихся выше во 2 группе (на 21%);
Обучающиеся активно овладевают практическими и теоретическими навыками и умениями, значительно повышается уровень мотивации в овладении знаниями и интерес к изучаемому предмету, формируются коммуникативные навыки, повышается культура межличностного общения.
Список информационных источников
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2011. – 432 с.
2. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 7-е изд., испр. – М., 2009. – 496 с.
3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006. - 368с.
4. Розенталь Д.Э.Сборник упражнений и диктантов по русскому языку. – М.:ОНИКС, 2010. – 448с.
5. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2009.
6. http://rus.1september.ru/urok/
Приложение 1
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ
«Знаки препинания при вводных словах и обращениях»
1. Прочитайте, найдите в предложениях вводные слова.
Наш лес, говорят, на сто верст раскинулся.
К сожалению, никто из посторонних не заглядывал в эти места.
Мать, наверное, приехала усталой, раздраженной.
Поздно вечером к ключу, вероятно, приходили на водопой дикие животные.
Следовательно, мы просто обязаны были отправиться в путь.
Вводными называются слова (словосочетания), грамматически не связанные с предложением.
По значению выделяются следующие группы вводных слов:
а) слова, выражающие чувства говорящего: к сожалению, к несчастью, к счастью,честно говоря, смешно сказать, не в обиду будь сказано, по правде и т.д.;
б) слова, выражающие возможность, невозможность, уверенность, предположение: конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное и т.п.;
в) слова, указывающие на источник высказывания: говорят, по-моему, по словам и др.;
г) слова, указывающие на последовательность мыслей: во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно, главное, кстати, между прочим, впрочем, стало быть, в частности.
д) слова, употребляемые с целью привлечения внимания собеседника: видишь ли, простите, допустим, предположим и т.д.
2. Прочитайте предложения, найдите вводные слова. Что вы можете сказать о местоположении вводных слов в предложениях?
Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём.
Я, признаюсь, тут ничего не понимаю.
Он не мог сказать нам ничего определённого, к сожалению.
Вводные слова могут находиться в начале, середине или конце предложения. На письме вводные слова выделяются запятыми.
Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и сочетания слов: авось, небось, вдобавок, вряд ли и др.: Авось чего-нибудь подыщу.
Обращения
1. Прочитайте, найдите в предложениях обращения.
Дорогие мои друзья, мы спаяны навеки неразрывной дружбой.
Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне.
Расскажи о Третьяковской галерее, папа!
Он был, о море, твой певец.
Коля, ты пойдешь сегодня в школу?
Ты сядь ко мне поближе, мама.
Слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь, называется обращением.
Обращение вместе с относящимися к нему словами выделяется запятыми. Например: Не шуми ты, рожь, спелым колосом! Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.
Основная функция обращения – звательная. Однако обращение может одновременно передавать экспрессивно-эмоциональные отношения. Обычно они обращены к предметам: Мечты, мечты! Где ваша сладость?
УПРАЖНЕНИЕ №1. Устно. Объясните, как бы вы расставили недостающие знаки препинания. Определите, к какой смысловой группе относятся вводные слова.
1. Конечно я занимала его, и ему было весело смотреть на мой смех.
2. Приветствую тебя опустошенный дом и вас крутые скалы.
3. Я к сожалению должен прибавить, что в том же году Павла не стало.
4. Как грустно мне твое явленье весна весна пора любви.
5. Руки мои к страшной моей досаде слегка дрожали, горло сохло.
6. Что вьешься ласточка к окну? Что милая поешь?
7. Честно признаться я и представить себе не мог, что такое возможно.
8. Не улетай, не улетай очарование живой мечты!
9. Красавица моя вся суть твоя мне по сердцу.
10. К нашему счастью взошло наконец прекрасное солнце.
УПРАЖНЕНИЕ № 2. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1. Дай Джим на счастье лапу мне.
2. Может быть вы хотите знать окончание истории Бэлы?
3. Отвори мне страж заоблачный двери следующего дня!
4. Найденов к изумлению Нагульнова в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу.
5. Люблю твою Россия старину.
6. Вы не спите Иван Ильич?
7. К удивлению Пети в участке не было ни воров, ни пьяниц, ни босяков.
8. Привет тебе мой бедный клен, прости, что я тебя обидел…
9. Несомненно это было лучшее выступление актера в этом сезоне.
10. К своему полному разочарованию мальчик не видел ни плакучих ив, ни серого неба.
УПРАЖНЕНИЕ № 3. Прочитайте текст. Найдите в тексте вводные слова и обращения. Определите их роль в предложениях.
Во-первых, она дает возможность заняться исследовательской работой непосредственно на предприятиях химической или нефтеперерабатывающей промышленности.
Во-вторых, техник-технолог может специализироваться в технологии неорганических веществ, производстве пластмасс и органических смол, в области топлива, взрывчатых веществ, синтетического каучука, цемента, стекла, керамики и многих других продуктов химической и нефтехимической промышленности.
В-третьих, при их непосредственном участии происходит пуск установок, их вывод на оптимальный режим работы, то есть создание таких условий или параметров, когда при наименьших затратах сырья и энергии получается наибольшее количество нужного продукта самого высокого качества.
А для этого, следовательно, необходимо знать основные типы химико-технологических процессов и их закономерности.
А чтобы знать, конечно, надо больше читать, изучать специальную техническую литературу по этим вопросам.
Сегодня я хочу, ребята, дать для вас небольшой обзор литературы по вашей специальности, которая есть в нашей библиотеке.
И в заключение хочу еще раз подчеркнуть, что наука и производство, к счастью, не стоят на месте, они находятся в постоянном движении, развитии. И чтобы сегодня быть на передовой производства, несомненно, нужно владеть информацией и уметь находить необходимое из огромного потока информации. А для этого, действительно, нужно больше читать.
УПРАЖНЕНИЕ № 4. Найдите среди представленных предложений те, в которых допущены ошибки при постановке знаков препинания. Выпишите только их, правильно расставляя знаки пунктуации.
1. Печорин был погружен в задумчивость, и кажется, вовсе не торопился в дорогу.
2. Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий!
3. В самом деле ничего съестного, в деревне мой кучер не нашел.
4. Звезда печальная твой луч, осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины.
5. Как хорошо ты, о море ночное!
6. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни.
7. Отец оставь угрозы, свою Тамару не брани.
8. Платок был отличный и, наверное, стоил копеек сорок.
9. Люблю тебя булатный, мой кинжал!
10. Отец, по-видимому, находился в самом благодушном настроении.
Вариант 1
Переписать, расставляя знаки препинания.
1. По моему суждению пожар способствовал ей много к украшению.
2. Здравствуйте солнце и утро веселое!
3. Ведь я как вам известно из рядовых.
4. Прощай свободная стихия!
5. По словам капитана до ближайшего порта остается два дня пути.
6. Куда, куда вы удалились весны моей златые дни?
7. Я как уже сказано никогда не отличался красноречием.
8. Гой ты Русь моя родная хаты – в ризах образа…
9. Но по слухам какая-то часть упорно сражалась под Каменском, не пропуская немцев на Лихую.
10. Гори звезда моя не падай!
Вариант 2
Переписать, расставляя знаки препинания.
1. Без сомнения именно поэтому с такой отчетливостью запомнились мне первые годы.
2. Красуйся град Петров и стой неколебимо, как Россия.
3. Михей поднимает наконец от лаптей свою старую седую голову.
4. Что ж ты милая вся, как лист, дрожишь?
5. Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой.
6. Я пригласил вас господа с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
7. Потом как обыкновенно я серьёзно поговорил с ним и простил.
8. Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальных…
9. Пробил третий звонок, и поезд к счастью тронулся.