Орешкина Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Лицей № 15" г. Воронежа
Цель мастер - класса: знакомство с сервисом Thinglink и возможностями его системного использования на уроках развития речи
Задачи мастер - класса:
- обобщить опыт использования сервиса Thinglink в работе по развитию речи обучающхся на основе репродукций картин художников;
- продемонстрировать инструменты данного сервиса;
- рассмотреть возможности проектирования отдельных элементов урока (занятия) с использованием Thinglink.
Современное обучение требует новых подходов к традиционным в школе урокам развития речи. Так, сервис ThingLink позволяет создавать мультимедийные интерактивные плакаты: на изображение наносятся метки – области перехода на веб-ресурсы и интернет-документы, видео, графику и т. д. С помощью такого плаката можно собрать и компактно представить практически любую информацию по определённой теме: сервис поддерживает загрузку мультимедиа как с личного компьютера, так и по URL. ThingLink обладает высокой степенью наглядности и даёт возможность учителю организовать групповую работу. Особенности данного сервиса могут быть использованы для развития коммуникативных навыков, формирования жанрово – ситуативного стиля речи учащихся на уроках русского языка.
наведите на изображение курсор
Приведу ещё несколько примеров. Известно, что «живопись, как и другие виды искусства, являясь отражением окружающей нас жизни, несет ˂…> определенную информацию, выраженную изобразительными средствами (краски, линии, символы), об эпохе, людях, природе, событиях, изображенных на полотне, т. е. обладает коммуникативной функцией и тем самым дает учителю-словеснику реальную возможность обучить учащихся эффективному речевому общению ˂…>, расширить культурный кругозор обучаемых; соединить обучение с эмоционально-нравственным воспитанием» [1]. Репродукции шедевров живописи могут стать основой интерактивного плаката, который позволит активизировать различные виды речевой деятельности учащихся на уроках развития речи. Так, демонстрация видеоряда из репродукций картин, посвящённых определённому времени года, в сопровождении музыки П. И. Чайковского позволит создать положительный эмоциональный настрой на уроке, организовать беседу о художественном своеобразии представленного для изучения изображения. Чтобы подготовить учеников к сочинению-описанию, к изображению можно прикрепить аудиозапись искусствоведческого текста, интерпретирующего визуальный образ в единстве его содержания и формы, включить в содержание плаката справочный материал о художнике и небольшой словарик терминов, эмоционально-оценочной и образно-выразительной лексики, используемой в искусствоведческих текстах. Учащиеся могут редактировать плакат, ставя на него собственные метки. Таким образом составляется словарный диктант по предложенной теме и план к предстоящему сочинению. Эти приёмы дают возможность организовать устные и письменные высказывания учащихся во время работы над сочинением разных типов речи в соответствии с тем или иным жанром живописи: сочинение-описание помещения (интерьер), сочинение-описание природы (пейзаж), сочинение-рассказ о событии, изображенном на картине, или на основе ролевой игры (жанровая картина), сочинение-описание с элементами повествования (элементы различных жанров), сочинение-рассуждение.
Размещённая в сервисе ThingLink репродукция картины может стать не только зрительно-смысловой опорой, способствующей развитию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи, но и активной средой для организации групповой работы по моделированию высказываний обучающихся в зависимости от заданных ситуаций общения. Так, при подготовке к уроку, посвящённому сочинению - описанию картины Н. М. Ромадина «Керженец» (6 класс), создаётся плакат: к репродукции картины прикрепляется дополнительная информация о самом художнике, видеоролик о природе реки Керженец, таблица «До и после», ментальная карта «Композиция картины», видео о профессии экскурсовода и краткая памятка начинающему экскурсоводу. Данный контент поможет учителю смоделировать речевую ситуацию «Я - экскурсовод», организовать взаимодействие учащихся для составления алгоритма действий, необходимого для создания портфолио экскурсовода, а детям - строить собственные речевые высказывания в соответствии с заданной ситуацией общения. После этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону учащимся предлагается изменить описание, представив себя одним из тех людей, кто изображён на картине. Таким образом отрабатываются умения использовать имеющиеся знания в новой речевой ситуации, моделировать их, самостоятельно строить речевое высказывание, выслушивать различные точки зрения и вырабатывать собственную позицию.
Инструкция по созданию интерактивного плаката в сервисе ThingLink
Литература
- Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод. пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова; под ред. проф. Л. А. Ходяковой. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254 с.
|
На: Мастер - класс "Создание активной среды для формирования жан
Ирина Александровна! Спасибо за интересный мастер-класс. Понравился использованный Вами приём "Живая картина". Удачи Вам в Конкурсе!
С уважением, Лариса Михайловна.
На: Мастер - класс "Создание активной среды для формирования жан
На: Мастер - класс "Создание активной среды для формирования жан