Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный этап
Цель этапа: формирование групп, создание положительного эмоционального настроя
|
Предварительно раздаёт учащимся разрезанные репродукции картин о весне (выбираются картины с одинаковыми объектами) и одновременно демонстрируется видеоряд из данных репродукций, звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Весна». (ЭОР http://www.vcasmo.com/video/Rabina/30999&st=2197)
|
Демонстрируемый видеоряд помогает учащимся восстановить репродукции и объединиться в группы. |
Умение логически мыслить |
Этап мотивации
Цель этапа: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством обозначения познавательной задачи; определение содержательной области урока
|
Не объявляет тему урока. Предлагает обучающимся, демонстрируя видеоряд, сделать предположение:
- Из названия всех картин ясно, что речь идёт о весне. Тогда почему картина Н. М. Ромадина называется «Керженец»?» |
Учащиеся высказывают предположения, предлагают собственные формулировки темы урока.
|
Умение осуществлять анализ и синтез объектов, выдвижение гипотез и их обоснование, умение выбирать критерии для классификации |
Этап актуализации и пробного учебного действия
Цель этапа: актуализация имеющихся знаний и личного опыта обучающихся, необходимых для изучения нового материала; фиксация затруднения при выполнении учащимися пробного учебного действия; подготовка мышления учащихся к усвоению новых знаний и нового способа действий
|
Предлагает речевую ситуационную задачу «Я – экскурсовод»
Представьте, что Вы экскурсовод в картинной галерее. К вам пришли младшие школьники, и вы должны увлекательно рассказать о картине Н. М. Ромадина.
Организует дискуссию:
- Как заинтересовать содержанием данной картины слушателей?
ЭОР (третья репродукция видеоряда) http://www.vcasmo.com/video/Rabina/30999&st=2197)
|
Перечисляют изображённые на картине объекты, цвета, использованные художником, высказывают собственные предложения об особенностях картины, совместно в группах участвуют в составлении словарного диктанта, связанного с ситуацией экскурсии. |
Умение строить речевые высказывания, аргументировать ответ, осуществлять взаимодействие, обнаруживать пробелы в знаниях |
Этап выявления места и причины затруднения Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей
|
Так как видеоряд содержит репродукции картин с одинаковыми объектами (река, небо, лес и т. д.), то учитель организует беседу по опорным вопросам:
- Какой уголок России изображён на картине?
- Что вы знаете о жизни и творчестве Н. М. Ромадина?
- Чем данная картина отличается от полотен других художников - пейзажистов? - Что значит быть экскурсоводом?
|
Заполнение группами таблицы «До и после» https://docs.google.com/document/d/1Tt6JyWBLcmQw3pfZun0kwYJLY2zu8z4DAaluGwelx9A/edit?usp=sharing
|
Умение самостоятельно вычленять пробелы в знаниях, формулировать проблему, умение строить речевое высказывание, сотрудничать в процессе решения учебно - практических задач |
Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель этапа: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
|
Организует учащихся для составления алгоритма действий с помощью сервиса Thinglink
- Подумайте, какие шаги необходимо сделать для того, чтобы показать отличие данной картины среди других, изображающих наступление весны? ЭОР http://www.thinglink.com/scene/586299998434492420
|
Самостоятельно формулируют познавательную цель; составляют план и последовательность действий, необходимых для реализации цели; выбирают область ответственности, исходя из собственных способностей, склонностей и интересов; выявляют трудности; строят совместные действия в соответствии с целью и поставленной перед каждым членом группы задачей.
|
Умение самостоятельно формулировать познавательную цель, составлять план и совместно разрабатывать последовательность действий для достижения целей исходя из способностей каждого члена группы; выслушивать различные точки зрения и вырабатывать общую позицию |
Этап реализации построенного проекта Цель этапа: совместное создание плана-эталона, разработка критериев оценки деятельности
|
Выступает в роли консультанта, организует работу с теоретическим материалом, совместно с учащимися корректирует план. |
Составляют кластер, сопровождают пункты плана комментариями о поведении и жестах экскурсовода, определяют возможные критерии оценки выступления перед слушателями в роли экскурсовода. |
Умение работать с информацией, структурировать её, устанавливать причинно – следственные связи, систематизировать и классифицировать объекты, работать в группе |
Первичное закрепление во внешней речи Цель этапа: взаимодействие групп для совместной коррекции разработанного плана-эталона
|
Организует работу обучающихся с помощью приёма «Послушать – сговориться – обсудить». |
Группы делятся созданными описаниями (отрабатываются представления о композиции картины, упорядочивается последовательность её описания, записываются яркие словосочетания). |
Умение действовать по алгоритму, обобщать и уточнять план, выбирать наиболее эффективные способы решения познавательной задачи, умение сотрудничать |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель этапа: отработка умения действовать по образцу и осуществлять самоконтроль
|
Организует деятельность по применению новых знаний |
Представители групп выступают в роли экскурсовода, группы участвуют в обсуждении выступлений согласно выработанным критериям. |
Умение строить речевое высказывание в соответствии с планом, осуществлять контроль и коррекцию, выделять усвоенное, осознавать качество и уровень усвоения материала, контролировать результат |
Этап включения в систему знаний и повторения Цель этапа: использование созданного плана в и способа действий в новых условиях
|
Организует моделирование описания, предлагая учащимся представить себя одним из тех, кто изображён на картине. Использует стратегию “Вопросительные слова” (даёт таблицу вопросов и терминов: люди, пейзаж, краски, родина, красота и т. д.)
Использует приём «Рюкзак».
|
Составляют вопросы. Например:
-Кто эти люди, плывущие в лодке?
-С каким чувством они будут описывать увиденное? Обсуждают детали, осуществляют самокоррекцию.
|
Умение использовать имеющиеся знания в новой речевой ситуации, моделировать их, самостоятельно строить речевое высказывание, выслушивать различные точки зрения и вырабатывать собственную позицию |
Этап рефлексии учебной деятельности Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия
|
Организует рефлексию с помощью приёма «Сообщи свое Я» и взаимооценивания результатов работы групп
Например:
- Я был бы хорошим экскурсоводом, потому что…
- Я помогал своей команде...
- Я сумел красочно описать...
|
Заполнение группами таблицы «До и после», взаимооценка деятельности каждого члена группы
https://docs.google.com/document/d/1Tt6JyWBLcmQw3pfZun0kwYJLY2zu8z4DAaluGwelx9A/edit?usp=sharing
Выбор домашнего задания с учётом возникающих затруднений:
создать описание картины Н. М. Ромадина
1) в соответствии с планом-эталоном;
2) от лица того, кто плывёт в лодке по реке Керженец
|
Умение осуществлять саморефлексию и взаимооценивание, строить речевые высказывания, приводить аргументы, объективно оценивать достигнутый результат. |