1. Работа в «Букваре».
– Найдите на с. 148 тот столбик, в котором написаны слоги.
– Прочитайте слоги, которые начинаются с буквы Ю.
– Найдите слово, которое начинается со слога юл, юм, юр, юн, юг, юб.
- А сейчас, прочтите все слова, которые нам даны, а потом я буду задавать вопросы по этим словам.
– Найдите слово, которое можно «найти» в кастрюле.
– Найдите слово, которого «боится» машина.
- Кто знает, что такое кювет?
– Как ласково произнести слово клюв?
– Как называется тёплое место, где отдыхают в отпуске?
– Веселье, радость, смех… Как все это можем назвать одним словом?
– Кто знает, что обозначает слово юркий?
Юркий: как сказать по-другому?
– Про кого можно сказать, что он юркий?
– Назовите все буквы в слове союз.
– Какие звуки в слове союз? Давайте их назовем.
– А есть ли слово, которое называет математический знак?
- Давайте прочтем все слова в этом столбике. Что у них общего?
– Найдите второй столбик. Приготовьтесь его читать.
– В каком слове буква Ю обозначает звук под ударением?
– Что можете сказать про слова третьего столбика?
– Выделим корень в этих словах.
– Найдите слова, записанные в строчку. Что объединяет эти слова?
- Как мы пишем имена собственные?
Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
2. Работа в прописи
- А сейчас вновь вернемся к прописи. Прочитайте слова, которые начинаются с одинаковых буквосочетаний.
– Кого называют юнгой?
– Интересное слово юннат, из двух слов: юный и натуралист, мальчик или девочка, которые любят природу.
– В олимпиаде принимают участие и юные спортсмены, юниоры.
– Какое торжество называют юбилеем?
- А теперь давайте запишем каждое слово письменно и подчеркнем букву Ю.
– Прочитайте слова второй строчки.
– Что обозначает слово флюс?
3. Работа с текстом в «Букваре»
– Прочитайте заглавие.
– Его нет? А что вместо него? (Знак вопроса.)
– А что бы это значило? (Значит, авторы предлагают нам озаглавить текст.)
– Просмотрите весь текст, помогайте себе пальчиком
- Сейчас слушайте внимательно, я прочитаю весь текст (Чтение текста)
- Вот слово ДОМ. Что вы представили себе? Расскажите. Добавим буквы к этому слову и получим ДОМИК. А сейчас что вы представили? Каким стал ДОМ?
- А если добавим к слову ДОМ другие буквы, получим ДОМИЩЕ. И каким же стал ДОМ? Как он изменился?
- Как интересно, всего две-три буквы, а так изменилось значение слов! Какие это буквы?
Какие части слова изменили ДОМ и сделали из него ДОМИК и ДОМИЩЕ?
- Оказывается, это не просто буквы, а части слова! Эти части слова
-ИК- и -ИЩ- называются суффиксами.
Давайте поиграем с этими суффиксами. В словах ГЛАЗ и НОС. (Записываем слова в тетрадь и выделяем корень и суффикс)
- Какие еще бывают суффиксы?
- Бывают суффиксы ласковые, как котята. Прибавили их к слову – слово становится ласковым. Смотрите: Надя – НадЮШа – НадЮШКа, Ваня – ВанЮШа – ВанЮШКа. –
- Давайте назовем нежно, ласково: Оля, трава...
– Как назовём текст?
– Как можно назвать слова каждого столбика? (Однокоренные.)
– Что изменили суффиксы в словах?
2. Чтение русской народной песенки «Была у нас Дуня».
– Прочитайте заглавие.
– Интересно, кто такая Дуня?
– Кто автор этой песенки?
– Почему не песня, а песенка?
– А что за список в руках у Дуни?
– В какую одежду одета девочка? Почему?
Чтение песенки вслух учителем. После прочтения песенки детям задаются вопросы по тексту:
- Авдотья - Это об одной девочке?
- скотина - о ком это?
- А почему не скотина, а скотинушка?
- «Всем дано по имечку» А как в по другому сейчас называются имена животных?
- Кобылка кто это?
- А Жеребец?
- Кто такая «Телушка»?
- Кто знает, кто такой Боровок (это самец свиньи.)
– Еще его называют Хряк.
- Кто такой Селезень?
– Какие из этих имён-кличек вы услышали впервые?
– Почему домашним животным давали человеческие имена? (Кормильцы, члены семьи.)
– Как вы думаете, нужен ли Дуне такой список?
– Знает ли своих питомцев Дуня наизусть?
|