- Организационный момент
|
- Внимание, ребята, тихо встали. Наш урок я предлагаю начать такими словами:
«Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, повторяем!
Все расселись по местам,
Никому не тесно.
По секрету вам скажу:
“Будет интересно!”»
- Тихо сели.
Вызываю к доске дежурных. Организую работу на доске и на плакате.
- Какой сегодня день?
- Какое число и месяц?
- А какая сегодня погода? Какая температура воздуха сегодня на улице?
- Какое состояние неба?
- Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?
- Хорошо. Садитесь, пожалуйста.
|
Встают в четыре ряда.
Ученики садятся за парты.
- Среда.
- 10 февраля. (1-ый дежурный пишет на доске сегодняшнее число.)
- Сегодня на улице 0 градусов тепла. (1-ый дежурный пишет на доске, а 2-ой переносит в таблицу. Температура воздуха также отмечается на термометре.)
- Малооблачно. (Отмечают облачность.)
- Был ветер. Без осадков. (Отмечают направление ветра.)
|
Личностные УУД:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
- определять общие для всех правила поведения.
|
- Актуализация знаний.
|
- Как образуются полезные ископаемые?
- Сколько времени проходит для образования полезных ископаемых?
- Какие полезные ископаемые образовались в глубинах морей и океанов, озер и болот?
- Какие полезные ископаемые образовались из магмы?
|
- Одни полезные ископаемые рождены в недрах Земли из расплавов магмы, другие образовались на дне океана из остатков живых организмов.
- Для образования полезных ископаемых проходят миллионы лет.
- В глубинах морей и океанов, озер и болот образовались полезные ископаемые: известняк, торф, каменный уголь, бурый уголь, песок и глина.
- Из магмы образовались полезные ископаемые: гранит, базальт, рудные полезные ископаемые.
|
Коммуникативные УУД:
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Познавательные УУД:
- строить речевое высказывание в устной форме.
|
- Сообщение темы урока. Определение целей урока
|
Выдвигаю проблему. Организую формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняю понимание учащимися поставленной темы и целей урока.
- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.
- Определите цели урока, используя опорные слова.
|
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
- Сегодня на уроке мы … .
|
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
|
- Открытие нового знания
|
Организую работу по открытию нового знания, обеспечиваю контроль за выполнением задания. Организую коллективное чтение текста (ч. 2, стр. 26, 27)
- Обратите внимание на тот факт, что на образование большинства полезных ископаемых потребовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования. Запасы полезных ископаемых постоянно уменьшаются. Ученые подсказывают, что в 21 веке разведанные запасы нефти, золота, меди могут быть исчерпаны. Восстановить запасы полезных ископаемых, как лес после вырубки, человек не может. Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
- С каждым годом людям требуется все больше бензина, угля, газа, металла, и поэтому человек берет полезные ископаемые из земли все больше и больше. Но если воду и воздух можно очистить, восстановить, то полезные ископаемые – нет. На их образование нужны миллионы лет. Их быстро не восстановишь.
Закон об охране природы требует вести добычу полезных ископаемых разумно и осторожно, не допуская потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении. В 1920 году на Южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник. Это большой минералогический музей природы. Когда-то здесь добывались различные ценные минералы. Такие старинные копии приведены в порядок, расчищены от обломков.
Ученые заповедника изучают, как залегают в недрах Земли различные горные породы и минералы.
- Что нужно делать, чтобы сохранить полезные ископаемые? Ученые разрабатывают новые способы выплавки железных руд, чтобы изделия из металлов были более долговечными и прочными.
Стараются также найти способы для применения отходов одного производства в другом. Например, отходы после переработки нефти в бензин используются в производстве полиэтиленовой пленки.
Стараются заменить дорогостоящий металл и ценную древесину на пластмассу. Топливо из каменного угля и нефти заменяют на другие источники тепла. Строят гидроэлектростанции и электростанции, где используется сила воды, ветра или солнечное тепло.
- Какой вклад в дело сохранения полезных ископаемых вы можете внести?
|
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Делают выводы:
- Разрабатываются все новые и новые способы выплавки железа из руд, в результате чего изделия из металлов получаются все более прочными и долговечными.
- Человек все более рационально использует отходы производства. К примеру, отходы заводов, где выплавляют металлы, - шлаки применяют для изготовления строительного материала – шлакобетона.
- Создаются новые искусственные материалы, заменяющие природные металлы, например, пластмасса. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла и света. Строятся электростанции, где используется сила воды, ветра или солнечное тепло.
- Собирать металлолом, экономно расходовать газ, электричество, следить за экономным потреблением воды.
|
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
- Рефлексия
|
Предлагаю обучающимся оценить свою работу на уроке.
- Скажите, какими знаниями, полученными на уроке, вы бы хотели поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?
- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
|
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
|
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- осуществлять самоконтроль.
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
|