Использование информационных технологий в дошкольном учреждении.
Авторы: Назарова Наталья Владимировна, Крат Светлана Петровна, Бессарабова Галина Михайловна.
На сегодняшний день многообразие информационных технологий значительно расширяют возможности педагогов дошкольных учреждений в сфере обучения детей. Проведение практических занятий в дошкольных учреждениях с использованием современных информационных технологий показывает, что при данной методике интерес детей к занятиям значительно возрастает. Это также способствует эффективному повышению уровня познавательных возможностей.
Наш опыт применения интерактивной доски Smart14 показал, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями.
Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет нам моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Например, на занятиях по речевому развитию дети с удовольствием играют в игры: «Прятки», «Найди букву», «Подбери слог» «Найди пару» и т.д. Дети группируют картинки в зависимости от твёрдости-мягкости звука в слове, с помощью схемы определяют место звуков в слове (начало, середина, конец). Организуя познавательную деятельность детей на занятиях математикой, используем такие игры, как «Четвертый лишний», «Длиннее – короче», «Расставь по порядку», «Что исчезло?» и т.д..
При работе с интерактивной доской проще привлечь и удерживать более длительное время внимание детей. Снизилась утомляемость детей, так как учебный материал, предъявляемый детям, отличается наглядностью, яркостью образов и динамичностью. Таким образом, на наших занятиях происходит индивидуализация обучения, развитие психических процессов у воспитанников, создание благоприятного эмоционального фона. Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают. Мы стараемся делать все наши занятия интересными, привлекательными, насыщенными. На групповых и подгрупповых занятиях с использованием интерактивной доски и других информационно-коммуникационных технологий активно развиваем умения детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с доской и различного рода информацией.
В настоящее время имеется не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Поэтому мы пытаемся создать свою коллекцию разработанных нами занятий. Конечно, первые материалы создавались нами методом «проб и ошибок» и при их создании нам приходилось преодолевать некоторые трудности, которые невозможно было предвидеть, из-за отсутствия опыта. Но с каждым днём становилось работать всё легче и интереснее.
Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве. С помощью интерактивной доски повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления. Во время проведения занятий с использованием интерактивной доски дети могут свободно выбирать позу (за столиком, стоя, сидя на ковре и т. п.), испытывать минимальную нагрузку на глаза (за счет отраженного света), видеть большие четкие яркие цветные статические и динамические изображения.
Использование интерактивной доски позволяет задействовать все основные сенсорные системы детей дошкольного возраста — визуальную, слуховую и кинестетическую, что делает образовательный процесс более успешным. Китайская мудрость «Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я пойму» наилучшим образом характеризует основной принцип проведения занятия с использованием интерактивной доски.
Программная среда SMART Notebook - самая популярная программа для создания и проведения уроков на интерактивных досках.
Основные достоинства программного обеспечения:
• Программная среда SMART Notebook позволяет, как создавать новые интерактивные анимированные игры, так и объединять все ранее созданные обучающие материалы во всех распространенных программах, таких как Word, Excel, PowerPoint, включать в эту среду существующие цифровые образовательные ресурсы из любых источников: интернет, флеш-анимации и видеофайлы.
• Делает НОД более интересной и насыщенной, используя разработанную специально для педагогов галерею.
• SMART Notebook работает на базе любой операционной системы и легко интегрируется с любым приложением, установленным на компьютере.
• Благодаря набору интуитивно понятных функций и простому интерфейсу процесс освоения программной среды SMART Notebook становится необычайно лёгким.
• Выводит НОД на новый уровень благодаря использованию расширенного математического инструментария, работе с 3D моделями, включению интерактивных опросов и записи всего происходящего на доске в формате видео Задания для дошкольников должны быть одновременно содержательными и наглядными. Интерактивная доска SMART - это и визуальное, и интерактивное средство. Знание основ дизайна и техники вовлечения в учебный процесс интерактивных элементов с помощью ПО Notebook поможет вам в создании эффективных заданий, захватывающих внимание всех детей.
|