Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



План – конспект урока – тренинга по профориентации (с применением метафорических карт) «Я и мой жизненный путь».

Submitted by Анна Николаевна Давыдочкина on пн, 11/04/2016 - 08:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Давыдочкина Анна Николаевна
Место работы, должность: 

педагог-психолог МАОУ "Средняя школа № 27", ПКГО

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Уровень образования: 
дополнительное профессиональное образование
Уровень образования: 
послевузовское профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Социология
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

Формирование подростками реального представления о своих возможностях, профессиональных намерениях (профессиональное самоопределение), создание комфортных условий для осознания перспективы и значимости выбора профессиональной деятельности.

Используемое оборудование: 

Необходимое оборудование:

  • презентация к уроку,
  • карточки разных цветов
  • набор метафорических карт «Пути – дороги»,
  • набор метафорических карт «Лестницы»,
  • карточки с описанием мотивов,
  • карточки с адресами сайтов по профориентации,
  • заранее подготовленные детьми доклады о знаменитых профессионалах (в разных направлениях).
Краткое описание: 
<p><strong>Аннотация: </strong>Работа по развитию профессиональных навыков и коррекции противоречивых взглядов должна происходить в удобном для школьника режиме &ndash; через ассоциации, выполнение упражнений с последующей рефлексией. Таким образом, работа ведется на двух уровнях - глубинном (ассоциативные, метафорические карты, фотоколлаж) и личностном (сочинение, рефлексия, экскурсии), когда захвачены и бессознательный, и сознательный уровни.</p> <p>Данная работа разработана таким образом, чтобы учащимся было комфортно и интересно работать на уроке. Работа включает в себя презентацию, три приложения, два упражнения с метафорическими картами, анаграмму и упражнение с карточками мотиваций. Также во время занятия дети активно дискутируют, обсуждают те или иные вопросы. Ребята познают мир профессий, анализируют выбор одноклассников и свой собственный.</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 «Средняя школа №27» Петропавловск-Камчатского городского округа.

 

 

 

 

 

 

Авторская разработка на тему:

Название и форма работы: План – конспект урока – тренинга по профориентации (с применением метафорических карт)

«Я и мой жизненный путь».

 

 

 

 

Автор: педагог-психолог Давыдочкина А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский.

2016г.

Тема: План – конспект урока – тренинга по теме: «Я и мой жизненный путь».

 

План изложения материала:

 

Введение……………………………………………………………………….…3

Основная часть …………………………….……………………………….…..5

1. План – конспект урока – тренинга по теме: «Я и мой жизненный путь».…………………………………………………………………………..….5

Библиография……... …………………………………………………………..10

Анализ проведенного мероприятия………………………………………….11

Приложение 1 …………………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Название: План – конспект урока – тренинга по профориентации «Я и мой жизненный путь».

Цель: Формирование подростками реального представления о своих возможностях, профессиональных намерениях (профессиональное самоопределение), создание комфортных условий для осознания перспективы и значимости выбора профессиональной деятельности.

Задачи:

  • Познакомить подростков со средствами самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию;
  • Сформировать мотивы саморазвития, самоактуализации, личностного роста;
  • Развить способности подростка к осознанному выбору профессии;
  • Сформировать внутреннюю готовность самостоятельно совершать выбор и нести ответственность за принятое решение.
  • Воспитать  интерес и чувство ответственности к выбору профессии. 
  • Ознакомить учащихся с житейским способом выбора профессий.

Область применения: Уроки профориентации, классные часы для учащихся 8-11 классов.

Актуальность: Одним из способов понять, к чему расположен человек является визуальная психодиагностика. Технология относится к области объективной психологии и даёт возможность быстро и точно, без тестов и опросов, получить важную информацию о психологических особенностях личности – благодаря научно обоснованному анализу внешности.

На сегодняшний день хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом методы диагностики не работают. Подавляющее большинство учащихся уже при ответе на второй-третий вопрос в методике, бессознательно подгоняют ответ под нужный результат. Мы видим налицо противоречие. С одной стороны, у старшеклассников есть интерес к самопознанию, выбору будущей профессии и определению своей дальнейшей образовательной траектории, с другой стороны, зарекомендовавшие себя в прошлом методы работы, не пользуются спросом у современных подростков. В таком случае необходимо сократить до минимума работу с тестами, предоставляя учащимся с помощью других методик сосредоточиться на интересующих вопросах, попытках найти ответ.

В своей работе я частично заменила диагностики в форме теста на сопровождение с помощью метафорических ассоциативных карт (МАК).

Новизна: Технология научно обоснована, проверена временем и успешно применяется в кадровой работе и профессиональной ориентации.

Формы: Уроки профориентации, классные часы.

Методы реализации: Проведение уроков, классных часов, частично материалы могут использоваться в индивидуальной профориентации.

Ожидаемый результат: Формирование подростками реального представления о своих возможностях, профессиональных намерениях (профессиональное самоопределение), создание комфортных условий для осознания перспективы и значимости выбора профессиональной деятельности.

Аннотация: Работа по развитию профессиональных навыков и коррекции противоречивых взглядов должна происходить в удобном для школьника режиме – через ассоциации, выполнение упражнений с последующей рефлексией. Таким образом, работа ведется на двух уровнях - глубинном (ассоциативные, метафорические карты, фотоколлаж) и личностном (сочинение, рефлексия, экскурсии), когда захвачены и бессознательный, и сознательный уровни.

Данная работа разработана таким образом, чтобы учащимся было комфортно и интересно работать на уроке. Работа включает в себя презентацию, три приложения, два упражнения с метафорическими картами, анаграмму и упражнение с карточками мотиваций. Также во время занятия дети активно дискутируют, обсуждают те или иные вопросы. Ребята познают мир профессий, анализируют выбор одноклассников и свой собственный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательная часть.

 

1.План – конспект урока – тренинга по теме: «Я и мой жизненный путь».

Необходимое оборудование:

  • презентация к уроку,
  • карточки разных цветов
  • набор метафорических карт «Пути – дороги»,
  • набор метафорических карт «Лестницы»,
  • карточки с описанием мотивов,
  • карточки с адресами сайтов по профориентации,
  • заранее подготовленные детьми доклады о знаменитых профессионалах (в разных направлениях).

Ход урока

При входе в кабинет ребята делятся на четыре группы, выбирая карточку (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета, садятся за стол с определенным цветом.

Затем учитель даёт характеристику группам учеников в зависимости от выбранного цвета.

Педагог: Те, кто выбрали:

– синий цвет – чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;

– зелёный цвет – испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом в коллективе;

– жёлтый цвет – мечтательны с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;

– красный – активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.

Каждый из нас индивидуален, у каждого свои особенности, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.

А что нас объединяет, чем мы похожи?

Учащиеся называют общее, то ,что их объединяет, педагог фиксирует ответы на доске.

Педагог: Сегодня мы с вами проведём необычный урок - урок – тренинг с использованием метафорических карт. Тему этого урока вы узнаете решив анаграмму.

Анаграмма – это слово, в котором буквы не на своих местах.

Расставьте буквы на свои места и вы сможете назвать тему урока.

На слайде анаграмма: МПОТЙУЬ. (Мой путь.)

Тема урока: Я и мой жизненный путь.

Педагог: А сейчас я предлагаю вам немного почувствовать себя психологами и провести анализ жизненного пути выбранного вами профессионала.

Упражнение: «Ключевая нота жизненного пути …»

Роль метафоры: способствует интеграции и осмыслению большого количества информации о жизненном пути какого-либо изучаемого в рамках той или иной дисциплины деятеля, развивает такие мыслительные функции как анализ и синтез, способствует выделению и запоминанию существенного.

Используемый набор МАК: «Пути-дороги: метафора жизненного пути» (авторы: Г.Кац, Е.Мухаматулина; в набор входит 80 фотографий с изображениями дорожек, автострад, шоссе, тропинок, бездорожья и т.д., а также 32 карточки со словами и словосочетаниями ).

Способ работы: открыто.

Процедура: При ознакомлении с биографиями профессионалов учащимся предлагается выбрать из набора МАК «Пути-Дороги» одну карту с изображением и одну карту со словом, которые бы отображали ключевую ноту жизни того или иного деятеля, и объяснить свой выбор.

Педагог: Мы с вами поговорили о знаменитых деятелях разных профессий. Как мы уже знаем, всего профессий и специализаций существует около 40 тысяч.

Подскажите, где можно получить информацию о профессиях?

Ребята перечисляют: книги, справочники, СМИ, интернет, родители и знакомые.

Учитель показывает слайд с адресами интернет – сайтов профориентации.

Педагог: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Константин Дмитриевич Ушинский.

Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое называется "Основной мотив твоего выбора".

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии

Используемый материал: Список мотивов включающий 16 фраз (Приложение 1).

Процедура: ( распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику). Учитель дает задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание -  зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух.

Педагог: Давайте подведем итоги этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый).

Вывод делается учителем исходя из ответов детей.

Педагог: Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии. Таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы  учитываем при выборе профессии, следуя этому способу? (показ слайда)

  • Востребованность на рынке труда.
  • Доходность.
  • Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз …).
  • Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).
  • Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).
  • Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).
  • Положительное влияние на семейную жизнь.
  • Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
  • Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.

Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками, балетмейстерами и космонавтами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы  на рынке труда нашего города.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.

А теперь я предлагаю освежить в памяти такие понятия как «Хочу», «Могу», «Надо» с помощью метафорических карт.

Упражнение: «Профориентационная лестница»

Роль метафоры: прежде всего связанна с движением, тем самым она близка к метафоре пути. Визуальные образы лестниц вызывают множество ассоциаций и актуализируют множество смыслов.

Используемый набор МАК: «Лестницы: метафора спусков и восхождений» (авторы: Г.Кац, Е.Мухаматулина; в набор входит 80 фотографий с изображениями разнообразных лестниц, а также 32 карточки со словами и словосочетаниями ).

Способ работы: открыто.

Процедура: Выберите три карты, образы которых соответствуют трем составляющим успешной профессии.

  1. «Хочу». Эта карта может отражать ваши представления о профессии, которая привлекательна для вас; о сфере деятельности, который вам хотелось бы заниматься. Опишите эту лестницу: какая она, сколько на ней ступеней, вверх или вниз они ведут, каково качество ступеней, из какого материала они сделаны.
  2. «Могу». Это область ваших возможностей и способностей. Посмотрите – связаны ли они с желаемыми профессиональными достижениями? Как они могут помочь вам в достижении желаемого?
  3. «Надо». Эта карта отражает ваши представления о ценности и полезности выбранной профессии.

С какой картой вам было легко работать, а с какой – трудно? Есть ли у вас ощущение, что все три карты вам понятны и вам легко ответить на все вопросы, с ними связанные? Есть ли карты, которые вам хотелось бы заменить на другие? Что вы теперь думаете о своем профессиональном пути?

Итак, мы выяснили, что житейский способ выбора профессии основан на  трёх составляющих:

ПРОФЕССИЯ – должна нравиться;

ПРОФЕССИЯ – должна соответствовать возможностям и способностям человека;

ПРОФЕССИЯ – должна быть востребованной на рынке труда.

А сейчас я предлагаю подвести итоги нашего тренинга:

Дети высказываются о мероприятии - положительные и отрицательные стороны урока.

Заключительное слово учителя.

Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Отсюда следует, что одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.

 И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей счастливой судьбой.

Спасибо всем за внимание, активное участие в тренинге! До новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Вачков И.В. Метафорический тренинг / Вачков И.В. – [2-е изд.]. – М.: «Ось-89», 2006. – 144 с.
  2. Веряева Ю.А. Метафоризация как инструмент обеспечения личностно-ориентированного образования / Ю.А. Веряева // Вестник Томского государственного университета. – № 299. – 2007. – С.158-161 [Електронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metaforizatsiya-kak-instrument-obespecheniya-lichnostno-orientirovannogo-obrazovaniya.

3.     Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.- Самара: Издательство “ Учебная литература”, 2006.

4.     Дидактический материал по курсу “ Твоя профессиональная карьера” /Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.

  1. Дорошка И. А. Роль метафоры в обучении студентов юридических специальностей / И.А. Дорошка // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы IV Международной конференции, посвященной 89-летию образования Белорусского государственного университета, 29 октября 2010 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – С.10-11.
  2. Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты. Руководство для психолога. – М.: Генезис, 2013.
  3. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство / Е.Р.Морозовская. – Одесса, Институт Проективных Карт, 2013. – 128 с.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005.

9.     Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.- М.: Генезис, 2000.

  1. Рейн Н.А. Использование метода метафорической деловой игры в преподавании социологии / Н.А.Рейн // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 3. – С. 181-186. [Електронный ресурс]. – Режим доступа:http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped14/ped_25.pdf.
  2. Титовец Т.Е. Развитие метафорического мышления у будущего специалиста образования / Т.Е.Титовец // Пути повышения качества профессиональной подготовки студентов: материалы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 22–23 апр. 2010 г. / редкол.: О. Л. Жук (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2010. – С.354 – 357.
  3. Халкола У. Копытин А.И. Спектрокарты: Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании. – СПб.: Речь, 2012.

 

Анализ проведённого мероприятия.

Фотографические образы обладают значительным потенциалом для активизации творческого мышления. Фотография затрагивает многие проблемы бытия современного человека, его глубинные мотивы и страхи, сознательное и бессознательное. Она непрерывно связана с процессом развития и социализации, а также общением людей. Кроме того, она тесно связана с игрой и творческими способностями человека. Всё это делает фотографию незаменимым помощником в работе с учащимися, которые по каким-либо причинам не решаются высказывать свои мысли вслух.

Работа с метафорическими картами позволяет сформулировать проблемный вопрос, выдвинуть гипотезы о том, что мешает учащимся сделать выбор (хотя бы предварительный) будущей профессии и учебного заведения. В итоге на первом этапе подавляющее большинство старшеклассников формируют запрос: они хотели бы научиться видеть свои сильные и слабые стороны, определять ресурсы.

Творческий  этап работы  начинается с группового совместного рассказа. С помощью карт глубинные переживания, такие как страхи, желания, внутренние конфликты, нереализованные мечты, выражаются свободнее и легче.

Таким образом осуществляется ненавязчивое информирование учащихся о мире профессий и путях получения профессионального образования.

К концу 11 класса учащиеся имеют представление о себе, своей самооценке, взглядах на жизнь, планируют профессиональные образовательные маршруты. Сокращается число учащихся, затрудняющихся в выборе профессии.

Я считаю, что возможность использования метафоры в профессиональном становлении и обучении школьников обоснованна. Метафорические ассоциативные карты представленны как инновационная психотехнология и активный метод обучения анализу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Основной мотив твоего выбора профессии.

 

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает  знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Прикрепленный файл Size
Презентация к уроку-тренингу.pptx 345.06 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн