II Интернет-конференция
"Перспективные направления развития ИКТ в образовании"
Сетевой проект как инновационная форма обучения и воспитания учащихся
Стефанова Лариса Михайловна,
методист УКП "РДБ" ГОУ РК
"Республиканский центр образования"
г. Сыктывкара Республики Коми
В настоящее время большую популярность получает такой вид организации деятельности учащихся как сетевой проект.
Сетевой проект – это специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся разных школ, городов и стран в сети Интернет. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся обмениваются мнениями, опытом, информацией, представляют результаты своей деятельности.
К средствам организации сетевых проектов относят:
- электронную почту;
- дискуссионные форумы, группы, сообщества;
- поисковые системы сети Интернет;
- социальные сети;
- сервисы Web 2.0.
Сетевые проекты могут иметь учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую направленность. Обязательным условием сетевого проекта является наличие общей проблемы, цели, согласованных методов и способов деятельности учащихся, направленных на достижение совместного результата.
В течение последних трёх лет учащиеся УКП «РДБ» принимали участие в сетевых проектах на образовательных сайтах «Методисты», «Открытый класс», «Методсовет», «Лидер»: «Создаём портрет слова», «Гордость моей земли», «В мире фразеологии», «Книга Славы», «Сказочная карусель», «В мире поэзии», «Русь православная», «В мире басен И. А. Крылова».
Следует отметить, что работа по участию учащихся в сетевых проектах носит систематичный характер и осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап предполагает знакомство с условиями участия в сетевом проекте, мотивацию учащихся к участию в проекте, целеполагание, осознание проблемной ситуации. На данном этапе формируется группа участников сетевого проекта из 3-5 человек с учётом индивидуальных особенностей учащихся и состояния их здоровья. Главным условием участия в сетевом проекте является личная заинтересованность и желание ученика участвовать в проекте. По возможности участие учащихся в проекте согласуется с родителями при непосредственном общении во время их посещения детей в больнице, посредством телефонной связи или социальных сетей.
Проектировочный этап (планирование работы, «мозговой штурм», продумывание элементов деятельности, распределение ролей в группе, индивидуальная и групповая работа учащихся, «мозговой штурм»). На проектировочном этапе учащимся предлагаются широкие возможности для выбора своей деятельности. Учитель направляет учащихся, но ни в коем случае не навязывает им своё мнение и план работы.
Практический этап (исследование проблемы, темы, сбор и обработка информации, получение результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, работа в творческих мастерских, оформление документации материалов). Итоговый продукт, созданный учащимися в ходе работы над проектом, размещается на площадке сетевого проекта или странице Wiki.
Аналитический этап включает знакомство с материалами участников сетевого проекта, сравнение планируемых и реальных результатов, участие в обсуждении проектов, обобщение, выводы, подведение итогов.
Сетевые проекты, как правило, имеют предметную и межпредметную направленность. В большинстве случаев проектная деятельность носит разноплановый характер, она предусматривает элементы исследовательской работы и предоставляет учащимся возможность продемонстрировать свои творческие способности.
Например, в ходе проекта «Создаём портрет слова», учащиеся не только исследовали выбранное слово, работая с различными словарями, с литературными текстами, произведениями музыки и живописи, но и создавали творческие работы (аппликации, рисунки, стихотворения).
Участвуя в сетевом проекте «В мире фразеологии», учащиеся изучали фразеологизм, объясняли его происхождение, проводили параллели с историей, приводили аналоги фразеологизма из других языков, в том числе и из коми языка, иллюстрировали фразеологизм.
Возможность рассмотреть языковую единицу с разных точек зрения позволяет учащимся более глубоко изучить материал и сделать аргументированные выводы.
Таким образом, сетевые проекты «выводят» учащихся за рамки конкретного учебного предмета, способствуют повышению познавательного интереса и уровня знаний учащихся, расширяет их кругозор.
Кроме образовательных целей в ходе сетевых проектов решаются воспитательные задачи, формируются личностные УУД учащихся:
- становление гражданской позиции;
- принятие базовых национальных ценностей;
- формирование уважения к своей стране и своему народу;
- развитие толерантности;
- формирование нравственно-эстетических ценностей.
В 2015 году наша страна отмечала 70 лет со дня Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 2015 год в Республике Коми объявлен Годом патриотизма. Наши земляки внесли значительный вклад в историю страны и летопись родного края. В этом учащиеся убедились, участвуя в сетевых проектах: «Гордость моей земли», «Исторические хроники», «Книга Славы». Целью участия в перечисленных сетевых проектах было сохранение благодарной памяти об участниках Великой Отечественной войны. Учащиеся собирали информацию о земляках, внёсших свой вклад в победу над фашизмом, подготовили исследовательские работы о своих родственниках-участниках ВОв, прониклись чувством гордости за своих героических предков. Ребята отметили актуальность и значимость данных сетевых проектов.
Участие в сетевых проектах направлено на формирование информационных, коммуникативных компетенций учащихся, а также компетенции личностного самосовершенствования.
Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с различными источниками информации, в том числе и источниками и ресурсами сети Интернет. Учащиеся учатся ориентироваться в информационном потоке, осваивают алгоритм поиска нужной информации, учатся выделять главную и второстепенную информацию, структурировать и оформлять собранный материал.
XXI век – век информационных технологий. Современные школьники умеют работать с различными цифровыми устройствами, общаются в социальных сетях всемирной паутины. Задача учителя – поддержать и развить интерес учащихся к виртуальной образовательной деятельности. В ходе создания итогового продукта (это может быть текстовый документ Word, презентация PowerPoint, слайд-шоу, видеоролик и т. д.) учащиеся совершенствуют свои навыки работы на компьютере, повышают ИКТ-компетентность.
В процессе работы над сетевыми проектами учащиеся знакомились с сервисами WEB 2.0, создавали ресурсы с помощью ImageChef, Playcast, Wordle.net, Poster Forge и др. Также учащиеся учились работать с документами Google, в wiki-среде. По признанию учащихся, это был для них новый опыт.
Одной из ключевых задач образования на данном этапе является формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков. Сетевые проекты помогают эффективно решать эту задачу и способствуют развитию у учащихся следующих коммуникативных умений:
- использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- ясно и чётко излагать мысли;
- умение убеждать, аргументировать своё мнение;
- способность работать в команде, умение сопереживать и уважать различные мнения.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся не только получают новые знания, но и ищут способы их получения, представляют результаты своей деятельности.
Не менее важным в сетевом проекте является развитие компетенции личностного саморазвития и самосовершенствования учащихся.
В ходе работы над проектом учащиеся ближе знакомятся друг с другом, узнают об увлечениях товарищей по команде, придумывают название и девиз для команды, распределяют роли участников команды, выбирают капитана, планируют свою проектную деятельность, готовят визитную карточку команды, исследовательские и творческие работы. Работа в группе способствует формированию ответственности учащихся за собственную работу и работу всей группы.
Такая совместная работа способствует созданию благоприятного психологического микроклимата в коллективе, развивает у учащихся навыки сотрудничества, взаимопомощи, умение работать в группе. При групповой работе создаются условия для сотрудничества учащихся. Работая в группе, учащиеся с более высоким уровнем знаний помогают тем, кто послабее, оказывают им необходимую помощь.
В процессе проектной деятельности меняется характер взаимодействия между учителем и учащимися. Учитель выступает в роли консультанта и помощника.
Кроме того, за участие в сетевых проектах учащиеся получают грамоты и сертификаты, работа учащихся сопровождается доброжелательной положительной оценкой со стороны организаторов и участников проектов из других городов. Учащиеся всегда рады тому, что их труд по достоинству оценивается педагогами и сверстниками.
В результате проектной работы для каждого ученика создаётся ситуация успеха, повышается его личностная самооценка (я могу!). Успех для учащихся – это источник внутренних сил для преодоления трудностей и поддержания желания учиться.
Из выше сказанного можно сделать вывод, участие в сетевых проектах даёт учащимся возможности:
- общения со сверстниками из других городов;
- освоение ИКТ-технологий;
- развитие умений нестандартно мыслить и находить решения проблемы;
- создание творческих работ и других продуктов проектной деятельности;
- повышение личностного роста и самооценки;
- пополнение портфолио документами, подтверждающими факт участия в проектах.
Сегодня задача школы не дать учащимся систему готовых знаний, а научить их учиться, т. е. нацелить на самостоятельность мышления, поиск ответов на возникающие вопросы, на приобретение навыков, которые пригодятся им в жизни. С помощью сетевых проектов решаются перечисленные задачи.
Использованные источники:
Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004.
Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
|
На: II Интернет-конференция "Перспективные направления развития
Уважаемая Лариса Михайловна! С большим интересом познакомилась с вашей работой " Сетевой проект как инновационная форма обучения и воспитания учащихся".
Вы сумели глубоко проанализировать особенности участия учащихся в сетевых проектах, ваша работа с учащимися носит систематический характер. Вами дана оценка деятельности ваших учащихся в проектах, даны возможности развития учащихся. Это на самом деле так, так как ваши дети являются участниками многих сетевых проектов, особенно я знаю работы ваших учащихся в исследовательском проекте " История 90-х".
Спасибо за отличный материал. Успехов Вам и вашим детям!
Нина Костоусова
На: II Интернет-конференция "Перспективные направления развития
Нина Николаевна!
Я рада новой встречи с Вами на просторах "ОК"! Спасибо Вам за обстоятельный комментарий к представленному материалу.
Я думаю, что за сетевыми проектами большое будущее. Главное, что учащимся нравится в них участвовать.
С уважением, Лариса Михайловна.
На: II Интернет-конференция "Перспективные направления развития
Уважаемая Лариса Михайловна!
Я соглашусь с Вами, что особое значение проектная деятельность играет в воспитательной работе. Именно социальные проекты помогают воспитать активного сознательного гражданина общества.
Вы очень четко описываете этапы работы над проектом. Для начинающих педагогов Ваша статья будет полезна. Конечно, проектная деятельность может быть использована в различных предметных областях. Успех этой работы зависит от подготовки учителя. Я имею в виду не только подготовку по предмету, но и владение информационными технологиями, навыками критического мышления.
Ваш опыт будет интересен и полезен участникам конференции. Спасибо!
На: II Интернет-конференция "Перспективные направления развития
Елена Ивановна! Спасибо Вам за внимание к представленной работе. Буду рада, если материал пригодится в работе коллегам.
С уважением, Лариса Михайловна.
На: II Интернет-конференция "Перспективные направления развития
Уважаемая Лариса Михайловна! Познакомилась с Вашей работой "Сетевой проект как инновационная форма обучения и воспитания учащихся". Статья имеет как теоретическую направленность - описаны обязательные условия, средства организации, виды деятельности, этапы сетевого проекта, так и практическую - приведены примеры, краткое описание, анализ работы в сетевых проектах. С введением новых стандартов образования, педагоги стали более активно применять в своей практике метод учебных сетевых проектов, так как это очень эффективный способ реализации внеучебной деятельности, в котором формируются универсальные учебные действия обучающихся: коммуникативные умения, критическое и системное мышление, умение работать с источниками информации. Спасибо Вам за интересный и полезный материал, положительный опыт работы в данном направлении! Успехов в дальнейшей работе!
С уважением, Любовь Ивановна.
На: II Интернет-конференция "Перспективные направления развития
Любовь Ивановна! Спасибо Вам за внимание к представленному материалу.Я согласна с Вами, проект является эффективным способом реализации внеучебной деятельности, в котором формируются универсальные учебные действия обучающихся: коммуникативные умения, критическое и системное мышление, умение работать с источниками информации. Рада, что статья оказалась полезной для Вас.
С уважением, Лариса Михайловна.
На: II Интернет-конференция "Перспективные направления развития
Лариса Михайловна, меня изначально привлекло название Вашей статьи, так как в настоящее время ученики и учителя нашей школы принимают участие в сетевом проекте "Наше наследие". Это довольно новая форма работы, поэтому некоторые моменты не доконца понятны. После знакомства с Вашим материалом все пришло в систему. Советую всем участвовать в подобных проектах: во время работы не только помогаешь ученикам, но и сам вместе с ними узнаешь что-то новое.
На: II Интернет-конференция "Перспективные направления развития
Надежда Викторовна! Спасибо Вам за комментарий! Я со своими учащимися постоянно участвую в сетевом проекте "Наше наследие". Нам нравится этот проект. Согласна с Вами: участие в сетевых проектах полезно не только для учащихся, но и для учителей. Мы вместе учимся, узнаём что-то новое для себя.
Удачи Вам и Вашим ученикам в проекте!
С уважением, Лариса Михайловна.
На: II Интернет-конференция "Перспективные направления развития
Уважаемая Лариса Михайловна! Очень интересная статью, занимательный материал который пригодится в работе, возьму себе на заметку. Удачи и успехов в работе. Спасибо!
На: II Интернет-конференция "Перспективные направления развития
Виктор Викторович! Мне приятно, что материал показался Вам интересным и полезным.
Буду рада, если Вы используете представленный опыт в своей работе.
С уважением, Лариса Михайловна.