Ломоносова Юлия Александровна - педагог дополнительного образования, руководитель кружка "Лила"
Одарённость, в моём понимании, это некое качество психики, позволяющее получать результаты выше, чем у большинства людей. Это качество многовариантное, развивающееся в течении всей жизни или, напротив, затухающее, явное или скрытое, расцветающее прекрасными благоухающими цветами на радость окружающим или упрямо пробивающееся сквозь терни неблагоприятной социальной среды, иногда оцениваемое лишь далёкими потомками. Одарённый человек как бы являет миру пример возможностей, которыми потенциально может обладать каждый, но не каждый может взрастить их в силу субъективных или объективных причин ( социальных, личностных, физических, исторических, генетических и кармических). Некоторые утопии описывают общество, где преобладают одарённые, с нашей точки зрения, люди. Например "Час быка" И. Ефремова. Но я отнюдь не считаю, что в современном обществе каждый может быть одарён, скорее я бы расширила понятие одарённости от одарённости в сфере ведения домашнего хозяйства, общения с землёй, с животными, птицами и т. д. до одарённости быть прекрасной бабушкой для своих внуков, понимающей женой или просто "счастливым" человеком. Однако это столь тонкие, субъективные и "неизмеряемые" понятия, что психология и педагогика здесь отступают.
1. Одна из моих групп - дошкольная. В этом возрасте почти все дети проявляют те или иные способности, которые впоследствии могут вырасти в таланты. Для детей, особенно в столь нежном возрасте, решающим для их развития фактором является семья. Можно наблюдать, как в благополучных семьях развиваются потенциально талантливые дети, тогда как в неблагополучных - дети приобретают комплексы, и их усилия для достижения чего-либо прямо пропорциональны сложности их жизненной ситуации. В любом случае педагог может помочь ребёнку раскрыть те или иные способности, преодолеть сложности на пути его развития.
В связи с этой работой перед моим мысленным взором предстаёт одна из моих младших учениц - Веста - ребёнок с ярко выраженным интересом к пению, музыке и рисованию, а также с большим артистизмом и желанием выступать. Театр как синтетическое искусство имеет отношение ко всем этим стремлениям.
Какие же признаки одарённости ("Рабочая концепция одарённости") можно наблюдать у этого ребёнка? В инструментальном аспекте в силу возраста новаторские способы деятельности ещё не проявляются, но уже есть желание всё делать по-своему. Схватывает предмет быстро и легко. В мотивационном аспекте наблюдается повышенная чувствительность к звукам: игре на фортепиано, на флейте, к пению. Повышенная любознательность, устойчивое погружение в изучаемый предмет. У этой девочки активно развивается и интеллектуальная и эмоциональная и мотивационно-волевая сферы психики. В художественно-эстетической деятельности, в которой я наблюдаю Весту, у неё есть предпосылки к музыкальной одарённости. Это потенциальная одарённость, которую можно предполагать, но не прогнозировать.
2. У одарённых присутствует такая черта, как самостоятельность суждений, независимость от авторитетов, педагогов и от мнения большинства. Это делает их особенными, позволяет посмотреть на предмет исследования по-своему. В совокупности с такой чертой, как глубокое погружение в предмет, независимость суждений даёт возможность подняться на новый уровень освоения предмета, а в будущем - сотворить новые культурные ценности, научно-технические достижения. Эта самостоятельность суждений зачастую ведёт к конфликтам с педагогами и сверстниками. В психической структуре одарённого ребёнка всегда присутствует субъектная позиция, т. е. авторское отношение к своей деятельности. Отсюда некомфортное поведение, которое может проявиться в повышенной эмоциональности, психической неустойчивости, обидчивости. Одарённый ребёнок может эмоционально вспыхивать, ведь он неравнодушен к предмету, а напротив, погружён в него интеллектуально и эмоционально.
Эта самостоятельность и связанные с ней особенности в общении присущи и моей ученице.Проблемы, с которыми сталкивается этот талантливый (возможно одарённый ) ребёнок, в основном лежат в сфере его общения со сверстниками, поэтому в своей работе я постараюсь разработать коммуникативный модуль. Проблема коренится в эмоциональной сфере девочки, в особенностях темперамента, в живом реагировании на то, что ей кажется неверным, в претензии на лидерство, в стремлении перевоспитать тех, кто мешает гармоничному процессу. Вообще ей свойственна особая чувствительность к гармонии, к упорядоченной красоте чего-либо (нашего урока, игры, чаепития). Наверное, так проявляется музыкальная душа, а может и наоборот - это общее стремление к гармонии находит часто своё выражение в музыкальности. Но не все люди (дети), окружающие её, таковы.Отсюда и проистекает проблема личности, выходя из внутреннего эмоционального пространства на коммуникативные просторы. Так душа, сталкиваясь с несовершенством, чёрствостью к упорядоченности и красоте, развивает свои негативные качества - обиду и гнев.
Значит, задача родителей и педагога, во-первых, понять это и, во-вторых, найти такие выходы для её души и психики, которые не принимали бы крайних форм, разрушительных для внутреннего мира самой девочки и для её взаимоотношений с окружающими, ведь эти разрушительные тенденции мешают её работоспособности, творчеству и, в конечном итоге, её становлению как гармоничной одарённой личности.
3. Каковы же цели развития личности? В рамках коммуникативного модуля правильнее поставить вопрос - каковы же цели развития социализированной личности одарённого ребёнка?
Цель родителей и педагогов, в данном случае, постараться свести к минимуму негармоничные черты психики одарённого ребёнка и развить гармоничные. Здесь уместно вспомнить, что в классификации одарённых детей есть гармоничные и негармоничные типы. Негармоничный тип характеризуется тем, что его талант направлен по узкому коридору какого-либо вида деятельности или искусства, тогда как остальные сферы человеческой активности и сфера общения в особенности, остаются для него закрытыми и неразработанными. Гармоничный тип одарённого человека представляет собой некий универсальный тип, часто одарённый во множестве сфер науки, искусства и взаимодействия. К этому типу относятся лучшие представители человечества такие, как Леонардо да Винчи, Ломоносов, Бородин и другие. Я убеждена, что развитие такого типа личности - есть стремление к совершенству, к самореализации, к раскрытию всего потенциала, заложенного в человека природой и Богом. Это не голое стремление к достижениям ради удовлетворения своего эго или выгоды, а стремление ко всестороннему развитию нравственной личности. Выше этого только стремление к божественному. Но подобные выводы и выборы своего направления делает уже зрелая личность, и наша задача- помочь ребёнку вырасти в таковую, стать социально адаптированным, но не в ущерб своим талантам, стать психически устойчивым к неблагоприятным факторам, например, к общению с людьми (детьми), имеющими противоположные интересы, агрессивные или негативные проявления в поведении.
Эти цели являются актуальными для моей педагогической деятельности, потому что её горизонтом, её идеалом является воспитание всесторонне-развитой личности, которая в своей внешней деятельности несёт свет окружающим, а в своём внутреннем мире находит удовлетворение и смысл. Конечно, моя глубинна задача состоит в том, чтобы вырасти самой в такую личность, ведь без самовоспитания - нет воспитателя, а есть лишь формальный работник по принуждению детей. Это авторитарная модель образования, где отношения между педагогом и учащимся носят субъект-объектный характер.
Цели, которые ставит перед собой педагог, зависят от модели воспитания, которую он сознательно или интуитивно воплощает в своей работе. Существует несколько авторитарных моделей воспитания, которые характеризуются чётко заданными целями и алгоритмами, задаваемыми субъектом объекту, то есть ученику. Также существуют гуманистические модели воспитания. Хотя наша система образования в своей основе авторитарна, всё больший удельный вес в ней занимает гуманистические идеи. В теории гуманистическая педагогика разработна давно и подробно. О. С. Газман говорил о самопроцессах, характерных для личности. Вклад в педагогику сотрудничества внесли Е. В. Бондаревская и Н. Е. Щуркова. Таланчук применил понятие синергетики - науки о саморазвивающихся системах, в педагогике. М. П. Щетинин педагог и психолог создал свою экспериментальную школу на основе идеи о психологической "встрече", диалоге учителя и ученика. Но самой значимой для меня является система Ш. А. Амонашвилли. Его гуманная педагогика базируется на вере в то, что ребёнок приходит в мир не как "табула раса", а со своей индивидуальной миссией, которую учитель должен раскрыть, беречь и уважать. Как у Мориса Метерлинка в "Синей птице", дети до рождения получают и берегут свой дар. Гуманным идеям Шалвы Александровича я стараюсь следовать и как мама, и как педагог, и как человек. Воспитание и развитие личности одарённого ребёнка может происходить только в контексте педагогики сотрудничества. Для неё характерно:
- принятие ребёнка таким, как он есть,
-доверие, как основа общения между учеником и учителем,
-совместная деятельность.
4. Цели воспитания одарённых детей намечены в "Рабочей концепции одарённости", и я с ними полностью согласна. Если в своей профессиональной сфере учитель должен создать мотивацию для полного погружения в предмет и дальнейшего самостоятельного творчества ребёнка, то в сфере воспитания мы должны дать ребёнку духовные ориентиры. Прагматичный педагог может подрезать крылья юному таланту, тогда как нравственный и духовно-ориентированный - может указать такие высоты, к которым ученик будет стремиться всю жизнь. В среде музыкантов, художников и других творческих людей известны многочисленные факты, когда первоначальный творческий импульс, идущий из безграничных глубин вселенной, "талант от Бога", впоследствии перекрывается чувством собственной значимости или соображениями выгоды. Талант, как божественный ручеёк, высыхает под палящими лучами эго. Вот почему духовно-нравственное воспитание так важно для одарённых. Потребность творить подпитывается радостью от того, что даришь своё творчество кому-то. Только так, в самозабвенном священном действе рождаются бессмертные шедевры.
5. Если обратиться к материалам ФГОС, то увидим, что целью современного образования является уже не просто дать ребёнку сумму знаний и умений, но обучить его неким универсальным личностным действиям 1) по обработке этих знаний, 2) по самоконтролю, 3) по работе в группе и другим коммуникативным действиям.
В Федеральном законе "Об образовании в РФ" от 29.12.12г. воспитание определяется как "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей..." Основные гос. приоритеты в области воспитания выражены в проекте "Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г." от 13. 01.15г. Все эти документы направлены на воспитание творческой, самоопределяющейся личности. Новые методы образования, включающие коучинг, индивидуализацию обучения, педагогику сотрудничества, сетевое образование и др. способны создать благоприятную среду для развития одарённых детей.
Вот некоторые государственные приоритеты воспитания:
- расширение вариативности воспитательных систем и технологий, направленных на формирование индивидуальной траектории развития ребёнка.
- воспитание уважения человеческого достоинства, духовно-нравственных ценностей, национальных традиций и общечеловеческих культурных достижений.
- создание условий для позитивного развития детей в информационной среде.
- развитие самостоятельности и активности наряду с коллективностью и умением работать в группе
- содействие профессиональному самоопределению личности.
Таким образом, цели, выдвинутые в законе об образовании, совпадают с целями педагога, который стремится создать условия для развития и воспитания одарённых детей.
6. Я считаю, что в рамках театральной студии можно решать множество задач, связанных с развитием одарённости.
Во-первых, можно попытаться выявить и развить одарённость конкретного ребёнка, например, музыкальную одарённость Весты с помощью различного музыкального и вокального материала.
Во-вторых, решить коммуникативные задачи, т. е. создать условия для развития гармоничного общения одарённого ребёнка с окружающим миром путём доверительного общения, развития инициативы, создания теплой психологической атмосферы, дружбы и взаимопонимания.
В-третьих, задача духовно-нравственного воспитания напрямую связана с деятельностью театрального объединения,т. к. главная цель любой театральной постановки - пережить на сцене и передать зрителю ценностно-смысловое содержание спектакля. Даже в самом раннем возрасте сказки, песни и сценки должны отражать вечные ценности дружбы, щедрости, взаимопомощи, смелости, трудолюбия и т. д.
7. Используемые ресурсы:
- учебные материалы курсов повышения квалификации.
- Рабочая концепция одарённости. под ред. Д. Б. Богоявленской, 2003 г.
-Концепция развития дополнительного образования детей. 4 сент. 2014 г. № 1726р.
-Диагностическая модель образовательного процесса в условиях индивидуализации обучения. под ред. В. Г. Гульчевской, 2015 г.
- Коучинг в воспитательной системе образовательных учреждений. под ред. В. Г. Гульчевской, 2015 г.
- Текст "Сетевое обучение".
События: спектакль "Спящая красавица", для младшей группы под муз. П. И. Чайковского, с использованием бардовской песни.
спектакль " Снегурочка" для старшей группы с использованием музыки Римского-Корсакого, Чайковского, Е. П. Крылатова и другие.
|
На: страница ломоносовой юлии одарённость в театральной студии
Уважаемая Юлия Александровна! Ваши размышления о природе одаренности, о роли педагога для одаренных детей, о детях, с которыми вы работаете в Вашей театральной студии, свидетельствуют о том, что Вы в процессе курсовой подготовки проделали большую работу по освоению учебного материала курсов и решению предложенных Вам учебных задач по разработке коммуникативного модуля для поддержки одаренных детей в условиях сетевого взаимодействия.
Думается, что созидательная работа родителей, педагога и детей, окружающих Весту, в создании благоприятного психологического климата, в усилении духовной составляющей образовательной среды, действительно, позволит усилить позитивные стороны ее личности и преобразовать эмоционально-волевую сферу.
Соглашусь, что указанные Вами события, также обладают большим воспитательным потенциалом и содержат в себе стимулы для личностного развития Весты.
Несколько слов о том, что вызывает сомнения. Ориентация на всесторонне развитию личность не оправдала себя исторически. Можно говорить о разностороннем развитии личности, и здесь имеются ресурсы и потенциал образовательных систем.
К сожалению, Вы не коснулись вопросов, связанных с сетевой формой обучения Ваших детей, но логика профессионального взаимодействия с ребенком, ярко проявляющим свою индивидуальность, принимается.