Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Физминутки на логопедических занятиях

Submitted by Марина Витальевна Скляр on Wed, 30/03/2016 - 21:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Скляр Марина Витальевна
Место работы, должность: 

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №72 "Родничок", учитель-логопед.

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Предмет(ы): 
Логопедия
Краткое описание: 
<p><span style="background-color:rgb(255, 255, 255); color:rgb(51, 51, 51); font-family:sans-serif,arial,verdana,trebuchet ms; font-size:13px">Физминутки &nbsp;на логопедических занятиях с детьми.</span></p>

Физкультминутки на  логопедических занятиях с детьми.

В массовых детских садах на занятиях с дошкольниками начиная с 4-хлетнего возраста широко используются физкультминутки. Это элемент двигательной активности, который включается, как правило, в середину 25-минутного занятия. Такой перерыв в занятии на 1-2 мин необходим всем детям, так как позволяет снять мышечное напряжение и статистическую нагрузку, связанную с сидением, переключает на иную деятельность их неустойчивое внимание.

Значение физкультминуток еще более возрастает в работе с дошкольниками, имеющими речевую патологию.

В своей  практической деятельности мы неоднократно убеждались в том, что дети, страдающие общим речевым недоразвитием, как правило, отвлекаемы, утомляемы, быстро истощаются. В ходе напряженного логопедического занятия, длительность которого для детей 5-летнего возраста достигает 25 мин, таким детям особенно необходима двигательная разрядка. Физкультпауза, переключая детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать их умственную работоспособность. Вместе с тем логопед получает дополнительную возможность использовать активную речь детей.

В настоящее время в логопедической практике на физкультминутках в основном используются тексты, взятые из практики массовых детских садов. Мы же попытались увязать тексты непосредственно с темой проводимого логопедического занятия.

Такой подход позволяет полнее реализовать цель логопедического занятия, экономнее использовать учебное время, пополнить словарь детей.

Можно предположить, что стихотворные тексты позволяют также нормализовать темп речи детей, добиться большей ее плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, а в конечном счете - на совершенствовании фонетической стороны речи. Содержание физкультминутки меняется почти каждое занятие.

На наш взгляд, речевой материал физкультминуток должен отвечать определенным требованиям.

1.         В речевом материале должен содержаться изучаемый на занятии звук либо соответствующая лексическая или грамматическая категория.

2.         Движения детей должны по возможности соответствовать называемым действиям.

3.         В физкультпаузу включаются возможно более разнообразные действия с тем, чтобы дети могли, например, присесть, повернуться, поднять руки вверх, попрыгать. Иными словами нужно стремиться вызвать у них максимальную двигательную активность.

4.         Стихи должны быть, доступны по содержанию.

5.         Тексты должны быть короткими, с тем, чтобы дети их легко воспринимали и без труда воспроизводили.

Физкультминутку не обязательно проводить строго в середине занятия. Перерыв на 1-3 мин. надо делать тогда, когда логопед почувствует у детей первые признаки утомления (двигательное беспокойство, отвлекаемость, снижение интереса к занятию).

Специального места для проведения физкультминутки не требуется. Дети встают рядом со столами, за которыми сидели. Логопед должен следить, чтобы между детьми было достаточное расстояние и они не задевали друг друга.

Логопед проговаривает новое стихотворение и показывает соответствующее движение. При этом дети молча, вслед за логопедом или вместе с ним выполняют только движения, вслушиваясь и запоминая текст. Во втором проговаривании уже участвуют дети, одновременно выполняя действия. Усвоение слов происходит быстро, так как они подсказываются движениями. Логопед, проговаривая текст, стремится подчеркнуть ритмический рисунок фразы путем повторения соответствующих движений. Добиваться заучивания стихотворений не надо, так как это отнимет много времени да и цели такой данный этап занятий не преследует.

В конце каждой из физминуток логопед обязательно задает детям вопросы по ее содержанию, учитывая основную цель всего логопедического занятия. Например: «Назовите ласковые слова из этого стихотворения». (Имеются в виду существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения). Дети отвечают: «Ножки, ручки, головка, спинка, локоток». Или: «Назовите слова со звуком «к» из этого стихотворения». Дети отвечают: «Сук, жук, паук, индюк».

Ниже приведены  непосредственно связанные с темой логопедического занятия тексты для физкультминуток, которые можно проводить в группе для детей с общим недоразвитием речи на 1-м и 2-м годах обучения.

 

Тема занятия: «Предлог на»

Ребята, положите ладони на голову; на затылок; на щеки; на пояс; на колени; на спинку стула; на пол.

В ходе такого упражнения дети усваивают пространственное значение предлога «на» и, кроме того, закрепляют знание названий частей тела.

Тема занятия: «Звук х»

Мама удивилась: «Ах, ах!» (наклоны туловища в стороны, ладони к щекам).

Бабушка поднимается по лестнице: «Ох, ох!» (наклон вперед, руки на поясницу, раскачивание в стороны).

Лесорубы рубят лес: «Ух, ух!» (руки в замок, ноги на ширине плеч, движения, имитирующие рубку дров).

Дети танцуют: «Эх, эх!» (притопывание ногами поочередно, руки в стороны).

В ходе этой физминутки дети проговаривают хором, ритмично только междометия.

Занятие на ту же тему.

Шел по берегу петух (шаги с раскачиванием в сторону, руки за спину),

Поскользнулся, в речку - бух! (круговое движение руками, присесть).

Будет знать петух, что впредь (ритмичный подъем, грозить пальцем)

Надо под ноги смотреть (наклон вперед).

После проговаривания стихотворения дети называют слова со звуком «х».

Тема занятия: «Предлог под»

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши),

Топ-топ, топ-топ-топ (топанье ногами),

Под кроватью черный кот (присесть в такт словам),

Он залез под кровать (поочередное движение руками вперед и к груди, имитирующее движение лап кота)

И мешает детям спать (подъем с ритмичным помахиванием указательным пальцем правой руки).

Занятие на ту же тему.

Бегал по двору щеночек (медленный бег на месте),

Видит пирога кусочек (наклон вперед, руки в стороны).

Под крыльцо залез и съел (присесть, руки ко рту),

Развалился, засопел (руки в стороны, голову на бок).

Дети хором проговаривают вслед за логопедом каждую строчку стихотворения. Обычно 2-й раз они уже произносят его без труда, так как легко запоминают несложный текст, подкрепляемый движениями. Затем логопед задаёт вопросы: «Куда залез кот? (Куда залез щенок?) Какое маленькое слово вы услышали в этом предложении?»

Аналогично проводятся и следующие стихотворные физминутки.

Тема занятия: «Существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения»

Девочки и мальчики (руки на пояс)

Прыгают как мячики (ритмичные прыжки),

Ножками топают (топание ногами),

Ручками хлопают (хлопки в ладоши),

Глазками моргают (руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают (руки вниз).

Занятие на ту же тему.

Ножками затопали (притопывание ногами),

Ручками захлопали (хлопки в ладоши),

Головку опускаем (наклон, руки вперед)

И спинку выпрямляем (выпрямиться, руки на пояс).

Тема занятия: «Дифференциация звуков к, х»

Ох, ох, что за гром (руки к щекам, наклоны в стороны)?

Муха строит новый дом (движения рукой, имитирующие работу с молотком),

Молоток: стук-стук (хлопки руками перед собой),

Помогать идет петух (шаги с наклонами в стороны).

Тема занятия: «Звук л»

Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолеты полетели (руки в стороны, поочередные наклоны в стороны),

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны).

Занятие на ту же тему.

Летом дети плавали (движения, имитирующие плавание),

Бегали, гуляли (бег на месте),

Летом дети прыгали (прыжки, руки на пояс),

А после отдыхали (руки опущены, ноги вместе).

Занятие на ту же тему.

Ла-ла-ла (три хлопка),

Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).

Лу-лу-лу (три хлопка),

Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Ул-ул-ул (три хлопка),

Михаил уснул (присесть, руки под щеку).

Тема занятия: «Предлог в»

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли (равномерные приседания),

Наклонялись, собирали (наклоны вперед),

По дороге растеряли (ритмичные разведения рук в стороны),

Занятие на ту же тему.

В комнату вошел мой папа (шаги с высоким подниманием ног),

Мама в шкаф убрала шляпу (встать на цыпочки, руки вверх),

В конуру залез наш пес (присесть, руки к коленям),

Петя в дом арбуз принес (встать, развести руки в стороны).

Тема занятия: «Глаголы с разными приставками»

Едем-едем мы домой на машине легковой (движения, имитирующие повороты руля),

Въехали на горку: хлоп (руки вверх, хлопок над головой),

Колесо спустилось: стоп (руки через стороны вниз, присесть).

Занятие на ту же тему.

Влас с корзиной в лес пошел (шаги с высоким подниманием ног),

Всю поляну обошел (ритмичный поворот вокруг себя),

К старой елке подошел (присесть, руки на пол)

И огромный гриб нашел (встать, руки в стороны).

Тема занятия: «Дифференциация предлогов на и с»

На березу галка села (присесть, руки к коленям),

С дерева потом слетела (встать, помахать руками),

На кровати спит Федот (присесть, руки под щеку)

И с кровати не встает (встать развести руки в стороны).

Тема занятия: «Дифференциация предлогов на, под»

На горе растут грибы (руки вверх, хлопок над головой),

Под горой растут грибы (руки через стороны вниз, присесть, хлопок).

Тема занятия: «Предлог между»

Между грядками шагаю (шаги с высоким подниманием ног),

Ноги выше поднимаю (те же движения)

Тема занятия: «Звук к»

Ходит по двору индюк (руки на пояс с высоким подниманием ног),

Пролетел над полем жук (руки в стороны, махи руками поочередно),

По цветку ползет паук (шаги с движениями рук вперед и к груди),

Обломился старый сук (присесть, хлопок).

В конце этой физминутки логопед просит перечислить слова из этого стихотворения со звуком к.

Тема занятия: «Согласование существительных с числительными один, одна»

Один медведь шагал по дорожке (руки согнуты в локтях перед грудью, шаги с высоким подниманием ног).

Один зайчик прыгал по травке (прыжки, руки согнуты в локтях, прижаты к груди).

Одна обезьянка кружилась в клетке (поворот вокруг своей оси).

Одна лисичка тихо сидела в уголке (присесть, руки к коленям).

В ходе этой физминутки дети только повторяют движения логопеда, но сами ничего не говорят. А в конце логопед спрашивает: «Про кого из зверей мы сказали один? Про кого мы сказали одна?»

Тема занятия: «Дифференциация звуков к, х»

Ко-хо-ко, ко-хо-ко (ритмичные хлопки в ладоши),

В валенках нам мягко, сухо и легко (приседания, то одну, то другую ногу выставлять вперед).

Тема занятия: «Согласование числительных два-две с существительными»

Две руки хлопают (хлопки в ладоши),

Две ноги топают (ритмичное топание ногами).

Два локотка вращаются (руки к плечам, вращательные движения локтями),

Два глаза закрываются (руки вниз, глаза закрыть).

Тема занятия: «Звук г»

Вот идет черный кот (шаги с высоким подниманием ног),

Притаился - мышку ждет (приседание, руки к коленям),

Мышка норку обойдет (встать, повернуться вокруг своей оси/)

И к коту не подойдет (руки в стороны).

В конце этой физминутки логопед предлагает детям перечислить услышанные в стихотворении слова со звуком т.

Тема занятия: «Звук ш»

Тише, мыши, тише, мыши (ритмичные приседания, погрозить пальцем),

Кот залез на нашу крышу (постепенный подъем вверх, хлопок руками над головой).

Тема занятия: «Дифференциация звуков л, ц»

Мой Илья такой лентяй (руки к груди, руки в стороны),

Только отдых подавай (присесть, руки под голову).

Тема занятия: «Звук с»

Сам, сам, самолет (два хлопка, руки в стороны),

Тут и там самолет (два хлопка, руки в стороны).

Летит самолет близко, далеко (руки к груди, руки в стороны, руки вперед),

Летит самолет низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).

Тема занятия: «Звук ж»

Жу-жу-жу (три хлопка),

На лужок хожу (шаги с высоким подниманием ног).

Жу-жу-жу (три хлопка),

На жуков гляжу (присесть, ладони поднести к глазам).

Жок-жок-жок (три хлопка),

У меня флажок (руки в замок, над гловой)

Тема занятия: «Дифференциация звуков с-ш»

- Шашки на столе (присесть, руки вперед),

Шишки на сосне (встать, вытянуть руки вверх).

Тема занятия: «Дифференциация звука ш-ж»

Листья желтые летят (ритмичные приседания со взмахиванием руками),

Под ногами шелестят (наклон вперед, руки к носкам).

Тема занятия: «Звук щ»

Ща-ща-ща (три хлопка),

Коля ходит без плаща (шаги с высоким подниманием ног).

Щи-щи-щи (три тлопка),

Щиплем щавель мы на щи (присесть; движения, имитирующие сбор травы).

Тема занятия: «Звук ч»

Чи-чи-чи (три хлопка),

Черные грачи (руки в стороны, махи руками).

Чок-чок-чок (три хлопка),

Черный каблучок (руки на пояс, топанье ногой).

Тема занятия: «Звук р»

Ра-ра-ра (три хлопка),

Высокая гора (руки вверх).

Ры-ры-ры (три хлопка),

Летают комары (руки в стороны, махи руками).

Ир-ир-ир (три хлопка),

Мы все за мир (руки над головой, ритмичные хлопки).


»  Tags for document:

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн