Submitted by Наталия Владимировна Ковалева on Wed, 15/07/2009 - 20:11
Раздел: Виды и жанры живописи (авторская программа «Через красивое к человечному». Введение в МХК)
ТЕМА УРОКА:ПОРТРЕТ – ЗЕРКАЛО ДУШИ.
ЦЕЛЬ УРОКА: подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств в контексте эпохи.
Задачи:
ü познакомить учащихся с историей возникновения жанра;
ü дать представления о видах портрета;
ü развивать целостное восприятие произведения искусства и умение «слышать» разговор художника со зрителем.
Оборудование:интерактивная доска, ПК, фотоаппарат, раздаточный материал: игра «В мире прекрасного» (репродукции по жанрам живописи).
Ход урока.
I.Проверка домашнего задания:
1.устный опрос учащихся (определения «пейзажа» и «натюрморта», виды пейзажа);
2.работа с раздаточным материалом: разложить репродукции по жанрам (2 человека),фототест «Перепутанные картины» (3 чел.);
3.демонстрация видеоряда картин (назвать художника и название картины:А. Саврасов.«Грачи прилетели». И. Левитан «Золотая осень», И. Айвазовский.«Девятый вал», И. Левитан. «Над вечным покоем», И. Шишкин. «Рожь», А. Куинджи «Ночь на Днепре»);
4.проверка творческих работ учащихся (2-3 работы), выставление оценок.
II.Основная часть урока.
Эпиграф урока:
"Вхорошем портрете, написанном
талантливымхудожником, можн
можно увидеть лик эпохи».
В. Иванова
Вступительное слово учителя.
- Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя?(Постановка проблемного вопроса урока, вопрос записывается в тетрадь.)
- Какое изображение мы называем портретом?(Ответы учащихся)
Портрет –это изображение в живописи человека или группы людей (слайд с определением).
- Искусство портрета уходят корнями в глубокую древность. Пожалуй, первые портреты были созданы древними египтянами (демонстрация слайда сизображением Нефертити, Тутанхамона).Веря в загробную жизнь, они соблюдали в скульптурных портретах сходство, чтобы душа могла отыскать своего хозяина. Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ
Древние греки тоже писали портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов (слайдс изображением древнегреческой живописи).
-Но настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения (15-16в.в.), когда главной ценностью в мире стал человек (слайдЛеонардо да Винчи «Мадонна Литта», А. Дюрер «Автопортрет»,запись в тетрадь). Прекрасные портреты в то время создавали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт. Тогда же впервые появляется автопортрет.
- Первые портреты («парсуны» от слова «персона») в России появились во времена ПетраI, они украшали дома самых известных людей эпохи (слайдА. Матвеев. «Портрет ПетраI», «Портрет княгини Голицыной»). Глядя на эти полотна, мы видим императоров и императриц, полководцев и светских красавиц, но пока это лишь изображение важных персон. В это время появляются парадные и камерные портреты (слайд-схема, запись в тетрадь) На парадном портрете человек изображается в полный рост на архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет – это поясное, погрудное изображение человека на обычном фоне (слайдыА. Антропов.«Портрет ПетраIII», Д. Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»).
- Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра, благородства, душевности. И в 18 веке появляется совсем другие портреты – это портреты-образы, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают (слайд(Д. Левицкий«Портрет воспитанниц Хованской и Хрущовой», К. Маковский «Семейный портрет»).И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером.
- Мы, зрители, пытаемся увидеть человека глазами художника, почувствовать его настроение, найти в нем те черты, которые привлекли автора, и тогда между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна? Давайте попробуем совершить такое путешествие во времени вместе с художником Ф. Рокотовым (слайд «Портрет Струйской»).
Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?
Учащиеся рассматривают картину, фоном звучитмелодия Е. Догииз к\ф«Мой ласковый и нежный зверь»).
- Давайте поговорим. (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает ответы)
-У каждого из вас произошел свой разговор с художником, а вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Глядела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Прикрытых мглою неудач.
- Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).
Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)
Учащиеся рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П.И.Чайковского, записывают свои мысли, учитель спрашивает мнения нескольких ребят.
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.
- По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе?
На экране слайд с изображением двух картин:И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ, проводится сравнительный анализ.
Признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т.д.
- Теперь, когда вы знаете один из главных секретов художников-портретистов – передача образа человека и времени, в котором он живет, - мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.
Что должен учитывать художник, создающий портрет?(слайд-схема)
Техника исполнения:
- выбор характерной позы; - четкость рук и жестов
- выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
- выбор фона и композиции;
- выбор цвета.
- Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение – жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.
Демонстрируется видеоряд репродукций:К. Лемох «Варька»,В. Тропинин «Портрет сына» и О. Ренуар «Жанна Самари»,учащиеся высказывают свое мнение, сравнивают портреты, находят отличия в изображении характерных образов, анализируют технику исполнения, используя представленную ранее схему)
- А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет». Я – художник, хочу нарисовать портрет и выбираю себе натуру. Тот, кого я выберу, должен создать образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти я использую фотоаппарат.
Итак, начинаем.
Проводится игра, в ней участвуют 2-3 человека, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику создания портретного изображения. Пока решаются технические вопросы с оборудованием, ребятам предлагается записать с доски фамилии русских художников-портретистов( О. Кипренский, К. Брюллов, Н.Ярошенко, Д. Доу, И. Репин, А. Никитин).
-Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?
На экран проецируются «портреты»-фотографии, ребята делятся впечатлениями.
III.Заключительная часть урока.
- Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов (слайд-видеоряд всех репродукций, использованных на уроке). Было интересно? Так почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя?(Ответы учащихся.)
Вывод урока:в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (слайд, запись в тетрадь).
Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):
1.Знать записи в тетради.
2.Индивидуальные задания: история создания картин И. Репина «Бурлаки на Волге» и «Не ждали».
3.Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.
На: Портрет - зеркало души
Очень интересно!!!! Спасибо! А вот Вам дополнительный материал:
Карл-Эрих Мюллер. Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя "Портрет"
http://www.deutschefotothek.de/obj30124030.html#|home
На: Портрет - зеркало души
Спасибо, Марина Игоревнв за оценку, а Ваша ссылочка прсто замечательная!