Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Портрет - зеркало души

Фото пользователя Наталия Владимировна Ковалева
Submitted by Наталия Владимировна Ковалева on Wed, 15/07/2009 - 20:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ковалева Наталия Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 24, учитель МХК
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 
Подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств в контексте эпохи.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

Игра ""В мире прекрасного". 80 вопросов и 80 ответов по искусству.  ПМГП "Арт" г.С-Петербург

Используемая методическая литература: 

 

1.     Вачьянц А.М. «Вариации прекрасного». Введение в мировую художественную культуру.- М., «Айрис-Пресс»,2008.

2.     История и культурология. /Под ред. Шишовой Н.В.  - М., «Логос», 2000

    3. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. -        М., «Владос», 1998

Используемое оборудование: 

 

интерактивная доска, ПК, медиапроектор, фотоаппарат 

Используемые ЦОР: 

 Мультимедийная презентация "Портрет - зеркало души", созданная учителем.

Краткое описание: 
Урок проводится в 5-х классах в разделе "Виды и жанры живописи" На уроке учащиеся знакомятся с портретным жанром, техникой исполнения, шедеврами мировой портретной живописи. Урок носит проблемный характер и нацелен на эмоциональное восприятие произведений искусства.

Раздел:  Виды и жанры живописи   (авторская программа «Через красивое к человечному». Введение в МХК)

 

ТЕМА УРОКА:  ПОРТРЕТ – ЗЕРКАЛО ДУШИ.

 

ЦЕЛЬ УРОКА: подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств в контексте эпохи.

Задачи:

ü познакомить учащихся с историей возникновения жанра;

ü дать представления о видах портрета;

ü развивать целостное восприятие произведения искусства и умение «слышать» разговор художника со зрителем.

Оборудование: интерактивная доска, ПК, фотоаппарат, раздаточный материал:  игра  «В мире прекрасного» (репродукции по жанрам живописи).

 

                                                       Ход урока.

I.                  Проверка домашнего задания:

1.     устный опрос учащихся (определения «пейзажа» и «натюрморта», виды пейзажа);

2.     работа с раздаточным материалом: разложить репродукции по жанрам (2 человека), фототест  «Перепутанные картины» (3 чел.);

 

3.     демонстрация видеоряда картин (назвать художника и название картины: А. Саврасов.  «Грачи прилетели».  И. Левитан «Золотая осень», И. Айвазовский.«Девятый вал»,  И. Левитан. «Над вечным покоем», И. Шишкин. «Рожь», А. Куинджи   «Ночь  на  Днепре»);

4.     проверка творческих работ учащихся (2-3 работы), выставление оценок.

II.               Основная часть урока.

 

                Эпиграф урока:

                                             "В хорошем портрете, написанном                 

                                                талантливым  художником, можн  

                                                 можно увидеть лик эпохи».

                                                                                           В. Иванова

Вступительное слово учителя.

      - Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

      Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему искусство портрета привлекает и художника,  и зрителя?   (Постановка проблемного вопроса урока, вопрос записывается в тетрадь.)

     - Какое изображение мы называем портретом?(Ответы учащихся)

      Портрет – это изображение в живописи человека или группы людей (слайд с определением).

      -  Искусство портрета уходят корнями в глубокую древность. Пожалуй, первые портреты были созданы  древними египтянами (демонстрация слайда с изображением Нефертити, Тутанхамона). Веря в загробную жизнь, они соблюдали в скульптурных портретах сходство, чтобы душа  могла отыскать своего хозяина. Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ

      Древние греки тоже писали портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов  (слайд  с изображением древнегреческой живописи).

        -  Но настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения     (15-16в.в.), когда главной ценностью  в мире стал человек (слайд Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», А. Дюрер «Автопортрет»,запись в тетрадь). Прекрасные портреты  в то время создавали  Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт. Тогда же впервые появляется автопортрет.

     - Первые портреты («парсуны» от слова «персона») в России появились  во времена Петра I, они украшали дома самых известных людей эпохи (слайд А. Матвеев.  «Портрет Петра I»,  «Портрет  княгини  Голицыной»). Глядя на эти полотна, мы видим императоров и императриц, полководцев и светских красавиц, но пока это лишь изображение важных персон. В это время появляются парадные и камерные портреты (слайд-схема, запись в тетрадь) На парадном портрете человек изображается в полный рост на архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет – это поясное, погрудное изображение человека на обычном фоне (слайды А. Антропов.  «Портрет Петра III», Д. Левицкий  «Портрет Марии Дьяковой»).

     - Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра, благородства, душевности. И в 18 веке появляется совсем другие портреты – это портреты-образы, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают (слайд (Д. Левицкий  «Портрет воспитанниц  Хованской и  Хрущовой»,  К. Маковский «Семейный портрет»). И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером.

     -  Мы, зрители, пытаемся увидеть человека глазами художника, почувствовать его настроение, найти в нем те черты, которые привлекли автора, и тогда между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна? Давайте попробуем совершить такое путешествие во времени вместе с художником Ф. Рокотовым (слайд «Портрет Струйской»).

     Перед вами картина Федора  Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?

            Учащиеся рассматривают картину, фоном звучит мелодия  Е. Доги   из к\ф       «Мой ласковый и нежный зверь»).

  

  - Давайте поговорим. (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает ответы)

    - У каждого из вас произошел свой разговор с художником, а  вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий:

                                                                                                                                  

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Глядела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза, как два обмана,

Прикрытых мглою неудач.

     - Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой  таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).

Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас.

А какие чувства вызывает  у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)

     Учащиеся рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П.И.Чайковского, записывают свои мысли,  учитель спрашивает мнения нескольких ребят.

                                                                                                                          

     - Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.

      - По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе?

  На экране слайд с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и  Г. Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ, проводится сравнительный анализ.

    Признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т.д.      

     - Теперь, когда вы знаете один из главных секретов художников-портретистов – передача образа человека и времени, в котором он живет, - мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.

 Что должен учитывать художник, создающий портрет?(слайд-схема)

Техника исполнения:

- выбор характерной позы;  - четкость  рук и жестов

- выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);

- выбор фона и композиции;

-  выбор цвета.

   -  Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение – жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.

Давайте попробуем почувствовать настроение портрета.

             Демонстрируется видеоряд репродукций: К. Лемох  «Варька», В. Тропинин      «Портрет  сына»  и  О. Ренуар  «Жанна  Самари»,  учащиеся высказывают свое    мнение, сравнивают портреты, находят отличия  в  изображении  характерных  образов,  анализируют  технику  исполнения, используя представленную ранее схему)

 

    - А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть  в игру «Художник и его портрет». Я – художник, хочу нарисовать портрет и  выбираю себе натуру. Тот, кого я выберу, должен создать образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти я использую фотоаппарат.

Итак, начинаем.

          Проводится игра, в ней участвуют 2-3 человека, по ходу игры учитель еще раз  проговаривает технику создания портретного изображения. Пока решаются технические вопросы с оборудованием, ребятам предлагается записать с доски фамилии русских художников-портретистов ( О. Кипренский, К. Брюллов, Н.Ярошенко, Д. Доу, И. Репин, А. Никитин).

 

    -Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?

             На экран проецируются «портреты»-фотографии, ребята делятся впечатлениями.

III.           Заключительная часть урока.

     - Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов (слайд-видеоряд всех репродукций, использованных на уроке). Было интересно? Так почему же искусство портрета привлекает и художника,  и зрителя?  (Ответы учащихся.)

Вывод  урока:  в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (слайд, запись в тетрадь).

Домашнее  задание (слайд, запись в тетрадь):

1.     Знать записи в тетради.

2.     Индивидуальные задания: история создания картин И. Репина «Бурлаки на Волге» и  «Не ждали».

3.     Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.

-  Наш урок окончен. Спасибо.

 

                                                                                                    

Прикрепленный файл Size
Урок № 7. Портрет - зеркало души.ppt 6.65 MB
анализ урока.doc 88 KB
Проверка дом. задания.ppt 3.3 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Марина Игоревна Абрамова

На: Портрет - зеркало души


Очень интересно!!!! Спасибо! А вот Вам дополнительный материал:

 

Карл-Эрих Мюллер. Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя "Портрет"

 

http://www.deutschefotothek.de/obj30124030.html#|home
 

Комментарий был изменен с момента создания (nelke, Wed, 15/07/2009 - 20:17).



Фото пользователя Наталия Владимировна Ковалева

На: Портрет - зеркало души


Спасибо, Марина Игоревнв  за оценку, а Ваша ссылочка прсто замечательная!



Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн