Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа факультативного курса по обществознанию "Человечество на пути цивилизации" для 10-11 классов

Submitted by Татьяна Ивановна Голиченко on пн, 21/03/2016 - 18:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Голиченко Татьяна Ивановна
Место работы, должность: 

МБОУ "Пектубаевская средняя общеобразовательная школа", учитель обществознания и МХК

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

Курс «Человечество на пути цивилизации» призван решить следующие задачи:

         - расширить кругозор обучающихся о личности, как субъекте малой группы;

         - познакомить учеников с методами психологических тестов;

         - понять как складываются взаимоотношения в группах;

         - познакомиться с современными требованиями, которые предъявляются  к лидеру;

         - показать  место и значимость  личности в жизни общества;

         - способствовать раскрытию своих творческих способностей через проведение различные виды тестов и развитию творческих способностей детей.

Используемые учебники и учебные пособия: 

Гаджиев К. МС. Введение в политологию – М.:Просвещенеи, 2008

 Кононеко Б. И., М. Г. Болджырева Культурология – М.: 1998

Кравченко А. И. Основы социологии – М.:МГУ

Философия в вопросах и ответах: учеб. Пособие/ Е. В. Зорина, Н. Ф. Рахманкулова  - М.: Тк Велби: изд-во Проспект, 2006

Используемая методическая литература: 

Обществознание. 10-11 классы: Нетрадиционные уроки. - Волгоград

Рутковская Е. Л., Котова О. А. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение  сложных заданий – М.: Интеллект-центр, 2010

Махоткин А. В. Обществознание в схемах и таблицах – М.: Эксмо, 2013

Силичев Д. А. Культурология – М.: Приор-издат, 2003Обществознание. 10-11 классы: Нетрадиционные уроки. - Волгоград

 

Краткое описание: 
<p>Темы программы затрагивают разделы философии, психологии, социологии, социальной психологии, политологии, конфликтологии, истории, &nbsp;в центре рассмотрения&nbsp; каждой науки&nbsp;&nbsp;&nbsp; находится&nbsp; человек, с его интересами, потребностями.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Материал курса позволит обучающимся познать свои способности, психологические характеристики личности, выяснить уровень своей самооценки</p>

МБОУ «Пектубаевская средняя общеобразовательная школа»

 

    

 

 

 

 

                                                                                                                                                 

Программа

 факультативного курса

« Человечество на пути цивилизации»

 

Программа  разработана для учащихся 10 -11 класса

                                                                                              Автор: Голиченко Т. И.,

                                                                         учитель обществознания и МХК  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пектубаево

2015 г.

 

 

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Человечество на пути цивилизации» рассчитана  на 68  часов сроком на 2 года. Предлагаемый материал курса позволит учащимся расширить знания по курсу  обществознания. В программу включены разделы, которые  не вошли в базовый курс предмета.  Темы программы затрагивают разделы философии, психологии, социологии, социальной психологии, политологии, конфликтологии, истории,  в центре рассмотрения  каждой науки    находится  человек, с его интересами, потребностями.     Материал курса позволит обучающимся познать свои способности, психологические характеристики личности, выяснить уровень своей самооценки. Углубленный курс факультатива включает психологические тренинги, тесты, раскрывающие скрытые способности  ребят. Выполнив тестирование,  обучающиеся  приобретают опыт психологических и социальных исследование.  Программа курса предусматривает проведение практических занятий, нацеленных на приобретение  навыков работы над письменными заданиями – эссе.

         Программа курса предполагает сочетание лекционных и практических  заданий.

         Курс «Человечество на пути цивилизации» призван решить следующие задачи:

         - расширить кругозор обучающихся о личности, как субъекте малой группы;

         - познакомить учеников с методами психологических тестов;

         - понять как складываются взаимоотношения в группах;

         - познакомиться с современными требованиями, которые предъявляются  к лидеру;

         - показать  место и значимость  личности в жизни общества;

         - способствовать раскрытию своих творческих способностей через проведение различные виды тестов и развитию творческих способностей детей.

         Содержание курса позволяет использовать различные формы  организации занятий, проведение опросов и проведение тестов. Курс  предполагает самостоятельную деятельность обучающихся: участие в тестировании, работа с таблицами и графиками, проведение анализа различных материалов, все задания выполняемые учащимися нацелены на  то, чтобы: помочь ученику познать самого себя, научиться взаимодействовать в коллективе, осознать свои индивидуальные качества.         В ходе изучения курса у школьников  формируется понимание того, что  личность в обществе - это  субъект активной деятельности, от которого в жизни зависит многое,   что зная свои способности, человек может много достичь.   В процессе курса учащиеся познакомятся со многими новыми понятиями.

  В процессе обучения учащимися приобретаются следующие умения:

   - анализировать и сопоставлять факты;

   - оформлять письменные сообщения;

   - анализировать документов;

   - аргументировать свою точку зрения.

   Методика работы со  старшеклассниками предполагает следующие формы и приёмы:

     - исследовательская работа, включающая выявление проблемы, накопление фактов,      выступление с подготовленным сообщением;

    -  лекция – диалог;

    - решение тестов;

    -  практикумы;

    - заседания круглых столов;

       Основная цель – формирование творческих навыков:

    - умение видеть проблему;

    - умение систематизировать материал;

    - умение составить план решения проблемы, задачи.

       Работа с первоисточниками и дополнительной литературой направлена на формирование  навыков самообразования, развитие логического мышления,  развитие эрудиции и грамотности человека в области знаний  философии, социологии, экономики и политологии.

 

В связи с этим сформулированы следующие  цели и задачи курса:

 

Цели курса:

1. Создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, терпимости, равенства и дружбы.

2. Умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания по психологии человека.

3. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков у учащихся.

4. Формирование  активной жизненной позиции.

 

Задачи курса:

1. Формирование у учащихся способностей к самоанализу   ситуаций,  умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общественными потребностями.

2. Приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.

3.Формирование у учащихся знаний о человеке и обществе, осознанного отношения к своим обязанностям в коллективе, умения разумно действовать в различных конфликтных ситуациях.

4. Развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных источников.

Контроль за уровнем знаний:

Контроль проводиться в качестве:

- тестовых заданий;

- написания эссе;

- выполнения презентаций.

- зачетной работы.

 

Методическое обеспечение:

1) наличие проектора и компьютера;

2) распечатки тестовых заданий

3) презентации;

4) доступ к Интернету

Лабезникова А. Ю. и др. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ 2010. – М.:Экзамен, 2010

Как определить и развить способности ребенка – СПб,: Респект, 1996

 

 Список литературы:

Гаджиев К. МС. Введение в политологию – М.:Просвещенеи, 2008

 Кононеко Б. И., М. Г. Болджырева Культурология – М.: 1998

Кравченко А. И. Основы социологии – М.:МГУ

Философия в вопросах и ответах: учеб. Пособие/ Е. В. Зорина, Н. Ф. Рахманкулова  - М.: Тк Велби: изд-во Проспект, 2006

Обществознание. 10-11 классы: Нетрадиционные уроки. - Волгоград

Рутковская Е. Л., Котова О. А. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение  сложных заданий – М.: Интеллект-центр, 2010

Махоткин А. В. Обществознание в схемах и таблицах – М.: Эксмо, 2013

Силичев Д. А. Культурология – М.: Приор-издат, 2003

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  факультатива «Человечество на пути цивилизации».   Первый год обучения.

№п/п

Название темы

часы

1.   Человек и его место в мире – 6 часов

1

Философия: структура и направления

1

2

  Мифология, как система познания

1

3

Античность: на пути к гармонии

1

4

 Новое время и общественный прогресс

1

5

 Марксизм – ленинизм.   

1

6

Цивилизационный подход к изучению общества.

1

2. Человечество сквозь призму наук

7

Науки о происхождении человека

1

8

Эволюция  развития человека и общества

1

9-10

Темперамент

2

11-12

Познай себя самого/  тренинг

2

13

Наука убеждать

1

14

Духовный мир человека

1

15

Сознание личное и общественное

1

16

Человек и общество в развитии

1

17

Противостояние Запада и Востока

1

18

Исторический процесс

1

19-21

Деяния рук человеческих

3

22

Человек в зеркале культуры

1

23

Твои возможности человек

1

3.  По пути познания

24

Учебная деятельность

1

25

Труд основа жизни

1

26

Социальное партнерство

1

27

 В лабиринте политики

1

28

Познаваем ли мир?

1

29

Человек - творец

1

30

Кого можно считать личностью?

1

31

 Общение, как взаимопонимание

1

32

  Общение, как взаимодействие

1

33

Общение, как коммуникативный процесс

1

34

Человек в гармонии с природой

1

 

 

 

 Содержание программы 1-го года обучения:

 

1.   Человек и его место в мире – 6 часов

Философия: структура и направления.

Цель и предмет философии. Основные разделы. Направления и школы. философских учений.  Отличия философии от науки.

  Мифология, как система познания.

Типология мифов. Историческое значение мифов в жизни человеческого общества. Сравнительный анализ. Отличия и сходство мифов на роль человека в истории. Мифы, как первооснова западного и восточного мировоззрения.

Античность: на пути к гармонии.

Полисная система государства. Взгляды Платона и Аристотеля на человека, государство и общество. Трактат Платона «Государство». Отрицательные и положительные модели государства.

 Новое время и общественный прогресс.

Теория «естественного права» Т . Годдса, Теория «общественного договора» Д. Локка и  «разделении ветвей власти» Монтескоье. Социалисты утописты. Понятие «Общественный прогресс». Противоречия процесса.

 Марксизм – ленинизм.  

Факторы  развития общества. Структура и понятие «ОЭФ» Формационный принцип  в понимании общественного развития.

Цивилизационный подход к изучению общества.

Понятие цивилизации. Типология цивилизаций. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

2. Человечество сквозь призму наук

Науки о происхождении человека

Классификация наук. Социальные науки и гуманитарные знания. Основные отличия в изучении общества этими науками.

Эволюция  развития человека и общества.

Эволюционный путь развития. Учение Дарвина. Основные факторы природные, геологические повлиявшие на формирование человека.

Темперамент.

Виды темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Основные признаки. Позитивные и негативные черты. Пути преодоления недостатков. Тестирование.

Познай себя самого/

Выполнение психологических  тренингов.

Наука убеждать.

Наука – риторика. Стратегия и технология. Практические занятия. Учимся писать резюме. Самопрезентация.

Духовный мир человека.

Критерии духовности человека. Система ценностей. Классификация мировоззрения.  Исторические типы  мировоззрения (мифология, религия и философия). Поиск смысла жизни.

Сознание личное и общественное

Понятие сознания. Сущность и структура сознания. Его уровни. Феномен бессознательного. Самосознание личности.  Взаимодействие общественного и индивидуального сознания. 

Человек и общество в развитии.

Этапы исторического развития. Отличия цивилизаций.

Противостояние Запада и Востока.

Основная система ценностей Запада и Востока. Вестернизация. Диалог культур.

Исторический процесс

Понятие исторического процесса. Критерии и перспективы развития. Основные субъекты исторического процесса.

Деяния рук человеческих

Роль личности в истории. Культурные памятники. Понятия вандализма, альтруизм, меценат, благотворительность.

Человек в зеркале культуры

 Материальная и духовная  культура. Взаимосвязь этих культур. Научный мир и ответственность ученого. Влияние открытий на развитие общества.  

Твои возможности человек

Резервы человеческого организма. Характерные признаки талантливых людей. От задатков к способностям и таланту.

Потенциал. Вундеркинды и  синдром «Маугли». 

3.  По пути познания

Учебная деятельность

Учеба, как вид деятельности. НОТ в учебной деятельности. Способы и приемы умственной работы. Аналитическая деятельность учащихся. Отличия учебной деятельности

Труд основа жизни.

Трудовой процесс: понятие, структура, средства труда. Отличительные особенности трудовой деятельности.

Социальное партнерство.

Понятие социального партнерства. Его отличия и формы партнерства

 В лабиринте политики

Политическая деятельность: понятие и структура.  Технологии политического пиара. Политик – минусы и плюсы. Основные требования.

Познаваем ли мир?

Виды познания. Истина, ложь и заблуждение. Агностики: кто они? Написание эссе.

Человек – творец

Творчество. Мотивы творчества. Механизм творческой деятельности: воображение, интуиция, фантазия Написание эссе.

 

Кого можно считать личностью?

Современная трактовка понятия личности. Структура личности. Теория Фрейда. Лидерство. Типы лидеров.

 Общение, как взаимопонимание

Понятия социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания: эмпатия, аттракция,  казуальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

 

  Общение, как взаимодействие.

Что такое межличностные отношения? Две стороны  взаимодействия.  Стратегия взаимодействия в процесс общения.  Рекомендации для общения интровертам и экстравертам. Особенности общения в юношеском возрасте.

Стереотипы.

Общение, как коммуникативный процесс

Отличия коммуникации и общения.  Средства общения: вербальные и не вербальные. Структура общения.  Три стороны общения: - перцептивная (восприятие людьми друг другом); - коммуникативная (обмен между людьми информацией); - интерактивная (взаимодействие между людьми в процессе общения).

Человек в гармонии с природой.

Учение Вернадского о ноосфере.  Обращение к востоку. Футурология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  факультатива «Человечество на пути цивилизации».   Второй год обучения

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

4. Экономика

1

 Экономические системы: недостатки и достоинства

1

2

 Рынок

1

3

 Рыночное равновесие

1

4

 Деньги и товары

1

5

  Функции денег

1

6

 Законы денежного обращения

1

7

 Зачем создаются фирмы

1

8

  Рынок ценных бумаг

1

9

  Банковская система и система кредитования

1

10

 Международная торговля

1

11

 Налоговая система

1

12

    Формирование заработной платы

1

13

 Социальные проблемы рынка труда

1

14

Эссе. Общество

1

15

Эссе. Философия

1

16

Эссе. Личность

1

17

Эссе. Культура

1

18

 Эссе. Познание

1

19

Эссе. Социальная сфера

1

5. Политика

20

Политика и власть

1

21

Политическая система

1

22

Политический режим

1

23

Гражданское общество 

1

24

Правовое государство

1

25

Политические партии и выборы

1

26

Избирательная кампания

1

27

Участие гражданина в политической жизни

1

28

Политический процесс

1

29

Политический конфликт

1

30

Политическая сфера

1

31

Человек в сфере экономики

1

32

Человек в социальной сфере

1

33

Человек в мире политике

1

34

Человек и закон

1

Содержание программы второго года обучения:

 

 Экономические системы.

Виды экономических систем. Их сравнительный анализ.

Рынок.

Силы, которые управляют рынком.  Рыночная система и законы её функционирования.   Виды конкуренции. Роль рынка в экономике. «Невидимая рука рынка».

 Рыночное равновесие.

Понятия рыночного равновесия и равновесной цены. Формирование рыночных цен. Дефицит и профицит товаров. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.

 Деньги и товары

Причины возникновения, формы денег.

Функции денег.

Роль денег в экономике: средство обмена, измерения, сбережения.  Понятия бартера. Ликвидность денег.

Законы денежного обращения.

Скорость денежного обращения. Закономерности обращения, и факторы влияющие на обращение.

 Для чего создаются фирмы.

Виды фирм, их отличия. Переменные и постоянные издержки производства.

Рынок ценных бумаг.

Понятие конформности.  Классификация. Диагностика. Трудности при вхождении в новый коллектив.

Банковская система и система кредитования

Понятия Групповая дифференциация, социометрия. Структура группы в свете социометрии.

 Международная торговля.

Теории лидерства. Тестирование.

 Налоговая система

Понятие семья, классификация видов семьи. Лидерство в семье. Современные проблемы.

 Формирование заработной платы

Классификация. Молодежная культура как социальное явление. Субкультура и контркультура. Особенности молодёжной культуры.

 Социальные проблемы рынка труда

Наука конфликтология, виды конфликтов;  структура конфликта, его этапы. Пути выходы из конфликта.

14 – 19 Эссе. Общество. Философия. Личность. Культура. Познание. Социальная сфера

Практическая работа над эссе.

20. Политика и власть

Понятие и природа власти, сущность. Теории возникновения власти.

21. Политическая система

Теории политических систем, структура. Основные элементы.

22. Политический режим

Понятие, виды: тоталитарный, авторитарный, демократический. Основные черты, отличия.

23. Гражданское общество 

Роль личности в гражданском обществе.

24.Правовое государство

 Права и свободы  человека, гражданина.

25. Политические партии и выборы.

 Личность в современной России. Политические свободы. Участие в политической жизни страны.

26 . Избирательная кампания

Современная избирательная система, роль личности в выборах.

27. Участие гражданина в политической жизни

Формы политического участия, их виды и признаки.

28. Политический процесс

Понятие политический процесс.

29. Политический конфликт

Политический конфликт, виды, формы, участники конфликта.

30-34. Политическая сфера. Человек в сфере экономики. Человек в социальной сфере. Человек в мире политике.

Работа с тестами.

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн