Submitted by Татьяна Ивановна Голиченко on вс, 20/03/2016 - 18:21
Образ Богоматери
Голиченко Т. И., автор учитель МХК и обществознания МБОУ «Пектубаевская СОШ», материал по курсу МХК, может быть использован на занятиях православной культуры, классных часах.
Паспорт урока
1. Класс - 10
2. Школа - МБОУ "Пектубаевская средняя общеобразовательная школа"
4. Время проведения урока - 45 минут.
5. Дисциплина - мировая художественная культура
6. Учитель – Голиченко Т. И.
7. Тема - Образ Богоматери
8. Тип урока - Урок изучения новых знаний с использованием опережающего задания
9. Цель - осознание и изучение значение образа Богоматери
10. Задачи:
1. способствовать расширению кругозора обучающихся в области духовной культуры;
2. проследить исторические аналогии и выяснить почему русский народ придаёт особое значение образу Владимирской богоматери
3. Развитие элементов исследовательской деятельности и закрепление критического мышления
5 Формирование духовно-нравственных ценностей в сознании обучающихся.
11. Методы: наглядно-иллюстративный, словесный, практический и исследовательский.
12. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
13. Формирование компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных и информационных и коммуникативных.
13. Оборудование: карты, презентация.
Ход урока:
ПовторенииI.
Часть детей выполняет тесовые задания (потом следует взаимопроверка).
2. Назовите какие общие черты архитектуры Пскова можно выделить в Благовещенском храме.
3. Назовите какие элементы итальянской архитектуры присутствуют во внешнем декоре Архангельского храма.
4. Остальные выполняют задания по карточкам – определителям с иллюстрациями.
Новая тема.
Мотивация: Стихотворение:
Максимилиан Волошин
Владимирская богоматерь
Не на троне - на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке...
Собранный в зверином напряженьи
Львенок-Сфинкс к плечу ее прирос,
К Ней прильнул и замер без движенья
Весь - порыв и воля, и вопрос.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.
Кто разверз озера этих глаз?
Не святой Лука-иконописец,
Как поведал древний летописец,
Не печерский темный богомаз:
В раскаленных горнах Византии,
В злые дни гонения икон
Лик Ее из огненной стихии
Был в земные краски воплощен.
Но из всех высоких откровений,
Явленных искусством, - он один
Уцелел в костре самосожжений
Посреди обломков и руин.
От мозаик, золота, надгробий,
От всего, чем тот кичился век, -
Ты ушла по водам синих рек
В Киев княжеских междуусобий.
И с тех пор в часы народных бед
Образ твой над Русью вознесенный
В тьме веков указывал нам след
И в темнице - выход потаенный.
Ты напутствовала пред концом
Воинов в сверканьи литургии...
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом.
Не погром ли ведая Батыев -
Степь в огне и разоренье сел -
Ты, покинув обреченный Киев,
Унесла великокняжий стол.
И ушла с Андреем в Боголюбов
В прель и глушь Владимирских лесов
В тесный мир сухих сосновых срубов,
Под намет шатровых куполов.
И когда Железный Хромец предал
Окский край мечу и разорил,
Кто в Москву ему прохода не дал
И на Русь дороги заступил?
От лесов, пустынь и побережий
Все к Тебе на Русь молиться шли:
Стража богатырских порубежий...
Цепкие сбиратели земли...
Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлевых
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
Простирались старцы и черницы,
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари...
Черной смертью и кровавой битвой
Девичья светилась пелена,
Что осьмивековою молитвой
Всей Руси в веках озарена.
И Владимирская Богоматерь
Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам
На порогах киевских ладьям
Указуя правильный фарватер.
Но слепой народ в годину гнева
Отдал сам ключи своих святынь,
И ушла Предстательница-Дева
Из своих поруганных твердынь.
И когда кумашные помосты
Подняли перед церквами крик, -
Из-под риз и набожной коросты
Ты явила подлинный свой Лик.
Светлый Лик Премудрости-Софии,
Заскорузлый в скаредной Москве,
А в Грядущем - Лик самой России -
Вопреки наветам и молве.
Не дрожит от бронзового гуда
Древний Кремль, и не цветут цветы:
Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты!
Верный страж и ревностный блюститель
Матушки Владимирской, - тебе -
Два ключа: златой в Ее обитель,
Ржавый - к нашей горестной судьбе.
26 марта 1929
Задание на осмысление:
С какими историческими событиями автор связывает образ Богоматери? Кого М. Волошим именует «Железным Хромцем»? Почему связывает икону с Успенским собором?
Вторая часть урока идет по группам.
Учитель: Нам с вами сегодня предстоит ответить на несколько вопросов. Почему с древних времен на Руси особым почетом и уважением пользуется образ Богоматери? Почему её считают заступницей Руси? И какие типы икон являются самыми распространёнными? Но сначала послушаем рассказ о жизни Богоматери. (Опережающее задание)
Ученик: Согласно христианским представлениям, родителями Марии были благочестивые супруги Иоаким и Анна, происходившие из «дома Давидова», то есть принадлежащие к тому роду, из которого в древности вышел знаменитый израильский царь Давид. Иоаким и Анна долго были бездетными, и только когда они достигли преклонных лет, у них родилась дочь. Этого долгожданного ребенка, названного Марией, они решают посвятить Богу.
Когда Марии, исполнилось три года, её отдали в Иерусалимский храм. Мария росла и воспитывалась в храме, служа его святыням и занимаясь рукоделием. Её благочестивой жизни здесь сопутствовало чудо: пищу ей приносил ангел. В двенадцать лет Мария даёт обет вечного девства, но, достигнув совершеннолетия, она уже не может оставаться в храме. Поэтому по обычаю, ей подыскивают «обручника» (опекуна), который должен взять её в свою семью. Выбор падает на известного своей праведной жизнью старца – плотника Иосифа.
И в доме плотника Иосифа в маленьком городке Назарете свершается «благовещение»: к живущей здесь Марии является архангел Гавриил и сообщает ей о том, что у неё родится будущий Спаситель человечества. Соблюдающая обед девства, «не знающая мужа» Мария была изумлена этим известием. Архангел Гавриил говорит, что она сохранит в этом рождении девическую чистоту, так как её сын, который « наречется Сыном Всевышнего», зачат будет от Духа Святого. Когда то, что Мария ожидает ребёнка, становится заметным, опечаленный Иосиф решает оставить её у себя только из жалости, но явившийся ему ангел убеждает его в невинности и чистоте его обручницы.
Через некоторое время Мария вместе с Иосифом отправляются из Назарета в его родной город Вифлеем, так как римские власти объявили в Палестине перепись населения, требуя, чтобы каждый житель страны переписался по месту своего рождения. Когда Мария и Иосиф пришли в город, там не нашлось места для отдыха, и они остановились в пещере, что находилась неподалеку от города. Вот в этой заброшенной пещере и родила Мария предсказанного ей божественного Сына.
Через сорок дней после этого Рождества, как полагалось по обычаю, Мария и Иосиф принесли новорождённого в Иерусалимский храм. Здесь их встретил старец Симеон; он сделал пророчество о необычной судьбе младенца и о том, что в связи с этой судьбой и Мать его ждут жестокие страдания.
А в это время правящий в стране царь Ирод узнаёт от пришедших с Востока прорицателей – волхвов, что в Вифлееме родился великий младенец, тот, «о ком сказано в пророчествах», что он будет «Владыкой в Израиле». Ирод решает истребить младенца, но, не сумев узнать о нем все в точности, он посылает в Вифлеем воинов «избить всех младенцев от двух лет и ниже». Предупрежденные ангелом о грядущей опасности, Мария и Иосиф , спасая младенца, бегут в Египет и возвращаются оттуда в Назарет лишь после смерти Ирода.
Здесь в Назарее, Мария растит Сына. И когда, покинув родной город, Иисус отправляется исполнить ему предначертанную великую судьбу, первое чудо ради людей (превращение воды в вино на небогатой свадьбе) он совершает по просьбе Марии.
Мария присутствует при всех страданиях Иисуса Христа, она сопровождает его, когда несет он свой крест к месту казни, стоит «при кресте» во все время, пока длятся его мучения. Здесь «при кресте» вместе с ней стоит и любимый ученик Иисуса Христа апостол Иоанн. И распятый Иисус Христос велит матери усыновить Иоанна, а ему почитать Марию матерью. После воскресения Иисус Христос впервые является Богоматери, и вместе с апостолами она становится свидетельницей его вознесения на небо.
После того как Иисус Христос оставляет землю, Мария живёт в доме Иоанна, храня память о Сыне, пользуясь любовью и почитанием его учеников. Когда приходит время умирать, весть о сроке смерти ей приносит архангел Гавриил. К её смертному ложу на прощание с ней со всех концов земли ангелы приносят апостолов, проповедовавших в это время христианство. А в определённые небесами момент смерти приходит и Спаситель Сын. Он приемлет безгрешную душу матери и ангелы забирают её на небо. Через несколько дней апостолы нашли гробницу, в которой они похоронили Марию, пустой: душой и телом Мария перенесена Сыном на небо, вместе с ним вершит она людские судьбы.
Учитель: Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы ещё при её жизни апостолом Лукой. Именно к ним восходили все иконы Византии и Руси с образами Богоматери. К сожалению, до нашего времени тех икон не сохранилось. Но зато сохранились её изображения сделанные во 2-3 веках, и надо полагать, что они восходят к более ранним прижизненным иконам. Это дает право полагать, что на иконах мы видим исторически достоверный облик Марии, а не вымышленный образ.
Одной из самых почитаемых на Руси икон является икона Владимирской Богоматери, которая считается чудотворной. С ней связаны следующие истории:
Ученик: (опережающее задание) В летописях сказано, что эта икона была привезена в Киев из Царьграда в XII веке. Имя «Владимирской» она получила на Руси. Князь Андрей Боголюбский, собираясь основать новое княжение на северо-востоке, перед дальней дорогой пришёл в церковь монастыря в Вышграде. Среди находящихся там икон одна «превзошла все образы», «превзошла» все своей красотой, поразила князя. И он долго молился перед этой иконой и решил взять её с собой на княжение в далёкие, глухие малоизведанные, залесские земли, чтобы она стала «заступницей и помощницей новопросвещённых людей».
И замысел князя удался: привезённая им икона быстро обрела любовь жителей залесской земли. Икона Владимирской Богоматери на Руси считается чудотворной. С ее пребыванием связывали чудеса милосердия и спасения. Считалось, что она спасла тонувшего в реке на пути из Киева проводника князя; что благодаря обращённой к ней молитве осталась жива беременная женщина, которую истоптала взбесившаяся лошадь.
С этой иконой связывают и историю перенесения столицы из древнего Ростова в молодой Владимир. Легенда гласит, что Андрей Боголюбский хотел установить икону в Ростове. Но лошади неожиданно встали, и никакими силами их не удалось сдвинуть с места. Это было растолковано так, что Богородица хочет остаться во Владимире, тем самым предрекая городу грядущую славу. По приказу князя икона была убрана в дорогой оклад из золота, украшенный драгоценными камнями и два с лишним века хранилась в Успенском соборе города Владимира. С чудотворной силой иконы связывают то, что когда в городе вспыхнули грабежи и беспорядки, то было решено пронести икону по улицам города и таким образом удалось восстановить порядок. Разделила она вместе со всем Владимиром и ужас татарского разорения. В летописи говорится, что грандиозный пожар бушевал в Успенском соборе, и чудом икона осталась цела. Хотя татары, забрали дорогой оклад. Но само изображение Богоматери не пострадало. Через год приведенная в порядок и вновь получившая драгоценный оклад, икона вновь заняла своё место в Успенском соборе.
Прошло время и центром залесских земель становится окрепшая Москва. И в 1395 году, когда на Русь, угрожая ей гибелью, вторглись войска Тамерлана, московский князь, возглавлявший сопротивление захватчикам, велел перенести в Москву «богоматерь Владимирскую». Печальным шествием далеко по Московской дороге проводили владимирцы свою икону, а из Москвы навстречу ей вышло с надеждой вышло великое народное шествие. (позднее на месте встречи был возведен Сретенский монастырь). И в тот же августовский день, когда москвичи встречали «Владимирскую Богоматерь», Тамерлан со своим войском без всяких видимых причин, отдал приказ повернуть войска и покинуть пределы Руси. Счастливое избавление от страшной, неминуемой беды русский народ единодушно приписал заступничеству Богородицы, её перенесённой в Москву древней Владимирской иконе.
Учитель:Вспомните в каком храме хранится икона Владимирской Богоматери?
Ученик: С 1480 года она навсегда обрела своё место в Москве в Успенском соборе, став главной святыней Государства Российского.
Учитель: Подводя итог первой части урока, обобщим полученные знания и ответим на вопрос: Почему Иконы с образами Богоматери пользуется на Руси таким почетом? Почему её считают заступницей Руси?
Ученики: Почему её считают заступницей Руси?
Учитель: А сейчас будем работать по группам. На столах лежат репродукции с образами Богоматери. Задача каждой группы выделить характерные признаки, по которым мы можем отнести их к одному типу. Для наглядности и сравнение, в каждой группе есть одно изображение другого типа. Кроме того на столах расположены карточки с незнакомыми словами, и карточки для составления записи;
изображение фигуры (поясное, в полный рост);
поза по отношению к младенцу (взаимного ласкания, моления)
Давайте вместе рассмотрим икону. С древних времен художники строго следовали определённым требованиям, правилам, которые нельзя было нарушать. В углах доски они помещали обозначение словом её личности: буквы МР ЕV – начальные буквы греческих слов «Мать Бога», фон иконы покрывают золотом – знаком вечного света. В центре иконы располагает поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно прижимающимся к её щеке. Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания – по-гречески называлось «ЕЛЕУСА», а в переводе обозначает «Умиление».
Ученик 3: Как и всегда, с раннехристианских времён, Мария изображена закутанной в темно - вишнёвый плащ – мафорий – одежду замужних палестинских женщин, а на мафории – звёзды, знаки её девства, чудесно сохранённого «до рождества, в рождестве и по рождестве». В древнем апокрифе дано описание внешности Марии, вот что там сказано: « лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены».
Эти благородные черты под кистью мастера обретают одухотворённую, захватывающую красоту. И красота эта неотделима от выражения бездонной, высокой печали, этой печалью пронизан взгляд, обращенный к нам. Это печаль Матери - Матери, которой предначертано испытать страдания сына, у которой сердце навсегда открыто бедам и страданиям других людей. Её взгляд устремлён к нам,
Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, склонившись к нему головой, левую руку Мария простирает к нему в жесте моления, словно к нему несёт свою печаль и своё заступничество за людей.
К матери устремлен взгляд Младенца Сына: в этом взгляде слились воедино и детская мягкость, и глубокая, неисчерпаемая мудрость. Золотым ассистом - знаком божественной силы – пронизана его детская рубашечка, а через плечо проходит золотой клав – особая полоса, символ «Небесного царя».
Таким образом, первый тип икон – это «Умиление».
Ученики выделяют основные признаки: Записываем коротко его основные черты: «Умиление» (греч «Елеуса)поясное изображение; Богоматерь и младенец изображены в позах взаимного ласкания. К этому типу икон относится ещё Донская Богоматерь.
Ученик: Согласно легенде, своё имя эта икона получила в связи с тем, что Дмитрий Донской брал с собой эту икону в бой на Куликово поле, где одержана была великая победа над татарами.
Автором этой иконы считается Феофан Грек. Эта икона считается главной святыней Донского монастыря.
Учитель: Вторая группа, к какие признаки икон выделили вы.
Второй тип икон - это «Одигитрия» (в переводе с латинского «Путеводительница»). Одной из лучших русских икон такого типа считается «Богоматерь Одигитрия», созданная в 1482 году, великим русским художником Дионисием, сейчас находится в Третьяковской галерее.
Учитель:А теперь расскажите, чем же эта икона отличается от Владимирской. Какие различия вы видите в позе, жестах.
Ответ: Эта икона написана на нежно-бирюзовом фоне – этим цветом, напоминающим небесную лазурь, иногда передавали немеркнущий цвет вечности в XV веке. На этом фоне ярко и четко выступает полуфигура Богоматери. Как всегда в композициях «Одигитрия», она изображена в строго фронтальной торжественной позе. На левой её руке, как на троне восседает Младенец Иисус, в облике, которого проступают черты небесного Владыки. К нему в жесте моления приподнята и обращена правая рука Богоматери. Нежными охристыми красками написан лик Богоматери. Взгляд Богоматери, несущий свет и умиротворение, обращен к тем, кто стоит перед иконой.
В тетрадь: «Одигитрия» (Путеводительница) поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, лишь правая её рука поднята в жесте моления. «Одигитрия Тихвинская»
«Одигитрия Смоленская»
«Одигитрия Седмизёрская»
«Одигитрия Смоленская»
Ученик третьей группы: Здесь изображения икон типа «Оранта» (лат Молящаяся).
Запсись: «Оранта» (лат Молящаяся) Богоматерь изображена одна в полный рост, с молитвенно поднятыми вверх руками. В Софии Киевской – «Нерушимая стена».
Окруженная мерцанием золотой смальты, исполненная величия и устойчивой мощи, поднимается над алтарём, над всеми, кто находится в церкви, фигура Богоматери, облаченная в сине-золотые одежды.
Этот жест Богоматери имеет очень символический и глубинный смысл. В одном из библейских преданий говорится, что во время одной битвы пророк Моисей молился за свой народ. И народ побеждал, пока были подняты руки пророка, а как только он их опускал от усталости, их одолевали враги. Видя это, Моисей преодолел усталость и не опускал рук до полной победы. Вспомните битву на Куликовом поле, ведь тогда Сергий Радонежский и его сподвижники тоже молились в течение всей битвы.
Четвёртая группа учеников: Четвёртый тип икон – это «Панагия».
Запись: «Панагия» (греческое Всесвятая). Богоматерь изображена в полный рост, с поднятыми в молении руками, а на груди изображен диск с ликом Младенца Иисуса в сиянии славы.
«Панагия Великая» или (Оранта Ярославская)
Ответ: Величава её стройная фигура, закутанная в темно-вишнёвый мафорий, который пронизан густым золотым свечением. Торжественно подняты в молении её руки. Широко распахнутые, они словно осеняют весь окружающий мир. . Жарко сияет на груди диск с ликом Христа, от которого нисходит огромная сила и уверенность. Обеими широко распахнутыми руками, благословляет он всё человечество. Венчая икону, в двух её верхних углах помещены изображения архангелов Гавриила и Михаила. Эта икону относят к раннему «домонгольскому» периоду древнерусской живописи. По одной из гипотез автором её является – первый, русский живописец Алимпий.
Учитель:
Кто самостоятельно готов дать характеристику пятому типу икон. Пятый тип икон «Знамение». Поясное изображение Богоматери с младенцем Иисусом на груди.
Особым почетом и уважением пользовалась она у новгородцев, в знак того, что во время сражения Суздальцев с новгородцами, помогла одержать им победу. Эта икона считалась покровительницей города. Молодцы.
Вывод: Таким образом, любовь и почитание Богоматери на Руси слилось с её иконами. Её иконы хранились в храмах, находились в каждом доме и в каждой семье. Средствами живописи художники сумели передать и донести до зрителя самые прекрасные чувства на земле – материнскую любовь и любовь к родной земле, к отчему краю.
С древних времен большим почетом и уважением пользовались образы Богоматери на Руси. Её считали заступницей и покровительницей России, к ней обращались в своих молитвах русские люди. Какие типы икон мы рассмотрели.
Ответ ученика.
Таким образом, любовь и почитание Богоматери на Руси слилось с её иконами. Её иконы хранились в храмах, находились в каждом доме и в каждой семье. Средствами живописи художники сумели передать и донести до зрителя самые прекрасные чувства на земле – материнскую любовь и любовь к родной земле, к отчему краю.
Рефлексия: Составить синквейн.
Источники:
1) Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., Просвещение,1993.
2) Грошев В. Д Календарь российского земледельца.- М., Изд - во МСХА, 1991.
6) Юдин В. Дни величальные: страницы народного христианского календаря, Саратов, Приволжское книж. изд-во, 1992.
Волошин Владимирская богоматерь// На сайте: http://voloshin.ouc.ru/vladimirskaya-bogomater.html