Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образ Богоматери

Submitted by Татьяна Ивановна Голиченко on вс, 20/03/2016 - 18:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Голиченко Татьяна Ивановна
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  "Пектубаевская СОШ", учитель обществознания и МХК

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

Цель -   осознание и изучение значение  образа Богоматери

. Задачи:

    1.  способствовать расширению кругозора обучающихся в области духовной культуры;

    2.   выяснить причины почитания образа Богоматери и   узнать почему русский народ придаёт особое значение образу Владимирской богоматери

    3.  развитие элементов  исследовательской деятельности и  закрепление критического мышления 

    4.  типология образов Богоматери, их отличия.

    5. Формирование духовно-нравственных ценностей в сознании обучающихся

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 1) Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., Просвещение,1993.

2) Грошев В. Д Календарь российского земледельца.- М.,  Изд - во МСХА, 1991.

3)  Юдин В. Дни величальные: страницы народного христианского календаря, Саратов, Приволжское книж. изд-во, 1992.

Используемое оборудование: 

репродукции, карточки для групповой работы.

Используемые ЦОР: 

http://voloshin.ouc.ru/vladimirskaya-bogomater.html

Краткое описание: 
<p class="rtejustify"><strong>Материал по курсу МХК, может быть использован на занятиях православной культуры, классных часах.&nbsp;</strong>На уроке обучающиеся учаться аналитически мыслить, &nbsp;объединяя историяческие и культурные факты, &nbsp;обнаруживая взаимосвязи предметов, раширяя кругозор.</p> <p class="rtejustify">&nbsp;</p>

 

Образ Богоматери

 

Голиченко Т. И., автор  учитель МХК и обществознания МБОУ «Пектубаевская СОШ», материал по курсу МХК, может быть использован на занятиях православной культуры, классных часах.

Паспорт урока

1. Класс - 10

2. Школа  - МБОУ "Пектубаевская средняя общеобразовательная школа"

4. Время проведения урока - 45 минут.

5. Дисциплина  -  мировая художественная культура

6. Учитель – Голиченко Т. И.

7. Тема -  Образ Богоматери

8. Тип урока - Урок изучения новых знаний с использованием опережающего задания

9. Цель -   осознание и изучение значение  образа Богоматери

10. Задачи:

    1.  способствовать расширению кругозора обучающихся в области духовной культуры;

    2.  проследить исторические аналогии и выяснить почему русский народ придаёт особое значение образу Владимирской богоматери

    3.  Развитие элементов  исследовательской деятельности и  закрепление критического мышления

5 Формирование духовно-нравственных ценностей в сознании обучающихся.

11. Методы: наглядно-иллюстративный, словесный, практический и исследовательский.

12. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

13. Формирование компетенций: ценностно-смысловых,   учебно-познавательных и информационных и коммуникативных.

13. Оборудование:  карты, презентация.

 

 

 

 

Ход урока:

Повторении I.

  1. Часть детей выполняет тесовые задания (потом следует взаимопроверка).

  2.  Назовите какие общие черты архитектуры Пскова можно выделить в Благовещенском храме.

3.  Назовите  какие элементы итальянской архитектуры присутствуют во внешнем декоре   Архангельского храма.

4. Остальные выполняют задания по карточкам – определителям с иллюстрациями.

Новая тема.

Мотивация: Стихотворение:

Максимилиан Волошин

 

Владимирская богоматерь

 

Не на троне - на Ее руке,

Левой ручкой обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует... Немею -

Нет ни сил, ни слов на языке...

Собранный в зверином напряженьи

Львенок-Сфинкс к плечу ее прирос,

К Ней прильнул и замер без движенья

Весь - порыв и воля, и вопрос.

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где престол пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Кто разверз озера этих глаз?

Не святой Лука-иконописец,

Как поведал древний летописец,

Не печерский темный богомаз:

В раскаленных горнах Византии,

В злые дни гонения икон

Лик Ее из огненной стихии

Был в земные краски воплощен.

Но из всех высоких откровений,

Явленных искусством, - он один

Уцелел в костре самосожжений

Посреди обломков и руин.

От мозаик, золота, надгробий,

От всего, чем тот кичился век, -

Ты ушла по водам синих рек

В Киев княжеских междуусобий.

И с тех пор в часы народных бед

Образ твой над Русью вознесенный

В тьме веков указывал нам след

И в темнице - выход потаенный.

Ты напутствовала пред концом

Воинов в сверканьи литургии...

Страшная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом.

Не погром ли ведая Батыев -

Степь в огне и разоренье сел -

Ты, покинув обреченный Киев,

Унесла великокняжий стол.

И ушла с Андреем в Боголюбов

В прель и глушь Владимирских лесов

В тесный мир сухих сосновых срубов,

Под намет шатровых куполов.

И когда Железный Хромец предал

Окский край мечу и разорил,

Кто в Москву ему прохода не дал

И на Русь дороги заступил?

От лесов, пустынь и побережий

Все к Тебе на Русь молиться шли:

Стража богатырских порубежий...

Цепкие сбиратели земли...

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлевых

Умилясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялось светлою слезой!

Простирались старцы и черницы,

Дымные сияли алтари,

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари...

Черной смертью и кровавой битвой

Девичья светилась пелена,

Что осьмивековою молитвой

Всей Руси в веках озарена.

И Владимирская Богоматерь

Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам

На порогах киевских ладьям

Указуя правильный фарватер.

Но слепой народ в годину гнева

Отдал сам ключи своих святынь,

И ушла Предстательница-Дева

Из своих поруганных твердынь.

И когда кумашные помосты

Подняли перед церквами крик, -

Из-под риз и набожной коросты

Ты явила подлинный свой Лик.

Светлый Лик Премудрости-Софии,

Заскорузлый в скаредной Москве,

А в Грядущем - Лик самой России -

Вопреки наветам и молве.

Не дрожит от бронзового гуда

Древний Кремль, и не цветут цветы:

Нет в мирах слепительнее чуда

Откровенья вечной красоты!

 

Верный страж и ревностный блюститель

Матушки Владимирской, - тебе -

Два ключа: златой в Ее обитель,

Ржавый - к нашей горестной судьбе.

26 марта 1929

  Задание на осмысление:

С какими историческими событиями автор связывает образ Богоматери? Кого М. Волошим именует «Железным Хромцем»? Почему связывает икону с Успенским собором?

 

Вторая часть урока идет по группам.

Учитель: Нам с вами сегодня предстоит ответить на несколько вопросов. Почему с древних времен на Руси особым почетом и уважением пользуется образ Богоматери? Почему её считают заступницей Руси? И какие типы икон являются самыми распространёнными? Но сначала послушаем рассказ о жизни Богоматери. (Опережающее задание)

Ученик: Согласно христианским представлениям, родителями Марии были благочестивые супруги Иоаким и Анна, происходившие из «дома Давидова», то есть  принадлежащие к тому роду, из которого в древности вышел знаменитый израильский царь Давид. Иоаким и Анна долго были бездетными, и только когда они достигли преклонных лет, у них родилась дочь. Этого долгожданного ребенка, названного Марией, они решают посвятить Богу.

Когда Марии, исполнилось три года, её отдали в Иерусалимский храм. Мария росла и воспитывалась в храме, служа его святыням и занимаясь рукоделием. Её благочестивой жизни здесь сопутствовало чудо: пищу ей приносил ангел. В двенадцать лет Мария даёт обет вечного девства, но, достигнув совершеннолетия, она уже не может оставаться в храме. Поэтому по обычаю, ей подыскивают «обручника» (опекуна), который должен взять её в свою семью. Выбор падает на известного своей праведной жизнью старца – плотника Иосифа.

И в доме плотника Иосифа в маленьком городке Назарете свершается «благовещение»: к живущей здесь Марии является архангел Гавриил и сообщает ей о том, что у неё родится будущий Спаситель человечества. Соблюдающая обед девства, «не знающая мужа» Мария была изумлена этим известием. Архангел Гавриил говорит, что она сохранит в этом рождении девическую чистоту, так как её сын, который « наречется Сыном Всевышнего», зачат будет от Духа Святого. Когда то, что Мария ожидает ребёнка, становится заметным, опечаленный Иосиф решает оставить её у себя только из жалости, но явившийся ему  ангел  убеждает его в невинности и чистоте его обручницы.

 Через некоторое время Мария вместе с Иосифом отправляются из Назарета в его родной город Вифлеем, так как римские власти объявили в Палестине перепись населения, требуя, чтобы каждый житель страны переписался по месту своего рождения. Когда Мария и Иосиф пришли в город, там не нашлось места для отдыха, и они остановились в пещере, что находилась неподалеку от города. Вот в этой заброшенной пещере и родила Мария предсказанного ей божественного Сына.

         Через сорок дней после этого Рождества, как полагалось по обычаю, Мария и Иосиф принесли новорождённого в Иерусалимский храм. Здесь их встретил старец Симеон; он сделал пророчество о необычной судьбе младенца и о том, что в связи с этой судьбой и Мать его ждут жестокие страдания.

         А в это время правящий в стране царь Ирод узнаёт от пришедших с Востока  прорицателей – волхвов, что в Вифлееме родился великий младенец, тот, «о ком сказано в пророчествах», что он будет  «Владыкой в Израиле». Ирод решает истребить младенца, но, не сумев узнать о нем все в точности, он посылает в Вифлеем воинов «избить всех младенцев от двух лет и ниже». Предупрежденные ангелом о грядущей опасности, Мария и Иосиф , спасая младенца, бегут в Египет и возвращаются оттуда в Назарет лишь после смерти Ирода.

         Здесь в Назарее, Мария растит Сына. И когда, покинув родной город, Иисус отправляется исполнить ему предначертанную великую судьбу, первое чудо ради людей (превращение воды в вино на небогатой свадьбе) он совершает по просьбе Марии.

         Мария присутствует при всех страданиях Иисуса Христа, она сопровождает его, когда несет он свой крест к месту казни, стоит «при кресте» во все время, пока длятся его мучения. Здесь «при кресте»  вместе с ней стоит и любимый ученик Иисуса Христа апостол Иоанн. И распятый Иисус Христос велит матери усыновить Иоанна, а ему почитать Марию матерью. После воскресения Иисус Христос впервые является Богоматери, и вместе с апостолами она становится  свидетельницей его вознесения на небо.

         После того как Иисус Христос оставляет землю, Мария живёт в доме Иоанна, храня память о Сыне, пользуясь любовью и почитанием его учеников. Когда приходит время умирать, весть о сроке смерти ей приносит архангел Гавриил. К её смертному ложу на прощание с ней со всех концов земли ангелы приносят апостолов, проповедовавших в это время христианство. А в определённые небесами момент смерти приходит  и Спаситель Сын.  Он приемлет безгрешную душу матери и ангелы забирают её на небо. Через несколько дней апостолы нашли гробницу, в которой они похоронили Марию, пустой: душой и телом Мария перенесена Сыном на небо, вместе с ним вершит она людские судьбы.

         Учитель: Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы ещё при её жизни апостолом Лукой. Именно к ним восходили все иконы Византии и Руси с образами Богоматери. К сожалению, до нашего времени тех икон не сохранилось. Но зато сохранились её изображения сделанные во 2-3 веках, и надо полагать, что они восходят к более ранним прижизненным иконам. Это дает право полагать, что на иконах мы видим исторически достоверный облик Марии, а не вымышленный образ.

         Одной из самых почитаемых на Руси икон является икона Владимирской Богоматери, которая считается чудотворной. С ней связаны следующие истории:

Ученик: (опережающее задание) В летописях сказано, что эта икона была привезена в Киев из Царьграда в XII веке. Имя «Владимирской» она получила на Руси. Князь  Андрей Боголюбский, собираясь основать новое княжение на северо-востоке, перед дальней дорогой  пришёл в церковь монастыря в Вышграде. Среди находящихся там икон одна «превзошла все образы», «превзошла» все своей красотой, поразила князя. И он долго молился  перед этой иконой и решил взять её с собой на княжение в далёкие, глухие малоизведанные, залесские земли, чтобы она стала «заступницей и помощницей новопросвещённых людей».

         И замысел князя удался: привезённая им икона быстро обрела любовь жителей залесской земли. Икона  Владимирской Богоматери на Руси считается  чудотворной. С  ее пребыванием связывали чудеса милосердия и спасения. Считалось, что она спасла тонувшего в реке на пути  из Киева проводника князя; что благодаря обращённой к ней молитве осталась жива беременная женщина, которую истоптала взбесившаяся лошадь.

 С этой иконой связывают и историю перенесения столицы из древнего Ростова в молодой Владимир. Легенда гласит, что Андрей Боголюбский хотел установить икону в Ростове. Но лошади неожиданно встали, и  никакими силами их не удалось сдвинуть с места. Это было растолковано так, что Богородица хочет остаться во Владимире, тем самым предрекая городу грядущую славу. По приказу князя икона была убрана в дорогой оклад из золота, украшенный драгоценными камнями и два с лишним века хранилась в Успенском соборе города Владимира. С чудотворной силой иконы связывают то, что когда в городе вспыхнули грабежи и беспорядки, то было решено пронести икону по улицам города и таким образом удалось восстановить порядок.  Разделила она вместе со всем Владимиром и ужас  татарского разорения. В летописи говорится, что грандиозный пожар бушевал в Успенском соборе, и чудом икона осталась цела. Хотя татары, забрали дорогой оклад. Но само изображение Богоматери не пострадало. Через год приведенная в порядок и вновь получившая драгоценный оклад, икона вновь заняла своё место в Успенском соборе.

Прошло время и  центром залесских земель становится окрепшая Москва. И в 1395 году, когда на Русь, угрожая ей гибелью, вторглись войска Тамерлана, московский князь, возглавлявший сопротивление захватчикам, велел перенести в Москву «богоматерь Владимирскую». Печальным шествием далеко по Московской дороге  проводили владимирцы свою икону, а из Москвы навстречу ей  вышло с надеждой вышло  великое народное шествие. (позднее на месте встречи был возведен Сретенский монастырь). И в тот же августовский день, когда москвичи встречали «Владимирскую Богоматерь», Тамерлан со своим войском без всяких видимых причин, отдал приказ повернуть войска и покинуть пределы Руси. Счастливое избавление от страшной, неминуемой беды русский народ единодушно приписал заступничеству Богородицы, её перенесённой в Москву древней Владимирской иконе.

Учитель: Вспомните в каком храме хранится икона Владимирской Богоматери?

Ученик: С 1480 года она навсегда обрела своё место в Москве в Успенском соборе, став главной святыней Государства Российского.

Учитель: Подводя итог первой части урока, обобщим полученные знания и ответим на вопрос: Почему Иконы с образами Богоматери пользуется на Руси таким почетом? Почему её считают заступницей Руси?

Ученики: Почему её считают заступницей Руси?

Учитель: А сейчас будем работать по группам. На столах лежат репродукции с образами Богоматери.   Задача каждой группы выделить характерные признаки, по которым мы можем отнести их к одному типу. Для наглядности и сравнение, в каждой группе есть одно изображение другого типа. Кроме того на столах расположены карточки с незнакомыми словами, и карточки для составления записи;

  1. изображение фигуры (поясное, в полный рост);
  2. поза по отношению к младенцу (взаимного ласкания, моления)
  3. расположение рук

слова: мафорий – одежда незамужних палестинских женщин;

          клав – особая полоса, на одеждах Иисуса,

Давайте вместе рассмотрим икону. С древних времен художники строго следовали определённым требованиям, правилам, которые нельзя было нарушать. В углах доски они помещали обозначение словом её личности: буквы МР ЕV – начальные буквы греческих слов «Мать Бога», фон иконы покрывают золотом – знаком вечного света. В центре иконы располагает поясное изображение  Богоматери с младенцем на руках, нежно прижимающимся к её щеке.  Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания – по-гречески называлось «ЕЛЕУСА», а в переводе обозначает «Умиление».

         Ученик 3: Как и всегда, с раннехристианских времён, Мария  изображена закутанной в темно - вишнёвый плащ – мафорий – одежду замужних палестинских женщин, а на мафории – звёзды, знаки её девства, чудесно сохранённого «до рождества, в рождестве и по рождестве». В древнем апокрифе дано описание внешности Марии, вот что там сказано: « лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены».

         Эти благородные черты под кистью мастера обретают одухотворённую, захватывающую красоту.  И красота эта неотделима от выражения бездонной, высокой печали, этой печалью пронизан взгляд, обращенный к нам. Это печаль Матери - Матери, которой предначертано испытать  страдания  сына, у которой сердце навсегда открыто бедам и страданиям других людей. Её взгляд устремлён к нам,

         Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, склонившись к нему головой, левую руку Мария простирает к нему в жесте моления, словно к нему несёт свою печаль и своё заступничество за людей.

 К матери устремлен взгляд Младенца Сына: в этом взгляде слились воедино и детская мягкость, и глубокая, неисчерпаемая мудрость. Золотым ассистом  - знаком божественной силы – пронизана его детская рубашечка, а через плечо проходит золотой клав – особая полоса, символ «Небесного царя».

Таким образом, первый тип икон – это «Умиление».

Ученики выделяют основные признаки: Записываем коротко его основные черты: «Умиление» (греч «Елеуса) поясное изображение; Богоматерь и младенец изображены в позах взаимного ласкания. К этому типу икон относится ещё Донская Богоматерь.

         Ученик:  Согласно легенде, своё имя эта икона получила в связи с тем, что Дмитрий Донской  брал с собой эту икону в бой на Куликово поле, где одержана была великая победа над татарами.

Автором этой иконы считается Феофан Грек. Эта икона считается главной святыней Донского монастыря.

         Учитель: Вторая группа, к какие признаки икон выделили вы.

Второй тип икон  - это «Одигитрия» (в переводе с латинского «Путеводительница»). Одной из лучших русских икон такого типа считается  «Богоматерь Одигитрия», созданная в 1482 году, великим русским художником Дионисием, сейчас находится в Третьяковской галерее.

                   Учитель: А теперь расскажите, чем же эта икона отличается от Владимирской. Какие различия вы видите в позе, жестах.

 Ответ: Эта икона написана на нежно-бирюзовом фоне – этим цветом, напоминающим небесную лазурь, иногда передавали немеркнущий цвет вечности в XV веке. На этом фоне ярко и четко выступает полуфигура Богоматери.  Как всегда в композициях «Одигитрия», она изображена  в строго фронтальной торжественной позе. На левой её руке, как на троне восседает Младенец Иисус, в облике, которого проступают черты небесного Владыки.   К нему в жесте моления приподнята и обращена правая рука Богоматери. Нежными охристыми красками написан лик Богоматери. Взгляд Богоматери, несущий свет и умиротворение, обращен к тем, кто стоит перед иконой.

         В тетрадь: «Одигитрия» (Путеводительница) поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, лишь правая её рука поднята в жесте моления. «Одигитрия Тихвинская»

                «Одигитрия  Смоленская»

               «Одигитрия Седмизёрская»

              «Одигитрия Смоленская»

Ученик третьей группы: Здесь  изображения икон типа  «Оранта» (лат Молящаяся).

Запсись: «Оранта» (лат Молящаяся) Богоматерь изображена одна в полный рост, с молитвенно поднятыми вверх руками. В Софии Киевской – «Нерушимая стена».

Окруженная мерцанием золотой смальты, исполненная величия и устойчивой мощи, поднимается над алтарём, над всеми, кто находится в церкви,  фигура Богоматери, облаченная в сине-золотые одежды.

Этот жест Богоматери имеет очень символический и глубинный смысл. В одном из библейских преданий говорится, что во время одной битвы пророк Моисей молился за свой народ. И народ побеждал, пока были подняты руки пророка, а как только он их опускал от усталости,  их одолевали враги. Видя это, Моисей преодолел усталость и не опускал рук до полной победы. Вспомните битву на Куликовом поле, ведь тогда Сергий Радонежский и его сподвижники тоже молились в течение всей битвы.

 Четвёртая группа учеников:  Четвёртый тип икон – это «Панагия».

Запись: «Панагия»  (греческое Всесвятая). Богоматерь изображена в полный рост, с поднятыми в молении руками, а на груди изображен диск с ликом Младенца Иисуса в сиянии славы.

                            «Панагия Великая» или (Оранта Ярославская)

Ответ: Величава её стройная фигура, закутанная в  темно-вишнёвый мафорий, который пронизан густым золотым свечением. Торжественно подняты в молении её руки.  Широко распахнутые, они словно осеняют весь окружающий мир. . Жарко сияет на груди диск с ликом Христа, от которого нисходит огромная сила и уверенность. Обеими широко распахнутыми руками, благословляет он всё человечество. Венчая икону, в двух её верхних углах помещены изображения архангелов Гавриила и Михаила. Эта икону относят к раннему «домонгольскому» периоду древнерусской живописи. По одной из гипотез автором её является – первый, русский живописец Алимпий.

Учитель:

Кто самостоятельно готов дать характеристику пятому типу икон. Пятый тип икон «Знамение». Поясное изображение Богоматери с младенцем Иисусом на груди.

Особым почетом и уважением пользовалась она у новгородцев, в знак того, что во время сражения Суздальцев с новгородцами, помогла одержать им победу. Эта икона считалась покровительницей города. Молодцы.

 

Вывод: Таким образом, любовь и почитание Богоматери на Руси слилось с её иконами. Её иконы хранились в храмах, находились в каждом доме и в каждой семье. Средствами живописи художники сумели передать и донести до зрителя самые прекрасные чувства на земле – материнскую любовь и любовь к родной земле, к отчему краю.

С древних времен большим почетом и уважением пользовались образы Богоматери на Руси. Её считали заступницей и покровительницей России, к ней обращались в своих молитвах русские люди. Какие типы икон мы рассмотрели.

Ответ ученика.

Таким образом, любовь и почитание Богоматери на Руси слилось с её иконами. Её иконы хранились в храмах, находились в каждом доме и в каждой семье. Средствами живописи художники сумели передать и донести до зрителя самые прекрасные чувства на земле – материнскую любовь и любовь к родной земле, к отчему краю.

Рефлексия: Составить синквейн.

 

Источники:

 1) Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., Просвещение,1993.

2) Грошев В. Д Календарь российского земледельца.- М.,  Изд - во МСХА, 1991.

6)  Юдин В. Дни величальные: страницы народного христианского календаря, Саратов, Приволжское книж. изд-во, 1992.

Волошин Владимирская богоматерь// На сайте: http://voloshin.ouc.ru/vladimirskaya-bogomater.html

 

 

Прикрепленный файл Size
Образы Богородицы Урок.doc 76.5 KB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн