Submitted by Ольга Максимовна Корчажкина on вс, 12/07/2009 - 20:14
Задания для интерактивной доски
Представлен комплекс интерактивных заданий для проведения цикла занятий по английскому языку в 10-11 классах средней школы. Задания разработаны на базе программной среды «SMARTNoteBook 10.2» для интерактивной доски компании «SMARTTechnologies» и предназначены для изучения рассказа С.Моэма «Джейн». Задания классифицированы и подразделяются по приоритетному типу интерактивного взаимодействия компонентов образовательной среды урока «учитель-ученик-мультимедийная система»1 на динамические, игровые, командные, аналитические, творческие, или продуктивные, и тренировочные и тестовые. В приведённых методических рекомендациях не устанавливается жёсткая последовательность выполнения заданий: они включаются в уроки в соответствии с подходом учителя и его требованиями к предъявлению учебного материала.
Динамические задания, выполняемые учителем и учащимися на поле доски, служат для предъявления нового материала и первичной актуализации полученных знаний. В этих упражнениях основное внимание уделяется процессу выполнения действий, ведущих к достижению учебного результата. Такие задания могут носить языковой характер, когда основное внимание уделяется работе с текстом литературного произведения: лексикой, грамматическими структурами, различными уровнями понимания содержания произведения. Кроме того, данный тип заданий используется для выполнения продуктивных упражнений на развитие навыков устной и письменной речи: дискуссий и подготовительных упражнений для письма. Эти задания делятся на задания с заданной динамикой (диктуемой встроенными роликами) и задания с произвольной динамикой.
Игровые задания предназначены для отработки языковых навыков, а также навыков и умений речевой деятельности на материале литературного произведения в привлекательной для учащихся игровой форме. Управлять этими упражнениями может как учитель, так и учащиеся. Упражнения такого типа снабжены функцией проверки правильности ответов и походят на тестовые задания, часто с подсчётом очков. Игровыми упражнениями целесообразно заканчивать занятие, выделив на этот вид деятельности 5-7 мин. урока.
Командные задания носят характер соревнования и выполняются двумя командами учащихся одновременно (для этого пользуются двухстраничным режимом демонстрации слайдов на интерактивной доске) или последовательно в фиксацией результата и времени выполнения задания. Для этого каждый слайд снабжён таймером, который запускается перед началом соревнования. После выполнения задания обеими командами сравнивается число полученных баллов и время выполнения.
Аналитические задания предназначены для работы с текстом рассказа. Задания данного типа представляют собой лингвистические проблемные упражнения, выполнение которых требует от учащихся проведения поисково-исследовательских операций.
Творческие, или продуктивные, задания состоят из набора полей для создания письменных и изобразительных компонентов, связанных с лингвострановедческой или социокультурной средой рассказа. Они могут представлять собой задания на анализ характеров героев или культурно-исторического фона произведения, а также задания на моделирование аутентичных ситуаций и различных реалий семейно-бытового, этикетного, исторического, культурного, духовного или материального характера.
Тренировочные и тестовые задания служат для отработки языковых навыков и навыков речевой деятельности, а также для контроля усвоенного материала. Эти задания могут быть снабжены функцией автоматической проверки правильности ответов, полученных в результате коллективной деятельности учащихся.
Коллегам, желающим воспользоваться предлагаемой методикой организации занятий по изучению иноязычных литературных произведений с помощью интерактивной доски, предлагаются примеры шести наборов заданий, которые можно компоновать в любой приемлемой для занятия форме. Часть таких заданий, а также некоторые видеопримеры их выполнения (видеофайлы в формате .AVI), можно найти на данной странице (в конце методического описания), а также в альбоме «Задания для интерактивной доски», перейдя по адресу:
Тренировочные и тестовые задания http://video.mail.ru/mail/koala53/31/35.html
Тридцатидневную версию дистрибутива к интерактивной доске «SMARTNoteBook 10.2» для просмотра материалов формата .notebook можно загрузить с адреса: http://ptf.com/download/notebook/243426/
В случае возникновения вопросов заинтересованные в обмене опытом коллеги могут обращаться к автору представленных материалов Корчажкиной Ольге Максимовне, учителю английского языка Центра образования № 1678 г. Москвы, по электронной почте: .
В последних обновлениях материала вашему вниманию предлагается:
статья "Симуляционные задания для интерактивной доски при работе с иноязычными литературными произведениями: принципы разработки и методика использования" (файл "Методрекомендации ИД.pdf"), написанная в 2009 г. для научно-методического сборника "Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования" (http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=134&showentry=4438);
набор симуляционных заданий для ИД, используемых на уроке гуманитарного чтения "How to Become the Lady of a Party" ("Как стать героиней званого вечера") по рассказу С. Моэма "Джейн" (Урок How to Become the Lady of a Party.notebook);
Инструкция по управлению предыдущим файлом (документ "Инструкция по управлению ЭОР.doc").
[1] Мультимедийная система, используемая на занятии, включает АРМ учителя (компьютер и мультимедийный проектор) и интерактивную доску компании «SmartTechnologies». При создании упражнений тип интерактивной доски не имеет решающего значения, поскольку каждая марка доски, имеющаяся на образовательном рынке России, обладает использованными в разработке функциями.