«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Доклад на методическое объединение воспитателей
«Игра – как средство формирования социально-личностных компетенций детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
Колесникова Елена Размиковна
г. Петропавловск – Камчатский
2016 г.
Игра- как средство формирования социально-личностных компетенций детей дошкольного возраста.
Во многих языках понятие «игра» передается словами одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом. А, если нет радости, значит, нет и самой игры.
Игра-это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра протекает в условной ситуации и содержит ряд условных элементов.Ребенок произносит «как будто» и оказывается совсем в другом мире- волшебном лесу, космической ракете… Таинство игры в том, что ребенок верит, чтоон находится в воображаемом мире игры, и, в тоже время,понимает, что находится «здесь и сейчас», например, в группедетского сада. В игре имеется план действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.
Игра-это деятельность символическая, так как реальные предметы замещаются символами-предметами или действиями, замещающими реальные. Любимая кукла превращается в игре то в веселого, то в капризного ребенка…Ее нужно покормить, и тут на помощь приходит игрушечная посуда. И вот в тарелке уже появляется «каша», а если под рукой нет игрушечной ложки, ее с успехом заменяет палочка. Все это символические действия с предметами-символами.
Игра-это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Например, как мама ухаживает за ребенком, как доктор лечит зверей. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие может быть осложнено.
Игра- добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Мир игры утрачивает свое волшебство.
Игра- важнейшая сфера самовыражения ребенка, развитие его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детскойдеятельностью. Именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение-основа творческой деятельности человека.
Игра- деятельность, которая несет в себе радость. Радостное ощущение самой игры- важнейшее становление детской общности.
В процессе игры зарождаются другие виды детской деятельности.
Дошкольное детство- сензетивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли.
Литература
Бабаева Т. И. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб 2008.
Кравцов Г. Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника. М. 1990.