Задачи: создать базу для ориентации учеников в мире современных
профессий;
познакомить со спецификой видов деятельности, соответствующих
наиболее распространенным профессиям;
поддерживать мотивацию ученика, способствуя его внутрипрофиль-
ной специализации;
развивать творческий подход к оценке культуры прошлого и созда-
нию, совершенствованию окружающей действительности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной жизни общества профессия дизайнера востребована и популярна в творческой среде молодежи. Учащиеся выпускных классов озабочены проблемой – куда пойти учиться, чтобы овладеть тем или иным видом этой деятельности для организации целостной эстетической среды обитания.
Цель данного курса – познакомить девятиклассников с большим миром дизайна, помочь выбрать свое направление. После этого ученик может более осознанно выбрать дальнейший профиль: кто-то после 9-го класса пойдет в училище по строительным специальностям или в индустриальный колледж, кто-то выберет учебу в 10-11 классах школы, чтобы поступить в архитектурный институт нашего региона, городской художественно-промышленный колледж, где есть отделения: дизайна среды (интерьер, ландшафт), моделирование одежды и декоративное.
Курс рассчитан на 17 часов. Формы проведения занятий: индивидуальные, групповые, коллективные.
План занятий включает как теоретические (мини-лекции), так и практические виды деятельности. Это эскизирование предметов быта по задуманному проекту, выполнение строительного чертежа (интерьер комнаты), плана земельного участка при школе, макетирование (прически), коллаж, аппликация в теме «Дизайн одежды».
В результате обучения учащиеся
1. Должны знать:
1.1. Виды дизайна (направления), историю создания этого пластического искусства.
1.2. Отличительные способности графического знака, инструменты для его выполнения и техники работы.
1.3. Виды деятельности художника - дизайнера при создании проекта предмета, поэтапность их (на плоскости – фронтальная композиция, объемная с показом трехмерной формы и глубинно-пространственная, т.е. соотношение архитектурно-пространственных форм, их расстановка в пространстве)
2. Уметь:
2.1. Создавать собственные проекты – импровизации, отражая единство формы и декора.
2.2. Создавать проекты разных предметов среды, объединенных стилем, уметь их представить.
3. Иметь представление:
3.1. Об учебных заведениях, осуществляющих подготовку дизайнера выбранной специализации.
3.2. О промышленном проектировании, защите творческой работы.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Защита творческой работы включает в себя работу группы проектантов, состоит из следующих этапов:
Оформление материала на планшетах, листе ватмана (с фото, рисунками, репродукциями, схемами)
Создание портфолио, где изложена суть работы над проектом.
КРИТЕРИИ КОНТРОЛЯ
Работа над проектом демонстрирует:
а) практическую и утилитарную функции и художественное мастерство в создании изделия;
б) развитие умений и навыков восприятия окружающего мира, материального пространства как среды для определенной деятельности и жизни человека;
в) сформировано посильное умение самостоятельно сделать законченную и художественно-оформленную вещь;
г) применяются разнообразные технические приемы и виды практической деятельности: на плоскости, в объеме, в пространстве;
д) сочетание индивидуальной и коллективной форм работы в практической деятельности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№№
пп
Наименование разделов
Кол-во
часов
Форма контроля
1
2
3
4
I
П
Ш
IУ
У
Дизайн и его место в духовной
и материальной культуре
Графический дизайн
Промышленный дизайн
Дизайн среды
Направления дизайна, связанные с внешним обликом, его имиджем
2
3
4
5
3
Тестирование
Защита творческой
работы
Защита творческой
работы
Защита творческой
Работы
Защита творческой работы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Плакаты: Цвет в интерьере. Освещение в композиции. Перспектива в композиции. Материалы и инструменты художника. Дизайн посуды. Дизайн стула. Дизайн барной стойки.
Буклеты по современным строительным материалам ведущих фирм-изготовителей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «МИР ДИЗАЙНА»
№№
пп
Название раздела,
тема занятия
Кол-во
часов
Дата
В том числе
Форма
контроля
лекции
практич.
занятия
выставки
I
1
2
Дизайн и его место в
духовной и материаль-
ной культуре
Особенности дизайна,
история его развития
Виды дизайна и твой
Выбор
1
1
тестиро-
вание
П
1
2
3
Графический дизайн
Графический знак. Инс-
трументы и материалы
художника
Шрифт
Обобщающее занятие.
Выставка творческих
Работ
1
1
1
Защита
творчес-
кой ра-
боты
Ш
1
2
3
Промышленный дизайн
Промышленный дизайн
и его направления
Основы проектирования
Творческая работа. Кол-
лективный проект по
разработке изделия
1
1
2
Защита
творчес-
кой ра-
боты
1У
1
2
3
4
Дизайн среды
Направления дизайна
среды. Ландшафтный
дизайн
Архитектура
Дизайн интерьера
Творческая работа.
Коллективный мини-
проект
1
1
1
2
Защита
творчес-
кой ра-
боты
У
1
2
3
Направления дизайна,
Связанные с внешним
Обликом человека, его
Имиджем
Визаж и дизайн причес-
ки. Имидж человека
Дизайн одежды, обуви,
аксессуаров
Обобщающее занятие
1
1
1
Защита
творчес-
кой ра-
боты
Распределение учебного времени по видам занятий отличается от предложенной типовой программы: сокращено количество занятий по темам 1-П разделов на 3 часа. Считаю, что для освоения этих тем (учащиеся обзорно знакомятся с направлениями дизайна) корректирование уместно.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре
Тема 1. Особенности дизайна, история его развития (1 час)
О пластических искусствах и месте дизайна среди них. Дизайн как процесс художественно-технического проектирования с учетом взаимосвязанных качеств (функциональности, удобства, красоты, безопасности). О сведении вместе искусства и техники для создания красоты окружающей действительности – начало ХХ века – история дизайна.
Тема 2. Виды дизайна и твой творческий выбор (1 час)
О направлениях дизайна и сферах его применения. Составление схемы по видам дизайна, с эмблемой вида. Тестирование по определению профессиональных склонностей.
Раздел П. Графический дизайн
Тема 1. Графический знак, Инструменты и материалы художника (1 час)
О печатной продукции (плакаты, книги, товарные знаки). Эскизы, чертежи, технические рисунки – как область графического дизайна. Компьютерная графика. Графический знак, его отличия: обобщенность и условность. Разработка графических знаков для школы.
Тема 2. Шрифт (1 час)
Понятия о шрифтах. Многообразие типов шрифтов. Техники выполнения шрифтов. Выполнение шрифтовой надписи с использованием схем, таблиц (техника и гарнитура по выбору учащихся).
Тема 3. Обобщающее занятие. Выставка творческих работ (1 час)
Представление (выставка) домашних творческих работ (по выбору): разработка эскизов товарных знаков, рекламной листовки, визитной картонки, книжной обложки и т.п. Коллективное обсуждение и анализ работ
Раздел Ш. Промышленный дизайн
Тема 1. Промышленный дизайн и его направления (1 час)
Понятие о промышленном дизайне. Направления его – проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды). Понятие формообразования. Зависимость формы от функции предмета.
Тема 2. Основы проектирования (1 час)
Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования. Различные виды представления проектов (эскизы, схемы, чертежи, технических рисунок, макеты, модели).
Тема 3. Творческая работа. Коллективный проект по разработке изделия (2 часа)
Работа в группах по несколько человек. Обсуждение возможной темы проекта, вариантов выполнения. Эскизирование и описание изделий; представление проекта. Возможные темы: набор утилитарный, набор светильников и др.
Раздел 1У. Дизайн среды
Тема 1. Направление дизайна среды. Ландшафтный дизайн (1 час)
Дизайн и архитектура. Понятие архитектурной графики и проектной документации. Вычерчивание плана своей квартиры.
Тема 3. Дизайн интерьера (1 час)
Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Способы и приемы оформления интерьера.
Разработка и представление проектов интерьера (эскизы). Темы минипроектов:
Интерьер кухни в русском народном стиле
Современная гостиная
Интерьер классной комнаты
Интерьер детской комнаты
Комната школьника
Раздел У. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем
Тема 1. Визаж и дизайн прически. Имидж человека (1 час)
Понятие имиджа. Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа. Визаж или искусство макияжа. Парикмахерское искусство.
Тема 2. Дизайн одежды, обуви, аксессуаров (1 час)
Моделирование и конструирование как составляющие дизайна одежды. Мода и ее влияние на внешний облик человека. Обзор творчества выдающихся дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров.
Тема 3. Обобщающее занятие (1 час)
Общий обзор пройденного материала. Выставка творческих работ учащихся. Знакомство с учебными заведениями, где можно продолжить дальнейшее обучение по выбранному направлению.