Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Климатические пояса Земли

Submitted by Ирина Борисовна Сентябова on Sat, 27/02/2016 - 17:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сентябова Ирина Борисовна
Место работы, должность: 

Учитель географии МБОУ Гимназия №2 г.о.Краснознаменск

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
  • Дидактическая – усвоение закономерностей размещения климатических поясов на Земле и, особенно, механизм формирования переходных климатических поясов, действие климатообразующих факторов; мультимедийный урок позволяет визуализировать процесс повторения, изучения и закрепления нового материала, использовать эффекты анимации, активизировать познавательную деятельность учащихся, проверить результаты деятельности учащихся.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, навыки работы учащихся с дополнительной научной литературой, умение анализировать тематические карты, составлять схемы, работать с таблицей, вырабатывать умения выступать перед большой аудиторией; углубление и расширение кругозора, способность к рефлексии.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, любознательность, трудолюбие, аккуратность и добросовестность в работе, умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник География 7 класс автор Алексеев А.Н.

Используемое оборудование: 

географические атласы для 7 класса, учебники, карта климатических поясов мира, климатическая карта мира, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран

Используемые ЦОР: 

информационная, демонстрационная, мотивирующая, тренировочная, развивающая, контролирующая

Краткое описание: 
<ul> <li>Повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле.</li> <li>Познакомить учащихся с понятием &laquo;климатический пояс&raquo; и картой климатических поясов мира.</li> <li>Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования.</li> <li>Рассмотреть влияние климатообразующих факторов на Земле.</li> <li>Создать условия для совершенствования&nbsp; навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей.</li> <li>Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.</li> </ul>

Ход урока.

Учитель:

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (ответ учеников)

- Сегодня мы продолжим изучение климатических особенностей нашей планеты.

Слайд 1 – название темы урока «Климатические пояса. Климатообразующие факторы» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

Учитель:

- Что мы сегодня вспомним, узнаем, чему научимся на уроке?

Слайд 2  - формулирование цели и задач урока.

Описывать климатические пояса. Выявлять факторы формирования климата.

Как и почему на Земле формируются  климатические пояса. Какие факторы

влияют на климат.

Проверка домашнего задания. Слайд 3

Задания на доске

  1. На схеме показать стрелочками направления движения постоянных ветров, подписать названия, подписать области атмосферного давления 
  2. На схеме обозначить районы формирования воздушных масс, поясов атмосферного давления. Дать краткую характеристику свойств воздушных масс. 
  3.  

  Мы узнали о закономерностях распределения температуры, осадков, поясов атмосферного давления, постоянных ветров, перемещения ВМ. Из этой «мозаики» элементов климата необходимо составить целостную картину мира, и если мы правильно подберем и объединим элементы климата, то у нас получится портрет Земли, отображенный на карте « Климатические пояса Земли».  Слайд 4

Землю условно разделили на огромные широтные полосы – климатические пояса. Известный климатолог Алисов выделял 13 климатических поясов.

Слайд5.

Термин климатический пояс « Климатические пояса – это обширные, достаточно однородные по климату области Земли».

Климатические пояса формируются под действием определенных ВМ.

Используя карту атласа « Климатические пояса Земли»  перечислите климатические пояса Земли. Слайд 6

 Сколько климатических поясов выделяют на Земле? (13)

 Почему количество названий поясов не соответствует числу поясов на карте? (Шесть поясов повторяются дважды относительно экватора)

 

Слайд 7.

Существуют два вида климатических поясов:

Климатические пояса

 

                               основные                                                                     переходные

( в течении года господствует одна ВМ)   ( происходит смена ВМ                      

                                                                                       по сезонам)

Слайд 8 ( каждый элемент получается по щелчку, использовать вместе с гиперссылками)

рассмотрим особенности основных климатических поясов.

 

  •  какие ВМ формируются в районе экватора ( экв)
  •  каковы там погодные условия в течении года(жарко и влажно)
  •  какие ВМ формируются в районе тропиков? (тропические)
  •  какими свойствами обладают ТВМ? ( жаркие и сухие)
  •  какие ВМ господствуют в умеренных широтах? (умерен.)
  •  Какими свойствами обладают УВМ? ( свойства изменяются в течении года)
  •  какие ВМ господствуют в районе полюсов? (арктич., антарктичес)
  •  какими свойствами обладают АВМ? ( холодные и сухие)
  • В районе формирования ЭВМ выделяют экваториальный климатический пояс ( щелчок на поясе картинки, обратно – стрелка) Слайд 9
  • В районе формирования ТВМ – выделяют Тропический климатический пояс Слайд 10
  • В районе формирования УВМ  - выделяют умеренный климатический пояс Слайд 11
  • В районе господства АрВМ и АнВМ  - арктический и антарктический климатические пояса. Слайд 12
  • Выпишите в тетрадь основные климатические пояса, используя карту климатические пояса и области мира.

Слайд 13. Проверка основных климатических поясов

Климатические пояса

 

                               основные                                                                     переходные

   Экваториальный

    Тропический

   Умеренный

  Арктический

Антарктический

Задание парам: дайте характеристику климатических поясов и оцените климат с позиции влияния на жизнь и деятельность населения, используя карту климатические пояса и области мира и дополнительный материал:

Слайд 14 ( появляется таблица, группы дают характеристику одного климатического пояса)

Климатический пояс

ВМ

Особенности климата

тем

Осадки.

Примеры адаптации человека

Приспособленность к особенностям климата

янв

июнь

экваториальный

ЭВМ

Жарко и влажно в течении года

+24°

+24°

2000мм

Хижины из ветвей и листьев деревьев

Защищают от палящих лучей Солнца

тропический

ТВМ

Жарко и сухо

+10° - +15°

+32°

100мм

Жилища кочевников из козьих шкур в форме шатра

Длинные легкие накидки

Защита от сухого тропического воздуха

Защищает от песчаных бурь

умеренный

УВМ

Четкая выраженность смены времен года

0° - -32°

+16°

300 – 600мм

Жилища деревянные,

Защищают зимой от холода, летом сохраняют прохладу

Арктический

антарктический

АВМ

Холодно в течении года

-32°

Ниже 0°

Менее 100мм

Меховые комбинезоны

Оберегают от холода

Проверка таблицы ( слайд14)

 

 

Физкультминутка: упражнение «шейные круги»

Трудно себе представить, чтобы очень влажная и жаркая, покрытая лесами территория около экватора сразу переходила в тропическую пустыню. Поэтому, вполне естественно, что между основными климатическими поясами существуют переходные климатические пояса.

- перечислите названия климатических поясов, которые у нас остались не названными Слайд 15

- что общего в их написании ( приставка суб, в переводе с латинского «под»)

- почему их называют переходными ( их формируют две воздушные массы)

Слайд 15. ( по щелчку смена картинки)

Летом в каждом переходном поясе господствуют ВМ того пояса, который расположен южнее, а зимой того, который расположен севернее

Летом в результате наклона земной оси солнце оказывается в зените над северным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к северу Земли. ( щелчек и движение солнышка)

Зимой солнце оказывается в зените над южным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к югу Земли. ( щелчок и солнышко смещается)

Таким образом, в районе между экватором и тропиком происходит перемещение (смена) воздушных масс и областей разного атмосферного давления. (эффект анимации на слайде) Поэтому этот район Земли получил название переходного субэкваториального пояса. Приставка «суб» в переводе с латинского означает «под». Субэкваториальный пояс – подэкваториальный.

Перемещение воздушных масс вслед за солнцем происходит в районе между тропическим и умеренным поясами и между умеренным и арктическим поясами (эффект анимации на слайде).

- какие ВМ формируют субэкваториальный клим.пояс

- какие ВМ формируют субтропический климатический пояс

- Какие ВМ формируют субарктический (субантарктический) пояс

 

Выпишите в тетрадь переходные пояса:

   Слайд 16. ( проверка схемы)                                               

                     Климатические пояса

 

                               Постоянные                                                                     переходные

   Экваториальный                                                               субэкваториальный (2)  

  Тропический (2)                                                                 субтропический ( 2)

  Умеренный (2)                                                                    субарктический                

  Арктический                                                                        субантарктический

  Антарктический

 

Слайд 17.

Если посмотреть на карту, то мы увидим, что границы климатических поясов не проходят строго по параллелям и местами отклоняются то к северу, то к югу.

Слайд 18 ( климатообразующие факторы)

 Это объясняется тем, что на климат оказывает влияние рельеф, океаны, течения, суша, т.е. КОФ ( Слайд)

Закрепление.

Географический диктант

  1. В каком климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура и выпадает значительное количество осадков
  2. Длинная и суровая зима здесь сменяется коротким летом, связанным с приходом умеренных воздушных масс
  1. Ясно выражены зима и лето. Годовое количество осадков в целом значительное, преобладающие в этих широтах западные ветры приносят их преимущественно в западные части материков.
  2. Круглый год господствует сухая и холодная арктическая воздушная масса.
  3. В течение года господствует тропическая воздушная масса, которая летом имеет очень высокую t, а зимой чуть прохладнее.

 

Домашнее задание.

Параграф  11, упр. №9 стр.55

 

  • 1.Выберите географический объект вашего путешествия.  В каком климатическом поясе он расположен. Какую одежду возьмете с собой в дорогу.
  • 2. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий.

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн