Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Эссе "Специфика современного образовательного учреждения дополнительного образования детей"

Submitted by Мария Казанская on чт, 25/02/2016 - 12:53

Развитие практически каждой из базовых отраслей экономики невозможно без решения как вопроса кадрового обеспечения, так и разработки и реализации инновационных технологий, базирующихся на новых знаниях, что требует создания адекватных условий для развития творческой индивидуальности человека, раскрытия его способностей, формирования инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, умеющей самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, выбирать свой профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Все эти качества и навыки формируются с детства, поэтому в решении поставленных задач особую роль может сыграть дополнительное образование детей как наиболее эффективная форма развития склонностей, способностей, интересов детей и молодежи; как мотивированное образование, которое получает личность сверх «основного» (базового) образования и которое позволяет ей реализовать устойчивую

потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

В этой связи возникает необходимость более тщательного изучения дополнительного образования детей, законодательно введённого в массовую педагогическую практику в 1992 году и признанного важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Дополнительное образование детей социально востребовано, способствует сохранению пространства детства, предоставляет ребенку возможность свободного выбора вида деятельности по разным направлениям, приобщает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата, способствует развитию гражданских и нравственных качеств. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок, создает «мостики» для перехода личности из одного образования в другое, оно может предшествовать стандартизированным видам деятельности, а может следовать за ними, создавая возможность для личности для перехода. Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу досуга, сближает и дополняет их: предметные области общего, профессионального образования и досуга пересекаются между собой (например, математикой или физкультурой можно заниматься в разных планах).

По своему «местоположению» в системе образования это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного образовательного стандарта, включая изучение тех областей культуры, науки и технологий, которые не представлены в школьных программах.

Несмотря на то, что термин «дополнительное образование» используется уже на протяжении двадцати лет, сегодня можно фиксировать различное отношение в научной и практической средах как к самому термину, так и содержанию дополнительного образования детей, произошла формальная смена понятий «внешкольное образование» на «дополнительное», а в основе дополнительного образования по-прежнему находится традиционная кружковая работа с детьми.

Система дополнительного образования является самостоятельной и самоценной частью общего образования, имеет свою специфику, которая связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым, в рамках которых осуществляется основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей. Сейчас в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на первый план выведена образовательная деятельность, связанная с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Содержание определенных статей Закона позволяет определить три позиции, которые занимает дополнительное образование детей в современной российской системе образования:

- по классификации образовательных программ;

- по типам образовательных учреждений;

- по месту реализации дополнительных образовательных программ.

Однако приведенное в законе понятие не разделяет дополнительное образование детей и взрослых и более ориентировано на последних.

Также дополнительное образование детей рассматривается как:

- процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе социальной) адаптации;

- специфическая органическая часть системы общего образования, представляющая собой процесс и результат становления личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющей детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие услуги на основе свободного выбора и самоопределения;

- процесс добровольно избранного ребенком освоения вида деятельности и области знания, выходящих за рамки обязательного (общего, начального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его интересов склонностей, способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию, самореализации и самоопределению человека;

- неотъемлемая часть системы непрерывного образования: непрерывное, вариативное, разноуровневое, превышающее базовый компонент образования, реализуемое личностью в свободное время и призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;

- особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие познавательные игры и освоение опыта исполнительского мастерства, творчества и эмоциональноценностных отношений обучающихся, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения детей и подростков;

- деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного госминимумом учебно-воспитательного процесса (при этом мы имеем в виду не только сферу досуга (свободного времени): занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни, однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности).

Многообразие в определении дополнительного образования объясняется многоаспектностью этого педагогического явления, но парадокс заключается в том, что сам термин «дополнительное образование» до сих пор не имеет научного определения, не нашел он своего места и в новой «Российской педагогической энциклопедии», в то время как понятия «внеурочная работа», «внешкольная работа» и «досуг» раскрываются, но все сведения обрываются на 2-й половине 80-х гг., хотя энциклопедия датирована 2003 годом. Зато «Педагогический энциклопедический словарь» гласит: «Дополнительного образования детей – составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ»­­­. Данное определение вообще не содержит упоминания об основном назначении этого образования, никак не согласуется с «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в соответствии с которым цель дополнительного образования детей – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Это – вариативная цель в системе образования, которая определяется не столько государственным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т.д.

В области дополнительного образования мы даем возможность стать личностью, а не просто – выбор предметов. Дополнительное образование всегда было подлинно вариативным: ребенок к нему приходит не из-под палки, здесь происходит не обучение, а подготовка возможности быть…Он делает другую, сегодня самую главную в жизни вещь – ищет смысл жизни и возможность быть. Он пробует себя в разных ролях, и в этом великое дело и суть дополнительного образования. На самом деле дополнительное образование – зона ближайшего развития для образования России.

Дополнительное образование нельзя рассматривать как «придаток» к основному, выполняющему исключительно функцию расширения образовательных стандартов, так как в этом случае, теряется его основное предназначение – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся обществе, приобщения к культурным ценностям.

Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.

В наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Эта сфера образования как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования, это:

- личностная ориентация образования;

- профильность;

- практическая направленность;

- мобильность;

- разноуровневость;

- разнообразие содержания, форм и методов образования;

- индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса в представлении образовательных услуг;

- реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

К главным специфическим особенностям дополнительного образования данный автор относит добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и вариативность, а так же осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества.

Использование разных смысловых значений слова «дополнительное» позволяет признать дополнительное образование детей мотивированным, актуальным, востребованным, ситуативным, контекстным, фоновым, вспомогательным, периферий-

ным, параллельным, субъектным, запасным, ресурсным, межпредметным и междисциплинарным, но совсем не обязательно оно должно быть внешкольным в значении «осуществляемым вне школы».

Конечно, понятие «дополнительное образование» не совсем точно отражает содержание этой области, что и вызывает многочисленные споры как исследователей, так и практиков: дополнительное образование «служит пространством создания новых

прецедентов организации образования» .

Эти характеристики соответствуют Закону РФ «Об образовании», определяющему образование как процесс, завершающийся констатацией достижения определённых результатов, и принятым на международном уровне подходам к образованию как к феномену международной коммуникации, что зафиксировано в принятой 1975 г. на 35-й сессии Международной конференции по образованию в Женеве Международной стандартной классификации образования (МСКО) , которая не включает в образование виды коммуникативной деятельности, разработанные без расчета на обучение и неорганизованные формы обучения. Публичные лекции, семинары или конференции не входят в классификацию, если не носят ярко выраженного обучающего характера. Для того чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению, общей социализации.

Таким образом, можно говорить о достаточном разнообразии в подходах к определению понятия «дополнительное образование». Приведенные выше определения не только не противоречат друг другу, но и во многом схожи, а некоторые отличия связаны с акцентированием внимания авторов на определенные аспекты этого вида педагогической деятельности. Предложенный анализ литературы позволяет предложить следующий вариант определения дополнительного образования детей: Под дополнительным образованием понимается образовательная деятельность, осуществляемая по образовательным программам, имеющим конкретизированные образовательные цели и объективируемые, фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

В этом состоит принципиальное отличие российского варианта внешкольного образования от его лексического аналога, используемого в настоящее время на международном уровне для обозначения одной из существенных характеристик неформального образования. Созданное в структуре российского образования дополнительное образование детей имеет в основании признаки неформального образования, но при этом ядром данной педагогической практики является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных образовательных программ в образовательных учреждениях всех типов и видов. Ценность дополнительного образования детей определяется его направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальных для него направлениям. Назначение дополнительного образования детей, созданного в структуре российской образовательной системы, определяется не приставкой «вне», а прилагательным «дополнительное» и имеет в основании идею признания права ребёнка на одновременное получение обязательного формального базового образования и неформального образования, находящегося за его рамками. Такая идея подлежит проработке, так как есть основания предполагать, что она может получить право на реализацию на современном этапе развития российского образования. Под дополнительным образованием детей понимается образование, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности. Дополнительное образование детей не может быть отнесено ни к одному из признанных на международном уровне типов. Оно не является ни традиционным общим или профессиональным образованием (потому, что не имеет установленных ограничений в отборе направлений деятельности детей), ни произвольным (поскольку организуется в целенаправленно создаваемых специалистами учебных ситуациях), ни дополнительным в значении «пост» дипломное образование (ибо начинается задолго до получения диплома), ни неформальным или внешкольным в принятой на международном уровне трактовке (так как осуществляется на противопоказанном этому типу учрежденческом уровне).

При всех «верных» и «неверных» взглядах на функциональное назначение созданных более чем сто лет назад внешкольных учреждений был сформирован социальный институт, благодаря которому состоялись люди, составивших честь и славу многонационального народа Российской Федерации. Накопленный внешкольными учреждениями потенциал, позволил российскому образованию создать новую педагогическую практику, получившую название «дополнительное образование детей», соответствующую природе детства и имеющую в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности. Осмысление специфических характеристик дополнительного образования детей позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности. По сути, дополнительное образование детей является образованием, осуществляемым по не исследованным и соответственно не осмысленным наукой законам. Однако при всей справедливости этого вывода, чрезвычайно важно понимать, что осуществляемая государственными учреждениями дополнительного образования детей должна подчиняться общим для образовательной системы требованиям, поэтому так остро стоит вопрос регламентации деятельности учреждений этой системы. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация, предполагающая обоснование нового государственного стандарта общего образования. Признание стандарта нового поколения инструментом реализации государственной политики в области образования на основе общественного договора позволяет приступить к разработке стандарта дополнительного образования детей при сохранении специфических характеристик этого феномена. Решение этой задачи должно обеспечить возможность завершения перехода внешкольных учреждений в новое качественное состояние на основе дополненной нормативной базы и помочь преодолеть устоявшиеся стереотипы восприятия данной педагогической практики как «внеучебной деятельности».

Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, его можно характеризовать как сложившуюся структуру образования, ориентированную на дальнейшее развитие деятельностных и коммуникативных умений детей, выведение их на высокий уровень компетентности в принятии обоснованных решений, в контроле над жизненными проблемами, на самосознание детей, их выбор образа жизни, самоудовлетворенность и ощущение радости жизни; как зону перспективного развития каждого человека, семьи, образовательной системы в целом; как уникальное образовательное сообщество, где все участники - равноправные субъекты, реализующие свое сущностное право на свободный выбор вида деятельности и самоопределение.

В сложившейся практике учреждения дополнительного образования детей (УДОД) на местах находятся в ведении муниципальных отделов, комитетов (по физической культуре и споту, по делам молодежи и т.д.), управлений (образованием). Такое ведомственное подчинение накладывает отпечаток на направленность и содержание образовательных программ. Привлечение для работы в качестве педагогов дополнительного образования спортсменов или спортивных тренеров в спортивные школы, технических специалистов в дома, станции, Дворцы технического творчества, школьных учителей в Центры развития творчества и гуманитарного образования делает работу учреждений специфически традиционной. Например, отсутствие знаний возрастной психологии обучаемых у спортивных тренеров и технических специалистов порой может привести к эмоциональным переживаниям в случае обычной неудачи, конфликтной ситуации в коллективе и т.д. Работа, проводимая школьным учителем, может по своей сути оказаться всего лишь подобием школьных уроков, которые и так надоели детям, скажем, своей обязательностью, и т.д.

Очень важно создавать режим благоприятствования для воспитанников, занимающихся в учреждении дополнительного образования детей, создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.

Развитие дополнительного образования детей предполагает решение следующих задач:

  • изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

  • определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;

  • формирование условий для создания единого образовательного пространства;

  • расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

  • создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

  • создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

  • обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Дополнительное образование детей – совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор разрозненных воспитательных мероприятий, кружки, секции, факультативы, работа которых, как правило, никак не связывалась друг с другом. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.

Собственно опора на содержание основного образования и является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования любого вида. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

В качестве примера предлагается ознакомиться с приведенным фрагментом отчета за проделанную за год работу Центра Творческого Развития и Гуманитарного Образования (Центр ТРиГО). : Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования» - это современное многопрофильное образовательное учреждение дополнительного образования детей высшей квалификационной категории. Методическая работа в Центре определена планом и направлена на создание условий для творческой созидательной деятельности педагогов дополнительного образования, на повышение качества и эффективности образовательного процесса: рост уровня образованности, воспитанности и развития учащихся. В 2013-2014 учебном году в Центре ТРиГО работало 12 педагогов дополнительного образования на постоянной основе и 12 по совместительству, из них 18 - высшей и первой категории. Повысили категорию следующие педагоги четыре сотрудника. Одной из составляющей методической работы является забота о непрерывном совершенствовании квалификации педагогов, повышение их профессионального уровня, совершенствование педагогического и методического мастерства, выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, приобщение педагогов к исследовательской деятельности.


 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн