Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



добрый человек в добре проживёт век

Фото пользователя Валентина Ивановна Корытько
Submitted by Валентина Ивановна Корытько on Tue, 23/02/2016 - 16:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
корытько валентина ивановна
Место работы, должность: 

мбоу сош №26

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

разработка духовно-нравственных понятий «добро» и «зло».

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
17
Используемые учебники и учебные пособия: 

.

Используемая методическая литература: 

1. Дашкевич Т., Михаленко Е. Голос ангела. Сборник стихов для детей. 2005.

2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост. авт. вступ.  коммент. и  слов Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение. 1990.

3. Сурова Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. Христианская жизнь. Клин. 2004.

4. Шевченко Л.Л. Методическое пособие для учителя. 4-й год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва. 2006.

5. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006.

Используемое оборудование: 

Оборудование:  у учителя:  

- мультимедийное оборудование;

- электронная презентация для сопровождения урока;

-  аудио-записи («Дорогою добра» М.Минкова, «Маленькая страна» И.Николаева, «Маленький принц» М.Таривердиева).

у учащихся: 

- маршрутный лист урока;

- карточки-цветы для групповой работы;

- карандаши, ручки.

Краткое описание: 
<p><strong><em>Тема урока:</em></strong> <strong>&laquo;Добрый человек в добре проживёт век&raquo;</strong></p> <p><strong><em>Тип урока:</em></strong> урок формирования нового знания через иллюстративно-диалоговое объяснение с использованием компьютерных технологий.</p> <p><strong><em>Цель урока:</em></strong> разработка духовно-нравственных понятий &laquo;добро&raquo; и &laquo;зло&raquo;.</p> <p><strong><em>Педагогические задачи: </em></strong></p> <p>- раскрыть христианский смысл значения слов<em>&nbsp; &laquo;добро&raquo; и &laquo;зло&raquo;;</em></p> <p>- дать понятие о выражении добродетели &laquo;доброта&raquo; через понятие &laquo;доброе слово&raquo;;</p> <p><strong><em>Планируемые результаты образования:</em></strong></p> <p><strong><em>- </em></strong><em>Предметные:</em>&nbsp;формирование умений сравнивать, обобщать, группировать, анализировать высказанные вслух мысли;</p> <p><em>- </em><em>Метапредметные</em> (критерии сформированности компонентов УУД):</p> <p><em>познавательные</em><em>:</em> &nbsp;уметь слушать, выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, работать с информацией, представленной схематически;</p> <p><em>регулятивные</em><em>:</em>&nbsp;определять цель деятельности на уроке; уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать полученную информацию, осознавать её на уровне интеллектуального осмысления;</p> <p><em>коммуникативные</em><em>:</em>&nbsp;участвовать в коллективном &nbsp;обсуждении; формулировать собственное мнение и аргументировать его, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе;</p> <p><em>личностные</em><em>:</em>&nbsp;уметь слушать собеседника, проявлять инициативу в процессе учебной деятельности, обнаруживать настойчивость в преодолении трудностей, применять приобретенные навыки в практической деятельности, осуществлять самоконтроль при выполнении заданий.</p>

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

 (На фоне музыки И.Николаева «Маленькая страна» учитель читает стихи)

Перекресток дорог - перекресток опять,

Перед выбором снова стою я:

По какой из дорог предстоит зашагать,

Чтобы жизнь не прожить мне впустую…

 

2. Актуализация базисных знаний.

 (на слайде изображение перекрёстка нескольких дорог)

- Представьте, что вы стоите на перекрестке дорог, как в сказке. Одна дорога приведет вас к богатству – материальным благам, другая – к славе, третья – к здоровью, четвертая – к уважению людей. Дорог вокруг так много. Какую же выбрать, чтобы идти по ней всю жизнь.

- Какую дорогу выберете вы?

- Почему?    (ответы детей) 

- А можно все эти дороги объединить в одну?

- Какою будет эта дорога? Как её можно назвать? (ответы детей: дорога добра) 

- Жизнь, не сказка. В ней нет волшебников, которые взмахом волшебной палочки направят вас по нужной дороге.

- Подумайте, от кого будет зависеть выбор вашего жизненного пути?

- Кто может дать вам совет в выборе этого пути?   (ответы детей: учитель, родители, сама жизнь). 

 (исполнение учащимися песни «Дорогою добра»)

 

3. Постановка учебной цели.

- Всё в нашем мире начинается со слова. Словом можно назвать предметы, явления, выразить чувства, настроение. Слово - это великое богатство всего человечества.

(на слайде выписаны слова: честность, сострадание, жестокость, верность, жадность, любовь, любознательность, равнодушие, послушание, отзывчивость, скромность, доброжелательность, умение общаться, терпение, прощение)

- Выберите из предложенных слов те, которые характеризуют доброе, светлое, чистое в нашей жизни, те слова, с которыми хотели бы идти по жизни вы. (дети выбирают слова)

- Слова, выбранные вами, называют проявления духовного и нравственного мира человека. Как называются эти проявления (христианские добродетели).

- Дома вы выполнили задание №2 в маршрутных листах к уроку.

- Какие пословицы о добрых словах вы подобрали?

- Какая из них вам больше всего по душе? Объясните свой выбор.

 

4. Открытие нового знания.

- Посмотрите в маршрутный лист. Можно ли все слова, начинающиеся с буквы «Д» назвать однокоренными (родственными)?

- Рассмотрите букву «Д». Что художник пытался донести до нас, выписывая эту букву?

- Как сама буква «Д» называлась в кириллице?

- Соответствует ли оформление буквы её названию?

- Но есть и много других слов, тех, с помощью которых мы общаемся, думаем, мечтаем. Порой мы не задумываемся о том, что говорим, какие слова произносим, как на них реагируют окружающие нас люди. От одних слов человеку может стать радостно, легко, спокойно. Другие – могут огорчить, обидеть.

- Какие слова приятно слышать каждому человеку?

- Как называют такие слова? (добрые, сердечные)

- А часто ли мы дарим людям и друг другу добрые слова? (ответы детей)

- На прошлой неделе я попросила ребят из нашего класса провести небольшое исследование о том, насколько вежливы первоклассники нашей школы. Результаты исследования вы видите на слайде:

- Как первоклассники здороваются с учителями школы?

- Из 15 первоклассников поздоровались только 9 учеников.

- Как первоклассники здороваются со своими одноклассниками?

- Из 15 первоклассников поздоровались только 8 учеников.

- Какой вывод можно сделать, глядя на результаты исследования? (не все дети вежливы, не все знают добрые слова, не все внимательны друг к другу)

- Что же делать? Как помочь первоклассникам стать более доброжелательными и вежливыми? (своим примером, рассказать им о вежливых словах, научить вежливо общаться с одноклассниками, учителем, другими школьниками…)

 

5. Физкультминутка для глаз «Четыре угла».

 

6. Обобщение изученного материала (практическая работа).

- Я рада, что вы понимаете всю важность нашего доброго начинания. Но прежде мы должны хорошо подготовиться. Я предлагаю подарить первоклассникам необыкновенный букет из «добрых цветов», на каждом лепестке которых вы напишите доброе слово или пожелание для малышей. Работать будем в группах. Задание для каждой группы на слайде.

1 группа: слова благодарности;

2 группа: слова приветствия;

3 группа: слова прощания;

4 группа: слова просьбы и извинения.

- Для 5-й группы задание будет особое: нужно написать для первоклассников пословицы о добрых словах.

(учащиеся выполняют работу в группах, во время выполнения  работы звучит музыка к песне кота Леопольда «Если добрый ты…». Подведение итога выполненной работы и составление букета: дети каждой группы зачитывают записанные на лепестках слова и прикрепляют «добрые цветы» к букету).

- Думаю, что наш букет малышам очень понравится и будет для них полезен: они узнают много новых добрых слов и будут более вежливы в общении.

- А теперь прочитайте пословицы на слайде:

Слово пуще стрелы разит.

Лишнее говорить – себе вредить.

Слово не воробей – вылетело – не поймаешь.

- Какие добрые советы можно дать первоклассникам с их помощью? (не говори обидных слов; не говори лишнего; сначала подумай - потом скажи…)

- Как вы думаете, какое слово для человека самое доброе, самое близкое и дорогое? (его имя)

- Всегда ли вы обращаетесь к друзьям и одноклассникам по имени?

- Какими словами вы иногда заменяете имена? (клички, дразнилки)

- Можно ли назвать клички и дразнилки хорошими, добрыми словами? (нет)

- Как к таким словам относятся разные люди? (иногда с юмором; часто обижаются)

- О чём нужно помнить, обращаясь к кому-либо? (о чувствах человека)

- Послушайте стихотворение о том, как может обидное слово ранить человека: (чтение  подготовленными учениками  стихотворения Т.Дашкевич «Обидное слово»)

Обидное слово.

Обидное слово, обидное слово!

Как больно ударить умеет оно!

Змеёй ядовитой ужалить готово,

Ужалит, и станет на сердце темно.

И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,

И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,

Хотя миновала уж ссоры гроза.

Молчат и не смотрят друг другу в глаза.

Послушай совета, мой друг, на года:

Будь добрым и вежливым в жизни всегда,

Хорошее только старайся творить

И слов унизительных не говорить!

 

7. Закрепление нового знания.

- Сегодня я хочу рассказать вам притчу, которая произвела на меня огромное впечатление и заставила о многом задуматься:

«Жили два друга. И вот один из них позавидовал другому и стал распространять о нём плохой слух: якобы последний живёт не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу. Вскоре клевета сделала своё дело. От этого человека отвернулись друзья и знакомые, и он пришёл в большую бедность.

Впоследствии завистник устыдился своего поступка, раскаялся и пришёл просить у бывшего друга прощения. На это незаслуженно обиженный человек ответил: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю влезь на высокое дерево и вытряхни мешок, тогда и приходи ко мне».

Последний, надеясь на прощение, сделал всё, как просил друг, и опять пришёл просить простить его.

Но обиженный человек сказал: «Теперь иди и собери в мешок весь пух до единой пушинки». «Это невозможно, - взмолился лжец, - ведь ветер разнес пух по всей Вселенной».

И тогда сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой».

- А теперь подумайте над тем, что услышали, и постарайтесь ответить на вопросы:

- Какова же сила слова?

- Какие христианские заповеди нарушил завистник?

- Простит ли когда-нибудь обиженный человек бывшего друга?

(в ходе беседы целесообразно подвести детей к мысли, что бывший друг сумеет простить своего обидчика, если он настоящий христианин и обладает такими добродетелями, как милосердие и прощение)

- Выполните задание №3 в маршрутных листах: решите кроссворд, прочитайте пословицу. (На добрый привет и добрый ответ)

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

       1. Имя апостола, принесшего христианство

          на Русскую землю.

      2. Высшая ценность, завещанная людям

       Спасителем.

      3. Изображение лика святого.

      4. Самая известная икона А.Рублева.

                                                                         5. Полукруглая часть верхней стены под

                                                                             куполом храма.

                                                                   6. Место, где жили первые люди на земле.

- Можно ли сказать, что смысл пословицы соотносится со смыслом притчи?

- Назовите ещё пословицы, в которых заложен аналогичный смысл (Как аукнется, так и откликнется; Что копал, в то и сам попал; Что посеешь, то пожнёшь; Как ты относишься к другим, так и они к тебе будут относиться)

 

8. Рефлексия.

(Ресурсный круг: звучит музыка к М.Таривердиева «Маленький принц»)

- Представьте, что вы стоите на пороге своего дома. Впереди дорога, по которой вам предстоит пройти жизнь. У каждого она своя, но, я надеюсь, что вы пройдете по ней, живя с добром в душе и сердце. А какие слова вам будут в этом помогать? Давайте поделимся друг с другом добротой, улыбнёмся друг другу и скажем своему соседу хотя бы одно доброе, сердечное слово (дети говорят добрые слова)

 Учитель:

  Друзья мои, внушайте людям веру,

  И чаще говорите «Добрый день»,

  И следуйте хорошему примеру,

  Продляйте добрым словом жизнь людей!

 

9. Итог урока.  Домашнее задание.

- Мы сегодня хорошо поработали. Подготовили прекрасный подарок для первоклассников. На перемене мы отнесём наш «добрый букет» в первый класс. Думаю, что малыши будут очень рады и скажут нам «спасибо».

- Дома выполните задание №1 и №4 в маршрутном листе.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

Тема урока: «Добрый человек в добре проживёт век»

ОБРОДЕТЕЛИ

         ОБРО

             ОБРОТА

                     ОБРЫЕ СЛОВА

 

 

 

Задание 1.   Допиши предложения:

«Спаси вас Бог» - благодарят за добрые дела. «Спаси Бог» превратилось в короткое слово «_______________________________».

Слово состоит из двух частей благо и дарю. Это слово «______________________».

Снимите с меня вину». Я прошу «_______________________________________».

Это слово состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» - «делать». Значит слово «_______________________________________» означает «делать добро».

 

Задание 2.    Подбери и запиши пословицы о добрых словах:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Реши кроссворд и прочитаешь пословицу о добрых словах: «На___________ привет и ____________ответ.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

       1. Имя апостола, принесшего христианство

     на Русскую землю.

      2. Высшая ценность, завещанная людям

       Спасителем.

      3. Изображение лика святого.

      4. Самая известная икона А.Рублева.

                                                                         5. Полукруглая часть верхней стены под

                                                                             куполом храма.

                                                                   6. Место, где жили первые люди на земле.

 

Задание 4.

- Ты, конечно, помнишь русскую народную сказку «Три медведя». Что, по-твоему, должна была сказать Машенька, когда медведи вернулись домой? Выбери ответ.

А) Медведи, я заблудилась и устала. Помогите мне вернуться домой.

Б) Мишеньки, я заблудилась и попала к вам в дом. Извините пожалуйста за беспорядок. Я всё сейчас уберу.

В) Медведи, пусть Михайло Потапович отнесёт меня домой. А моя бабушка даст ему за это мёда и малины.

 

- Одноклассники приглашают тебя поиграть в футбол, а мама просит сходить в магазин. Как ты поступишь? Что скажешь маме? Что скажешь ребятам?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн