Методическая разработка урока ФГОС по русскому языку «Имя прилагательное»
Submitted by Людмила Георгиевна Журавлева on пн, 22/02/2016 - 11:36
Методическая разработка урока ФГОС по русскому языку «Имя прилагательное»
Автор-составитель: Журавлева Людмила Георгиевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Гимназия №24, город Междуреченск, Кемеровская область
Класс: 5
Цель: повторить изученное о прилагательном в 4 классе
Задачи:
Уметь находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы.
Сопоставлять признаки имени существительного и прилагательного.
Определить роль прилагательных в речи;
- развивать логику мышления;
- обогащать словарный запас обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- овладение терминологией;
- овладение ключевыми понятиями;
- умение отвечать на поставленные вопросы;
- умение грамотно организовать работу в группе.
Метапредметные результаты:
- выполнение универсальных логических действий;
- чтение вслух и про себя тексты учебников и при этом выявляют все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
- формулирование учебной проблемы совместно с учителем.
Личностные результаты:
- оценивание важности исполнения роли обучающихся, важность учебы и познания нового.
Тип урока: комбинированный.
Учебно-методическое обеспечение урока:
Уроки русского языка в 5 классе: поурочные планы по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта / авт.сост. О.А. Финтисова. – Изд.2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2012. – 222с.
Богданова, Г.А. Уроки русского языка: книга для учителя / Г. А. Богданова. – М. : Просвещение, 2009.
Русский язык. 5 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С.И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П .А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.- 363с.
Короленко В.Г. «Дети подземелья»
Текст № 1. Приложение №1.
Текст № 2. Приложение №2.
Текст № 3. Приложение №3.
Ход урока
Этапы урока
Планируемый результат
Универсальные учебные действия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методы и приемы
Организационный этап
Настроить обучающихся на образовательный процесс
1.Регулятивные УУД:
- волевая саморегуляция.
2. Личностные УУД:
- смыслообразование.
(Я должен посмотреть…)
3. Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и с одноклассниками.
Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. «Круг радости».
Настрой на образовательный процесс
Принцип психологической комфортности
Структурирование темы урока
Определить часть речи: имя прилагательное
Регулятивные УУД
Логические:
- анализ, сравнение.
Создание ситуации занимательности.
- Круглый, как мяч, с виду зеленый, в середине красный, на вкус сладкий. (Арбуз)
- Маленький, кругленький, за хвостик не поднять. (Клубок)
- Носик стальной, а хвост нитяной. (Иголка и нитка)
1. Отгадывают загадку.
2. Определяют, с помощью, каких слов они ее отгадали – имена прилагательные.
Мозговой штурм
Актуализация и систематизация знаний
1.Повторение темы, изученной в 4 классе.
2.Умение писать под диктовку учителя.
Регулятивные УУД:
- контроль и коррекция в форме сравнения и способа действия и его результата с заданным эталоном.
Запись текста под диктовку учителя (пропуск строчки для последующей записи темы урока)
Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у нее чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костер. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях. (К. Паустовский)
Записывают текст.
Метод контроля результатов обучения (письменный)
Творческая рефлексия учебной деятельности
Подбор однокоренных слов.
Умение отвечать на вопросы.
Умение делать вывод
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи рассуждения
- умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Мини-исследование (работа с текстом)
- Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К. Паустовским?
- Как называются эти слова – нарядный, пурпурный и т.д.?
- Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?
- Найдите однокоренные слова (пурпурный – пурпур, золотыми – золото).
- Чем они отличаются друг от друга?
- Для чего в речи нужны прилагательные?
- Все ли возможности прилагательного раскрыты в записанном тексте? ( Нет, прилагательное может не только обозначать цвет, качество, но и размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени, материи.)
1. Отвечают на вопросы.
2. Подбирают однокоренные слова.
3.Формулируют выводы наблюдений.
Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Групповая работа «Круглый стол»
1.Умение работать в группе.
1.Коммуникативные УУД:
-планирование учебного сотрудничества.
2. Регулятивные:
- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
3. Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи рассуждения.
Класс делится на три группы (самостоятельно) Вам даны разные отрывки. Ваша задача:
- найти и выписать прилагательные с существительными;
- определить, роль прилагательных в тексте;
- придумать самим текст по образцу.
Вот теперь давайте сформулируем тему нашего урока. (Имя прилагательное как часть речи) Запишем в тетрадь.
- Какие задачи стояли перед нами? ( 1. Найти прилагательные в тексте. 2. Определить их роль в тексте.)
Делятся на три группы.
2.Читают текст.
3.Выполняют задания.
4. Высказывают свои предположения в паре.
5. Устно отвечают по цепочке.
6. Дают формулировку теме урока.
7. Запись темы в тетрадь.
8. Определяют задачи урока.
9. Читают по группам созданный текст.
10. Называют имена прилагательные по цепочке.
11 Формулируют конечный результат работы.
Метод контроля результатов обучения (практический)
Контроль и самооценка знаний и способов действия
Выполнение самостоятельно типовых заданий на новый способ действия.
Сопоставление работ с эталоном для самопроверки.
Регулятивные:
- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные:
-умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Оценивание обучающихся.
Взаимооценка, самоооценивание обучающихся
Метод контроля и самоконтроля
Информация о домашнем задании, инструктаж
Применение теоретических положений в условиях выполнения самостоятельно.
Познавательные:
- умение структуировать знания.
2. Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
1.Выучить правило.
2. 1 и 2 вариантам написать сочинение-миниатюру на тему: «Утро».
3 вариант – списать первый абзац из произведения А.С. Пушкина «Дубровский» и выписать словосочетания прилагательное + существительное.
Записывают домашнее задание в дневники, задают вопрос, если не поняли, как правильно выполнить домашнее задание.
Метод диалогичности
Рефлексия деятельности.
Лесенка «Моё состояние».
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.
Организовать рефлексию по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Отмечают соответствующую ступеньку лесенки:
- комфортно
- уверен в своих силах
- хорошо
- плохо
- крайне скверно.
Метод диалогичности
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ М.: Народное образование, 2010 г.
Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практик. / М., 2010 г.
Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие. / Под ред. М.И. Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.
Приложение №1.
Текст №1.
Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у нее чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костер. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях. (К. Паустовский)
Приложение №2.
Текст №2.
Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины. Вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях. (К. Паустовский)
Приложение №3.
Текст №3.
На одном ароматном ярко-зеленом, смолисто-блестящем листике припал и замер маленький переливчато-сине-зеленый жук. Я согнал его щелчком, а всю ветку притянул к себе, и припал к ней лицом своим, и вдыхал в себя аромат. ( М. Пришвин)
На: Методическая разработка урока ФГОС по русскому языку «Имя пр
Хорошо подобран материал к уроку, касающихся возрастных особенностей обучающихся. Урок содержит все нормативные требования по ФГОС.