/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-ascii-font-family:"Times New Roman"; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:"Times New Roman"; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.
Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного речевого высказывания.
Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.
Регулярное проведение таких упражнений позволит:
- выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания.;
- стабилизировать общий тонус организма;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- улучшить фонематический слух;
- формировать умение изменять модуляцию голоса;
- улучшить ритмико-интонационную сторону речи ;
- повысить речевую активнрсть;
- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Эти упр-ния можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз. Движения и речевой материал предварительно не разучивается, а проводятся по подражанию синхронно с педагогом. Упр-ния должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовлетворение. Некоторые этюды можно сопровождать музыкой, помогающей создать соответствующий настрой.
Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.
Ниже приведена серия игровых упр-ний, которые пользуются успехом у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
«Солнце и тучка»
Цель: развивать умение чередовать напряжение и расслаблениемышц плечевого пояса.
За тучку солнышко зашло,
Стало зябко и свежо.
Дети съеживаются, обнимая себя за плечи
Солнце вышло из-за тучки,
Мы теперь расслабим ручки.
Расправляют плечи, расслабляются
«Игра с песком»
Цель: чередовать напряжение и расслабление мышц рук, развивать мел. Моторику пальцев рук, правильное дыхание, снимать эмоцион. напряжение.
Песочек в руки набираем,
Дети выполняют захватывающие движения руками (вдох)
Пальцы крепко мы сжимаем,
Чтоб песок не высыпался,
Чтоб в руках у нас остался.
Крепко сжимают кулаки
Пальцы разжимаем,
Песочек высыпаем.
Медленно разжимают пальцы (вдох)
Стряхнули с рук песок.
Потряхивают руками
Устали ручки. Ох !
Кладут расслабленные руки на колени
« У моря»
Цель: Тренировать правильное дыхание, расширять сенсомоторный репертуат, развивать мимическую мускулатуру, умение расслаблять и напрягать мышцы лица, шеи, плеч.,активизировать артик-ную моторику, вырабатывать положительное эмоциональное состояние. (можно сочетать с прослушиванием музыки)
В море теплая вода,
Дети выполняют волнообразные движения руками
Дети все пришли сюда.
Шагают на месте
Брызги в стороны летят,
Выполняют движения руками вверх-вниз
Поплескаться каждый рад,
Рад и понырять
Кистями рук выполняют синхронные волнообразные дви-ния вперед
И под ярким солнышком
Присаживаются
Спокойно загорать.
Ложатся на ковер
Подбородок вверх подняли,
Поднимают голову, делают глубокий вдох
Подбородок загорает.
Делают выдох (3-5 раз)
Ротик шире открываем,
Язычок наш загорает
Открывают рот
Летит жучок-
Укушу язычок.
Педагог имитирует жужжание жука
Дети закрывают рот ( 3-4 раза)
Жучка прогнали,
Спокойно подышали
Пчелка летела на носик села.
Напрягают и морщат губы и нос
Бабочки летели и на брови сели
Брови наши, как качели,
Бабочек качать хотели.
Поднимают и опускают брови
Все долго лежали и загорали ,
Потом потянулись, и встали
|