Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«География культурных растений»(6 класс).

Submitted by Валентина Федоровна Тарарыкова on Wed, 10/02/2016 - 10:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тарарыкова В.Ф., Кириллова Л.Д.
Место работы, должность: 

учитель географии МБОУ "Новоусманский лицей"

Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Углубить знания о культурных  растениях, их происхождении, о значении культурных растений в жизни человека.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
23
Используемые учебники и учебные пособия: 

Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. География  
5-6 КЛ.

Используемая методическая литература: 

1. Вавилов Н.И. Избранные произведения в двух томах. (адрес в Интернете:http://publ.lib.ru/ARCHIVES/V/VAVILOV_Nikolay_Ivanovich/_Vavilov_N.I..html)

2. Большая биогеографическая энциклопедия. Биография Н.И. Вавилова.

(http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/126422/%D0%92%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2)

3. Основы общей биологии. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. М., «Вента-Граф», 2006

4. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии 9 класс. М., «ВАКО», 2006

5.ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ, Белозерова А.А.

Используемое оборудование: 

компьютер, настенная карта мирамультимедийный проектор, таблицы для учащихся,гербарии культурных растений;

Используемые ЦОР: 

Интернет, виртуальная доска Realtime Board

Краткое описание: 
<p>В начале рассказывается о селекции растений,о работе Вавилова. Затем дается характеристика центров культурных растений( работа в группах).</p>

Цель: Углубить знания о культурных  растениях, их происхождении, о значении культурных растений в жизни человека.

 

Задачи:

Образовательные:  Познакомить учащихся с новыми понятиями.

                                    Рассмотреть классификацию культурных растений.

             Познакомится с отдельными представителями  культурных растений

              их значение  в жизни человека.

Развивающие:            Развитие внимания памяти, логического мышления.

                                  Активизация воображения, мыслительной деятельности.

Воспитательные:    Создание эффекта необычности, для мотивации обучения.

             Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, таблицы для учащихся.

 

 

ХОД   УРОКА:

БИОЛОГ:

=Что такое культурные растения?

=Как они появились?

Основой для возникновения культурных растений являлись дикорастущие растения. Используя  их необходимые свойства, человек с помощью науки селекции (-науки занимающейся выведением новых сортов растений ) начал «одомашнивать» дикорастущие растения, что и привело к появлению культурных растений.

Эти дико растущие предки культурных растений распространялись по миру с разных центров.

 

Тема нашего урока: «География культурных растений», целью его является углубление знаний о культурных растениях и их происхождении, знакомство с исследованиями Н.И.Вавилова. Для этого вам предстоит совершить виртуальное путешествие по миру и узнать на самом ли деле культурные растения, которые мы привыкли считать исконно русскими, являются таковыми. Или же фрукты и овощи, которые мы постоянно употребляем в пищу - заморские гости, приехавшие в нашу страну.

 

Древний человек, находя в природе полезные для себя растения, сначала просто собирал их, а затем стал выращивать, разрыхлял почву мотыгой и, при необходимости, поливая посевы.

 

ГЕОГРАФ:

Большинство культурных растений имеют древнюю историю, а некоторые возникли совсем недавно. Например, пшеницу возделывали уже в 7 тысячелетии до нашей эры, а сахарную свеклу с начала 19 века.

Благодаря археологическим находкам стало известно, что еще до н.э. в земледелии были элементы искусственного отбора и  Египте в конце 5-4 тыс. до н.э. выращивали ячмень, фасоль, чечевицу, виноград, а в  Китае -  просо, рис, чай, сою уже во 2 тыс. до н.э.

Влияние человека на мир растений резко возросло в эпоху великих географических открытий. Многие растения были широко расселены по земному шару, введены в культуру.

 

=Итак, давайте сделаем первый вывод, как одинаковые культурные растения оказались в разных уголках земного шара? Совершенно верно, именно человек распространил многие виды растений на все континенты в виде культурных растений.

 

Итак, сельскохозяйственные культуры распространились по  всему земному шару. Это распространение шло из нескольких географических областей, так называемых центров происхождения культурных растений.

==Давайте  посмотрим на карту мира, попадает ли наша страна в какой- либо центр происхождения растений?

Нет. Но у нас  ведь есть самые разнообразные виды культурных растений. Посмотрим откуда и какие растения пришли  в нашу страну (мультимедиа)

 

Итак, в пределах континентов выделяются семь основных географических центров происхождения культурных растений.

(КАРТА)

 Южно-азиатский центр включает территорию тропической Индии, Индокитая, острова Юго-Восточной Азии.

Восточно-азиатский- охватывает умеренные и субтропические части Центрального и Восточного Китая, большую часть Тайваня, Корею и Японию.

Юго-Западноазиатский центр: сюда входят территории Иран, Афганистан, Средняя Азия и Северо-Западная Индия.

Средиземноморский центр включает страны, расположенные по берегам Средиземного моря.

На обширной территории северной Америки выделяется Центральноамериканский географический центр, включая Южную  Мексику.

Южно- американский центр охватывает горные области и плоскогорья Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии.

 

БИОЛОГ:

Учение о центрах происхождения культурных растений сформировалось на основе идей Ч.Дарвина о существовании географических центров происхождения биологических видов. Создание фонда растений в нашей  стране тесно  связано с именем генетика, растениевода и географа Н.И. Вавилова. В ходе исследования Н.И. Вавилова и было выявлено 7 основных географических центров происхождения культурных растений.

 

ГЕОГРАФ:

 

= В каких районах земного шара располагаются основные центры культурных растений? ПОЧЕМУ?

 

Основные центры происхождения культурных растений расположены в районах тропиков и субтропиков.Потому что  эти районы характеризуются достаточно высокими температурами, влажным климатом и это будет обеспечивать достаточно длительный период вегетации.

Кроме этого основные географические центры начального  введения в культуру большинства возделываемых  растений связаны не только с флористическим богатством, но и с древнейшими цивилизациями.

Как видно, основные географические центры соответствуют  локализации древнейших земледельческих культур. Южно-азиатский центр связан с древнеиндийской и индокитайской культурой, Юго-западноазиатский- с древней культурой Ирана, Малой Азии, Сирии и Палестины. В Америке это центр цивилизации инков.

 

Сделаем второй вывод: все центры происхождения  расположены в районах с благоприятным климатом и  связаны с древнейшими цивилизациями, поэтому и обладают богатством сортов определенных  культурных растений.

 

=Ребята, а как вы считаете, зачем людям нужны знания о центрах происхождения культурных растений? (Знания о центре происхождения культурного растения необходимы для ухода за ним, создания условий, к которым оно приспособлено эволюцией).

 

РАБОТА В ГРУППАХ (на виртуальной доске)

1.А теперь мы с вами отправляемся в путешествие за культурными растениями в центры их происхождения.

 

Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает  маршрутные листы  и готовится к отчету о путешествии. Учащиеся распределяют роли, изучают карты и составляют рассказ.

            Обязанности членов экспедиций:

- начальник экспедиции организует работу в группах, консультирует, дополняет, проверяет работу каждого, делает вывод при отчёте, оценивает работу каждого ученика.

- картографы составляют карту маршрута и готовят по ней выступление;

- географы рассказывают о географическом положении центров, о климатических условиях;

- биологи готовят рассказ об особенностях растений.

На выполнение заданий в группах даётся15-20 минут.

 

Затем проводится перекличка экипажей, каждый начальник  представляет членов экипажа, уточняет задание, маршрут. В маршрутных листах все команды заполняют таблицу: «Центры происхождения культурных растений».

 

2.Физминутка:

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву.

 

3.Практическая работа: «Соедини растение и плод».

На столах конверты с рисунками плодов и семян растений. Надо правильно соединить их.       

4.А сейчас ребята, отгадайте загадки.«Загадки с грядки»(каждая группа записывает отгадку в путевом дневнике).

 

1. Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе.

И к пище приправа,

И на микробов управа. (лук)

 

2. На грядке за амбаром,

Разросся стебель шаром. (капуста кольраби)

 

3. В огороде вырастаю

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят. (помидор)

 

4. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

Не одну нашли, а десять!

Как ее название дети? (картофель)

 

6. Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом. (редиска)

 

7. Летом - в огороде, свежие, зеленые,

А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (огурцы)

 

8.В 20-е годы ХХ столетия в России было распространено мнение, что ЭТИ плоды капиталисты употребляют вместе с рябчиками.

Ответ: АНАНАС

 

9.От его французского названия в русском языке появилось название "оранжевый" цвет - и название сооружения – оранжерея.

Ответ: АПЕЛЬСИН

 

10.Она бывает брюссельская, краснокочанная, цветная, белокочанная, кольраби и савойская.

Ответ: КАПУСТА

 

11.Плоды ЭТОГО растения дали название одному из древних народов-мореплавателей

Ответ: ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА

 

 =Как вы  думаете, возможно ли сейчас появление новых кулдьтурных растений?

 

Предки передали сегодняшнему человеку в наследство знания об огромном количестве культурных растений, и наша с вами задача – не растерять данные знания, а приумножить и передать их потомкам.Селекционеры во всем мире по-прежнему работают в своих лабораториях над созданием новых растительных культур, которые смогут приживаться в несвойственных для них условиях и давать невиданные урожаи.

РАССКАЗ ОБ ЭКЗОТИЧЕСКИХ РАСТЕНИЯХ НА НАШИХ ГРЯДКАХ.

 

 Благодаря  стараниям селекционеров культурные растения лучше переносят изменения в климате, истощение почвенного слоя Земли и при этом дают хорошие урожаи. Многие культурные растения стали давать два урожая в год или за сезон, так как получили гибридную закалку. Это дает надежду на то, что и в будущем на наших столах будут свежие овощи и фрукты, чьей родиной уже давно перестали быть отдельные страны, а стал целый мир. Ведь в растительном мире так много еще интересных мало изученных  растений.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО!(рассказ о необычных растениях)


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн