Submitted by Валентина Федоровна Тарарыкова on Wed, 10/02/2016 - 10:51
Цель: Углубить знания о культурных растениях, их происхождении, о значении культурных растений в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с новыми понятиями.
Рассмотреть классификацию культурных растений.
Познакомится с отдельными представителями культурных растений
их значение в жизни человека.
Развивающие: Развитие внимания памяти, логического мышления.
Активизация воображения, мыслительной деятельности.
Воспитательные: Создание эффекта необычности, для мотивации обучения.
Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, таблицы для учащихся.
ХОД УРОКА:
БИОЛОГ:
=Что такое культурные растения?
=Как они появились?
Основой для возникновения культурных растений являлись дикорастущие растения. Используя их необходимые свойства, человек с помощью науки селекции (-науки занимающейся выведением новых сортов растений ) начал «одомашнивать» дикорастущие растения, что и привело к появлению культурных растений.
Эти дико растущие предки культурных растений распространялись по миру с разных центров.
Тема нашего урока: «География культурных растений», целью его является углубление знаний о культурных растениях и их происхождении, знакомство с исследованиями Н.И.Вавилова. Для этого вам предстоит совершить виртуальное путешествие по миру и узнать на самом ли деле культурные растения, которые мы привыкли считать исконно русскими, являются таковыми. Или же фрукты и овощи, которые мы постоянно употребляем в пищу - заморские гости, приехавшие в нашу страну.
Древний человек, находя в природе полезные для себя растения, сначала просто собирал их, а затем стал выращивать, разрыхлял почву мотыгой и, при необходимости, поливая посевы.
ГЕОГРАФ:
Большинство культурных растений имеют древнюю историю, а некоторые возникли совсем недавно. Например, пшеницу возделывали уже в 7 тысячелетии до нашей эры, а сахарную свеклу с начала 19 века.
Благодаря археологическим находкам стало известно, что еще до н.э. в земледелии были элементы искусственного отбора и Египте в конце 5-4 тыс. до н.э. выращивали ячмень, фасоль, чечевицу, виноград, а в Китае - просо, рис, чай, сою уже во 2 тыс. до н.э.
Влияние человека на мир растений резко возросло в эпоху великих географических открытий. Многие растения были широко расселены по земному шару, введены в культуру.
=Итак, давайте сделаем первый вывод, как одинаковые культурные растения оказались в разных уголках земного шара? Совершенно верно, именно человек распространил многие виды растений на все континенты в виде культурных растений.
Итак, сельскохозяйственные культуры распространились по всему земному шару. Это распространение шло из нескольких географических областей, так называемых центров происхождения культурных растений.
==Давайте посмотрим на карту мира, попадает ли наша страна в какой- либо центр происхождения растений?
Нет. Но у нас ведь есть самые разнообразные виды культурных растений. Посмотрим откуда и какие растения пришли в нашу страну (мультимедиа)
Итак, в пределах континентов выделяются семь основных географических центров происхождения культурных растений.
(КАРТА)
Южно-азиатский центр включает территорию тропической Индии, Индокитая, острова Юго-Восточной Азии.
Восточно-азиатский- охватывает умеренные и субтропические части Центрального и Восточного Китая, большую часть Тайваня, Корею и Японию.
Юго-Западноазиатский центр: сюда входят территории Иран, Афганистан, Средняя Азия и Северо-Западная Индия.
Средиземноморский центр включает страны, расположенные по берегам Средиземного моря.
На обширной территории северной Америки выделяется Центральноамериканский географический центр, включая Южную Мексику.
Южно- американский центр охватывает горные области и плоскогорья Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии.
БИОЛОГ:
Учение о центрах происхождения культурных растений сформировалось на основе идей Ч.Дарвина о существовании географических центров происхождения биологических видов. Создание фонда растений в нашей стране тесно связано с именем генетика, растениевода и географа Н.И. Вавилова. В ходе исследования Н.И. Вавилова и было выявлено 7 основных географических центров происхождения культурных растений.
ГЕОГРАФ:
= В каких районах земного шара располагаются основные центры культурных растений? ПОЧЕМУ?
Основные центры происхождения культурных растений расположены в районах тропиков и субтропиков.Потому что эти районы характеризуются достаточно высокими температурами, влажным климатом и это будет обеспечивать достаточно длительный период вегетации.
Кроме этого основные географические центры начального введения в культуру большинства возделываемых растений связаны не только с флористическим богатством, но и с древнейшими цивилизациями.
Как видно, основные географические центры соответствуют локализации древнейших земледельческих культур. Южно-азиатский центр связан с древнеиндийской и индокитайской культурой, Юго-западноазиатский- с древней культурой Ирана, Малой Азии, Сирии и Палестины. В Америке это центр цивилизации инков.
Сделаем второй вывод: все центры происхождения расположены в районах с благоприятным климатом и связаны с древнейшими цивилизациями, поэтому и обладают богатством сортов определенных культурных растений.
=Ребята, а как вы считаете, зачем людям нужны знания о центрах происхождения культурных растений? (Знания о центре происхождения культурного растения необходимы для ухода за ним, создания условий, к которым оно приспособлено эволюцией).
РАБОТА В ГРУППАХ (на виртуальной доске)
1.А теперь мы с вами отправляемся в путешествие за культурными растениями в центры их происхождения.
Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает маршрутные листы и готовится к отчету о путешествии. Учащиеся распределяют роли, изучают карты и составляют рассказ.
Обязанности членов экспедиций:
- начальник экспедиции организует работу в группах, консультирует, дополняет, проверяет работу каждого, делает вывод при отчёте, оценивает работу каждого ученика.
- картографы составляют карту маршрута и готовят по ней выступление;
- географы рассказывают о географическом положении центров, о климатических условиях;
- биологи готовят рассказ об особенностях растений.
На выполнение заданий в группах даётся15-20 минут.
Затем проводится перекличка экипажей, каждый начальник представляет членов экипажа, уточняет задание, маршрут. В маршрутных листах все команды заполняют таблицу: «Центры происхождения культурных растений».
2.Физминутка:
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву.
3.Практическая работа: «Соедини растение и плод».
На столах конверты с рисунками плодов и семян растений. Надо правильно соединить их.
4.А сейчас ребята, отгадайте загадки.«Загадки с грядки»(каждая группа записывает отгадку в путевом дневнике).
1. Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на микробов управа. (лук)
2. На грядке за амбаром,
Разросся стебель шаром. (капуста кольраби)
3. В огороде вырастаю
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (помидор)
4. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
Не одну нашли, а десять!
Как ее название дети? (картофель)
6. Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (редиска)
7. Летом - в огороде, свежие, зеленые,
А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (огурцы)
8.В 20-е годы ХХ столетия в России было распространено мнение, что ЭТИ плоды капиталисты употребляют вместе с рябчиками.
Ответ: АНАНАС
9.От его французского названия в русском языке появилось название "оранжевый" цвет - и название сооружения – оранжерея.
Ответ: АПЕЛЬСИН
10.Она бывает брюссельская, краснокочанная, цветная, белокочанная, кольраби и савойская.
Ответ: КАПУСТА
11.Плоды ЭТОГО растения дали название одному из древних народов-мореплавателей
Ответ: ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА
=Как вы думаете, возможно ли сейчас появление новых кулдьтурных растений?
Предки передали сегодняшнему человеку в наследство знания об огромном количестве культурных растений, и наша с вами задача – не растерять данные знания, а приумножить и передать их потомкам.Селекционеры во всем мире по-прежнему работают в своих лабораториях над созданием новых растительных культур, которые смогут приживаться в несвойственных для них условиях и давать невиданные урожаи.
РАССКАЗ ОБ ЭКЗОТИЧЕСКИХ РАСТЕНИЯХ НА НАШИХ ГРЯДКАХ.
Благодаря стараниям селекционеров культурные растения лучше переносят изменения в климате, истощение почвенного слоя Земли и при этом дают хорошие урожаи. Многие культурные растения стали давать два урожая в год или за сезон, так как получили гибридную закалку. Это дает надежду на то, что и в будущем на наших столах будут свежие овощи и фрукты, чьей родиной уже давно перестали быть отдельные страны, а стал целый мир. Ведь в растительном мире так много еще интересных мало изученных растений.