Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Самообразование как одно из условий совершенствования профессиональной культуры социального педагога

Фото пользователя Светлана Владимировна Дроздова
Submitted by Светлана Владимировна Дроздова on пн, 08/02/2016 - 20:56

Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего  социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических  и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками,  позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, проявлять их в повседневной жизни и практической деятель­ности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень зва­ний и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области.

         Внутренняя культура социального педагога-- это тот стержень, та основа, которая во многом определя­ет его поведение в различных жизненных ситуациях, профес­сиональной деятельности» Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, по­требностях и мотивах, определяющих сферу и условия их по­вседневного проявления. Изложенное позволяет выделить ос­новные компоненты внутренней культуры специалиста соци­альной сферы:

а) личность специалиста (внутреннее своеобразие) с его ин­дивидуально-психологическими и социально-педагогически­ми достоинствами и недостатками — индивидуально-личност­ный уровень;

б)  объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим (ми­ровоззренческим) уровнем педагогической культуры. Он опре­деляет рациональный уровень (компонент) и показывает, ка­кие психолого-педагогические знания и как усвоены специа­листом, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной деятельности;

в) сформированное чувственное отношение у специалиста к объекту, социальной работе, ее результатам, и самосовершенствованию в педагогической области. Данная часть внутрен­ней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компо­нентом. Данный компонент формируется и укрепляется в про­цессе овладения опытом социально-педагогической деятельно­сти. Он включает в себя: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или прене­брежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятель­ности; его переживания в процессе деятельности, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в по­знании и овладении новым опытом социальной работы- Чувст­венный уровень часто определяет внутреннее отношение спе­циалиста к педагогической деятельности, потребность в педа­гогическом самосовершенствовании. Он во многом характери­зует его внутреннюю нравственную культуру.

Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются самой личностью, через ее волевой компонент. Он характеризуется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста определяющими его способность реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности.

Внешняя составляющая педагогической культуры специалиста — это то, что находит повседневное проявление в его от ношении к объекту, социальной работе, социально-педагоги­ческой деятельности, их результатам. Она включает:

а) внешние достоинства и недостатки специалиста как чело­века (внешний вид, привычки, манеры и прочее) — личност­ный уровень проявления педагогической культуры. Он харак­теризует педагогическую сторону личности как специалиста;

б) собственно проявляемые педагогические аспекты дея­тельности специалиста в процессе социальной работы (поведе­ние, действия, поступки, оказывающие педагогическое воз­действие на объект) специалиста — поведенческий уровень пе­дагогической культуры. Данный уровень характеризует по­вседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами;

в)     проявление уровня владения педагогическими техноло­гиями, методами и методиками, средствами и приемами — практико-педагогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным пе­дагогическим опытом, искусством педагогической деятельнос­ти, его педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его профессиональной деятельности;

г)   отношение специалиста к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения. Специалист может уметь эф­фективно выполнять ту или иную социальную работу, эффек­тивно реализовывать ее педагогические аспекты, но отноше­ние к ней и ее результативность часто зависят от его личност­ной позиции. Внешнее отношение показывает внимание спе­циалиста к человеку - объекту его социальной работы, - осо­бенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно выступает важной характеристикой проявления педагогической культуры специалиста. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является проявлением его чувственного (эмоционального) уровня -внутренней педагогической культуры.

В условиях роста экономической обусловленности взаимо­отношений людей в профессиональной сфере проблема отно­шения к объекту, самой социальной работе и ее результатив­ности становится особенно актуальной. Социальная работа является сферой преимущественно не коммерческой, а госу­дарственной и волонтерской деятельности. Данный факт сви­детельствует о том, что в новых условиях нравственная пози­ция личности социального работника приобретает особое зна­чение как показатель его профессиональной и педагогической культуры.

По своей сути внутренняя педагогическая культура специа­листа - это накопленный им социально-педагогический опыт как составная часть социальной работы и эмоционально-чувст­венное отношение к ней; внешняя культура — индивидуаль­ный стиль профессиональной деятельности этого же специали­ста, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней.

Личный социально-педагогический опыт социального педагога как вну­тренняя составляющая педагогической культуры

Рассмотрим содержание основных структурных компонен­тов, составляющих педагогическую культуру специалиста со­циальной сферы.

Прежде всего, это сам специалист как личность, как носи­тель реальной педагогической культуры. При оценке педаго­гической культуры специалиста видят, прежде всего, проявле­ние в профессиональной деятельности конкретного челове­ка — социального педагога.

Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень педагогической культуры включает такие составляющие, как личность самого социального педагога, его теоретический и практический опыт, личностные социаль­но-педагогические качества.

Личность специалиста - это тот внутренний мир, в котором происходит усвоение и накопление личностного социально-пе­дагогического опыта специалиста. Именно через призму лич­ности с ее индивидуально-психологическими и социальными особенностями происходит усвоение теоретического и практи­ческого опыта.

Теоретический социально-педагогический опыт это те медицинские, психолого-педагогические, социальные, про­фессиональные знания, которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности, в том числе и педагогичес­кой, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педагогические знания составляют основу собственно педагогической деятельности; медицинские и социальные знания — необходимый компонент — предрасположения и предостережения, которые надо учиты­вать специалисту; профессиональные — особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывает то, на чем основывается действенность всей профессиональной деятель­ности специалиста социальной сферы.

Практический опыт представляет собой усвоенные умения и навыки — это получившая закрепление на практике реали­зация педагогического аспекта профессиональной деятельнос­ти специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капитал», который прошел апробацию на практике специалиста и может быть им исполь­зован в типичных ситуациях.

         Педагогический опыт по содер­жанию включает в себя:

— уровень владения специалистом искусством педагогичес­кой деятельности (педагогическое мастерство);

— развитие профессионально-важных (с позиции педагоги­ки) личностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реализовать педагогический аспект в процессе социаль­ной работы в интересах эффективности профессиональной дея­тельности.

Педагогическое мастерство складывается из:

— владения специалистом педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами;

—  развития у него педагогической техники: самоуправле­ния, вербального и невербального, непосредственного и опо­средованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи.

Профессионально важные качества социального педагога

Профессионально важные качества выделяют то индивиду­альное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального ра­ботника. К таким качествам относятся:

Педагогическая направленность — это особенности разви­тия и воспитания личности, характеризующие ее предраспо­ложенность к педагогической деятельности, в том числе и в от­ношении людей — объектов социальной работы. Она проявля­ется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.

Нравственные качества — это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе, социально-педагоги­ческой деятельности; нравственные чувства — удовлетворе­ние от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем. Это удовлетворен­ность от добросовестного выполнения социальной работы, со­циально-педагогической деятельности, своей профессиональ­ной деятельности, нравственной по своей сути. Моральным является чувство неудовлетворенности в результате нерешен­ности социальных проблем человека, несоблюдение мораль­ных норм как самим педагогом, так и другими участниками воспитательного процесса. Нравственные качества проявля­ются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравствен­ных привычек.

Коммуникативные качества (от лат. communico— делаю об­щим, связываю, общаюсь) — способность быстро и правильно строить общение. Социальный педагог постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом — тем человеком, ко­му нужна его помощь. Действенность его деятельности зави­сит от искусства его общения с клиентом. К коммуникатив­ным качествам относятся:

— контактность в общении — способность входить в обще­ние с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаи­модействие. Данные способности имеют важное профессио­нально значение для социального работника;

— каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента). Существует даже термин «суггестопе­дия», введенный Г.К. Лозановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику суггестопедийность означает способность специали­ста к вербальному или невербальному доминированию в про­цессе социальной работы с клиентом (внушение словом, инто­нацией или мимикой, жестами, действиями). Другими слова­ми, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной ра­боты с ним. Такая способность проявляется в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владения им искус­ством общения с клиентом, убеждать, увлекать его, заражать идеями самореализации.

Перцептивные, социально-перцептивные качества (от лат. реrсерcio- - восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (дру­гих людей, самих себя, групп и т.п.). Социально-перцептивные качества социального педагога отражают его способность видеть и понимать внут­реннее состояние себя и клиента, с которым он работает. К ним относятся:

— педагогическая наблюдательность — видение своих осо­бенностей и клиента, динамики их проявления. Для социаль­ного работника исключительно важным фактором выступает, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;

— педагогическая интуиция — способность видеть взаимо­связь проявления особенностей личности и ее внутреннего со­стояния, его индивидуальных черт, перспектив их измене­ния, а также возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными типами клиентов;

— рефлексия — умение видеть себя глазами другого челове­ка. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответст­венно относиться к своей профессиональной деятельности. Ре­флексия позволяет видеть свои недостатки и целенаправленно работать над собой по самосовершенствованию. Рефлексия дает возможность понимать свое состояние и волевым усилием доби­ваться целесообразного самоуправления в процессе профессио­нальной деятельности, общении, взаимодействии;

—  педагогическое мышление — это способность социаль­ного работника осознанно использовать психолого-педагоги­ческие знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их реше­ния;

— педагогическое воображение — это способность специали­ста в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Оно позволяет ему оп­ределять наиболее целесообразное поведение и выбирать спо­соб решения социальной проблемы клиента.

Эмоциональные качества личности характеризуют пережи­вания специалиста, которые он испытывает при встрече с со­циальными проблемами человека в процессе социальной рабо­ты и оказывающие существенное влияние на его профессио­нальную деятельность. К ним относятся:

— эмоциональная устойчивость — самообладание, способ­ность к саморегуляции позволяет социальному работнику вла­деть собой в различных ситуациях профессиональной деятель­ности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять сво­им состоянием в различных условиях профессиональной дея­тельности и этим помогает принимать взвешенные, осмыслен­ные решения, добиваться достижения цели;

—  эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимо­действия, общения. Социальный работник работает с челове­ком, живым существом. В этих условиях способность к сопе­реживанию позволяет ему с большей душевной теплотой от­носиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходи­мые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодей­ствия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом.                                                                                      

Этический и профессиональный кодекс социального педагога.

Деятельность социального педагога - это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные личностные качества социального педагога - эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избирающий эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы.

Специфика функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности, ибо подготовка социального педагога должна стать практически человековедением, отражающим многообразные отделы современного человековедения.

Социальный педагог обязан поддерживать высокие мораль­но-нравственные стандарты своего положения, исключая нечест­ные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблу­ждение; он должен четко различать заявления и действия, сделан­ные им как частным лицом и как представителем этой профессии.

Эти этические нормы - ориентир в повседневной практической работе социального педагога, в определении профессиональных стандартов, в оценке качества его труда. В соответствии с этим социальный педагог рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей.

Непрерывное образование социального педагога

На протяжении всей деятельности социального педагога, соци­ального работника должна осуществляться его личностная и про­изводственная многоканальная самоподстройка и саморегуляция с учетом возможных изменений социальной среды в направлении утверждения гуманистических принципов и культурных ценностей, развития   социально-психолого-педагогической  науки – практики.

Социальный педагог должен постоянно рефлексировать соответственные профессиональные знания и умения  с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социо- культурной среды, накапливать, апробировать, закреплять, селекционировать новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на" поле" профессиональных инноваций.

По выражению Н Рубакина, "всякое настоящее образование добывается путем самообразования «все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, - это залезает в голову всего крепче».

Непрерывному профессиональному образованию в значительной мере содействует систематическая курсовая   переподготовка специалистов.

Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего  социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических  и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками,  позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.

Система общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, прогнозирования,  проектирования, посредничества, консультирования, социального обеспечения, социального страхования, опеки, попечительства и др., требует глубокого аналитического осмысления, достаточно продолжительного времени и постоянного «прокатывания» их на протяжении всего периода профессиональной деятельности.

Каждая из всевозможных частных методик также тре­бует постоянного подкрепления практикой. Таким образом, высо­кая профессиональная культура социального педагога невозможна без повседневной социально-педагогической практики.

Альтруизм—один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога

Вместе с тем, характеризуя понятие непрерывного социально-педагогического образования, следует подчеркнуть альтруистические потребности социального педагога, социального работника. Согласно утверждениям психологов, эта потребность является врожденной и мера ее выраженности у разных людей разная Идеальной  нормой для обращения к социально-педагогическому образованию является альтруистически настроенный человек, жизнь которого лишается некоторого смысла, если не создаются условия для проявления его бескорыстных гуманистических эмоций и их воплощения в практическую деятельность.

Таким образом, ведущим фактором, стимулирующим повыше­ние образования, развитие профессиональной культуры социально­го педагога, является его стремление к расширению поступков добродеяния, благотворительности и милосердия.

 Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма

Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник, руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего не является социаль­ным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов. Общественное объединение в таких случаях может защитой и профессионально-методическим катализатором.

Есть необходимость особо подчеркнуть, что полноценная про­фессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих должностных обязанностей. Отсутствие соответствующих условий, несвобода в принятии решений, пону­кание, игнорирование и другие некорректные вмешательства в дея­тельность социального педагога, социального работника, способны вызвать отрицательную профессиональную динамику, депрофес­сионализацию специалиста.                                                                

Полноценная  профессиональная  деятельность   выражается   в  том, что социальный работник как субъект труда призван само­стоятельно и творчески подходить к определению и решению про­фессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.

Отсутствие условий для нормального осуществления социаль­но-педагогической деятельности вызывает профессиональную де­формацию личности, состояние психической усталости, эмоцио­нальной напряженности, способно вызвать рассогласование разных систем организма и психики.  

Завершая и обобщая рассуждения о профессиональном и куль­турном восхождении социального педагога, подчеркнем, что про­фессиональная культура формируется как параллель его акмеограммы (движение и достижение наивысшей точки психофизиче­ского развития профессиональной деятельности). Как показывает практика, здесь особую значимость имеют внутренние факторы: мотивы, уровень притязаний, самооценка, физическое здоровье, психо-эмоциональный настрой и т. д.

Все это в значительной степени может регулироваться и фор­мироваться самим социальным педагогом, и в большей степени тем, кто является более зрелым и соответствующим как профес­сионал и как личность.

Таким образом, мы имеем возможность подчеркнуть саморазвивающую способность профессиональной культуры, которая мо­жет и должна иметь место в практической деятельности, самообра­зовании социального педагога, социального работника.

 Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога

Одним из теоретических подходов к процессу форми­рования профессиональной культуры социального педагога в его деятельности может быть системно-синергетическая концепция педагогики (Н.М.Таланчук). Появление концеп­ции связано с открытием фундаментальных законов раз­вития системного синергетизма. Согласно этим законам источником и движущей силой развития личности явля­ется системный синергетизм, понимаемый как сопряжение, соединение, слияние, интеграция и гармония различных начал.

Синергетика (в переводе с греч.) — совместный, согла­сованно действующий. Система (в переводе с греч.) — це­лое, составление из частей, соединение; множество элемен­тов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (Сов. эн-цикл. слов. — М.: Сов. энц. изд. — 1989. — С 1123, 1126). Поэтому личность может рассматриваться не как любое множество социальных проявлений, а как опреде­ленная система, целостность. Личность — это социально-синергетическая система. Личность определенной культу­ры — этносинергетическая система.

    Опирается ли социальный педагог в своей деятельнос­ти на национальную культуру, осваивая знания и особен­ности  национально-психологического характера белорусов, изучая процессы и закономерности формирования этничес­кого самосознания, внедряя в практику народную педаго­гику? Какое место в профессиональной культуре социаль­ных  педагогов  занимает компонент этнопсихопедагогических  знаний?  Не  претендуя на глобальное рассмотрение всех этих вопросов, выделим категорию «менталитета» бе­лорусов как наиболее значимую категорию этнопсихопедагогики  и определим некоторые особенности восприятия этого   феномена сегодня.   Менталитет  (от франц.) — склад  души,  характер и стиль мышления народа, его жизнеспособность. Менталитет — интегративная характе­ристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми ок­ружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него. Менталитет - одно из важнейших поня­тий,   раскрывающих духовность определенной общности людей, которая исторически сформировалась в данных ус­ловиях жизнедеятельности. 

Через менталитет раскрываются особенности мышления людей, обусловленных особенностями той  или иной культуры.

Социальному педагогу необходимо учитывать все ком­поненты процесса социализации и этнизации личности, которые не могут рассматриваться вне национальной куль­туры, потому что именно личность определенной культу­ры и есть объект его внимания. Поэтому нужно не толь­ко изучать основы этнопсихопедагогики этносов, но и понимать мир культуры личности, жи­вущей в реальной ситуации.

Управление профессиональным развитием социального педагога

Управление профессиональным развитием со­циального педагога можно рассматривать в трех плоскостях:

1.Формирование личностных качеств уровня базовых соци­альных установок (нравственно-психологическая плоскость). Это предполагает определенную центрацию педагога на личности клиента, его проблемах, стремлениях, мыслях и переживаниях, т.е.  клиентоцентрированный подход, который отражает гуманистическую центрацию специалиста. В то же время существенны сосре­доточенность на содержании и способах собственной профессио­нальной деятельности, творческий подход к делу, при котором достигаются высокие результаты.

2.Теоретическая подготовка и профессиональные знания (тео­ретико-методологическая плоскость). Наличие знаний основ соци­альной политики государства, правовых основ, теории и методики социально-педагогической деятельности, технологий социально-педагогической работы.

3.Технологическая подготовка (операционно-деятельностная плоскость). Умение проводить социологические исследования, выбирать и реализовывать технологии индивидуальной и группо­вой работы, организовывать практико-ориентированную деятель­ность детей и взрослых.

Можно выделить следующие направления деятельности по со­вершенствованию профессионализма социальных педагогов:

1. Подготовка в высших учебных заведениях высококвалифи­цированных специалистов, обладающих как теоретической и тех­нологической готовностью к социально-педагогической деятель­ности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую ха­рактеризуют следующие показатели:

—осознанный выбор профессии;

внутренняя предрасположенность к социально-педагоги­ческой деятельности; —высокий уровень коммуникативной культуры и профессио­нальной компетентности.

2. Постоянное повышение уровня профессионализма и квали­фикации, совершенствование социально-педагогической деятельности.

Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение субъекта в системе межличностных отношений) и следующие умения:

— аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);

—  прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);

— проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации);

— рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);

—  коммуникативные (владение культурой межличностного общения).

Пути формирования социально-педагогической культуры специалиста

Существует множество путей формирования социально-пе­дагогической культуры специалиста социальной сферы.

Первый путь связан с необходимостью способствовать повы­шению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры.

В основе второго пути лежит углубление и расширение лич­ного педагогического опыта специалиста применительно к ре­ализации его в условиях социальной сферы. Он включает:

а) повышение теоретической подготовки специалиста в ме­дицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно пе­дагогическую подготовку специалиста и определяют его ком­петенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы;

б) усвоение педагогических технологий, методов и методик средств и приемов, необходимых специалисту для практичес­кого применения в социальной сфере;

в) развитие педагогической техники, позволяющей специа­листу наиболее полно реализовать свои педагогические воз­можности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредствен­ного и опосредованного воздействия на человека, культуры об­щения и культуры речи;

г) накопление опыта реализации своей педагогической под­готовки в социальной сфере.

Третий путь включает создание условий для наиболее ак­тивного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы.

Четвертый — проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы.

Пятый — изучение и использование опыта ведущих специ­алистов социальной работы, активно реализующих на практи­ке свою педагогическую подготовку.

Шестой — обеспечение целеустремленности и настойчивос­ти самого социального работника в педагогическом и профес­сиональном самосовершенствовании.

Ведущая роль в овладении социально-педагогической куль­турой специалиста социальной сферы принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога» (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения позна­вательной потребности личности специалиста, связанной с про­явлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на се­бя внутренней ответственности за свое самосовершенствование.  Культура самообразования формируется у будущего специа­листа в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее раз­витие у молодого специалиста после выпуска в период его адап­тации в последующей его профессиональной деятельности.

Ни один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры специалиста социаль­ной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересован­ной роли самого специалиста они могут действительно способ­ствовать решению проблемы повышения его социально-педа­гогической культуры. 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн