Практическое занятие с родителями обучающихся 2 класса на тему: «Развитие памяти, внимания, мышления обучающихся»
Submitted by Виктория Викторовна Паскал on чт, 04/02/2016 - 19:18
Сегодня, на практическом занятии мы обсудим с вами вопрос, который волнует как учителей, так и родителей. Почему один ребёнок с лёгкостью запоминает и усваивает материал школьной программы, а другой - порой не может справиться с самым простым заданием. Почему одни дети размышляют быстрее, а вторые медленнее.
При изучении многих предметов ребёнку необходимо выучить и запомнить ряд определённых формул, понятий, законов. На уроке быть внимательным. Не отвлекаться. И не всегда это получается.
Без памяти невозможно мышление, без мышления невозможно внимание, ведь любая мыслительная операция основана на использовании усвоенных знаний.
Рассмотри виды памяти по времени сохранения информации:
· кратковременная – удерживает полученную информацию около 20 секунд;
· долговременная – хранит информацию в течение длительного времени;
· оперативная – удерживает информацию в течение определенного периода времени, необходимого для выполнения какого-либо действия.
Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой (как говорится, "без труда - не вытащишь и рыбку из пруда"). Но чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.
Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица .
С проблемой медлительности, невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.
Сегодня мы освоим с Вами упражнения на развитие памяти, внимания, мышления которые мы можем применять дома. Все упражнение взаимосвязаны между собой, они направлены не только на развитие например, памяти, но и других психических процессов.
Остановимся с вами на игровых упражнениях:
Упражнение «Знаешь ли ты?»
Задаем детям вопросы:
Какого цвета дверь при входе в школу, класс?
Сколько этажей в школе?
Сколько окон в классе?
Кого больше: мальчиков или девочек в классе?
Какого цвета книга по русскому языку?
Упражнение «Занимательная прогулка»
Используйте любой повод для развития детской памяти, мышления, внимательности. Отправляясь на прогулку с ребенком, предложите ему запоминать все, что он будет видеть по пути. После спросите, мимо каких магазинов проходил, сколько людей было на детской площадке и т. д.
Упражнение «Что в мешочке?»
Наполните небольшой мешочек маленькими игрушками различной формы и фактуры, можно применять различные предметы школьной тематики (карандаши, тетрадь, книгу и др.) . Предложите ребенку на ощупь узнать содержимое, ранее ему знакомое по играм. Для начала необходимо предварительно показать ребенку все, что планируете сложить в мешочек. При усложнении задания мы уже не показываем, что кладем в мешочек.
Упражнение «Что изменилось?»
Предложите ребенку внимательно осмотреть комнату и запомнить все, что в ней находится. Затем попросите его выйти на несколько минут и быстро что-то спрячьте или переставьте. Задание считается выполненным, если ребенок увидит произошедшие в комнате изменения.
Игра "Я - фотоаппарат"
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.
Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Так можно развить у детей не только память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика.
Игра «Идем в магазин»
В эту игру дети любят играть как «понарошку», так и перед каждым походом в магазин. Взрослые предлагают ребенку запомнить список планируемых покупок и затем его пересказать. Сначала перечень может состоять из 3–4 названий. По мере взросления ребенка список необходимо увеличивать.
Игра «Гуляемпозоопарку»
Попросите ребёнка закрыть глаза и представить, что вы находитесь в зоопарке. Скажите ему: «Я буду называть тебе зверей, а ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».
Итак, лось, слон, тигр, крокодил, жираф…
Теперь ребёнок пусть перечислит всех животных, которых знает.
Можно подобрать картинки с изображениями различных животных и попросить ребёнка показать тех животных, которых назвали вы. Затем ребёнок показывает животных, которых назвал он сам.
В заключение ребёнок вспоминает животных в том порядке, в каком они назывались в начале игры.
Упражнение «Гуляемвлесу»
Теперь вместе со своим ребёнком мысленно перенеситесь в лес. Скажите ему, что вы будете называть птиц, а он должен вспомнить тех, кого вы пропустили.
Вы называете: сорока, ворона, ласточка, дрозд, воробей…
Затем попросите ребёнка назвать всех птиц, которых он знает.
Для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками с изображениями птиц.
В заключение ребёнок вспоминает тех птиц, которые были названы в начале игры.
Упражнение «Цепочка действий»
Попросите ребенка выполнить определенный набор действий: например, открой дверь, возьми в шкафу перчатки, принеси в спальню и положи на подушку.
Упражнение «Запомни ощущения»
Например, лежа в постели, пальцем нарисуйте у ребенка на спине цветок, букву, цифру и попросите назвать рисунок.
Переходим к освоению упражнений, которые можно выполнять с ребенком при дополнительных занятиях:
Метод запоминания текста
Медленно продиктуйте ребёнку цифры, слова или фразы (от 4 до 10 и более) и попросите повторить их в том же или обратном порядке.
Разрешите ему к каждому слову или фразе сделать схематичный рисунок (значок).
Например:
Я сегодня первый раз.
Отправляюсь в первый класс.
Постараюсь я во всем.
Лучшим быть учеником.
Рассказали мама с папой,
Как вести себя за партой.
Эти рисунки помогут ему потом вспомнить продиктованные слова. На следующий день снова попросите ребёнка повторить слова, глядя на свои записи.
Регулярные занятия с ребёнком помогут ему развить и использовать все виды памяти. Память ребёнка прекрасно развивают также разгадывание загадок, головоломок и ребусов.
Упражнение «Узор спичек»
Вы раскладываете на столе спички или палочки в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение «Слушай внимательно»
Один раз прочитайте текст вслух. Затем прочитайте его ещё раз, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он воспроизведет текст по памяти без допущенных вами ошибок.
Например:Наступила зима. На улице выпал пушистый снежок. Мы оделись с ребятами и пошли лепить снежную бабу.
Изменения в тексте:Наступила весна. На улицу вышел гулять снежок. Мы оделись с ребятами и поехали лепить снежную бабу.
Упражнение «Парные слова»
Взрослые 3 раза называют ребенку сначала 5 слов, каждая пара из которых связана между собой по смыслу. К примеру: лето – отдых, море – корабль, еда – тарелка, животное – кошка. Цель упражнения – чтобы при назывании первых слов ребенок вспоминал вторые. Для развития памяти эффективнее спросить у ребенка слова еще спустя 20–30 минут. Количество слов можно увеличить.
Упражнение «Разрезные картинки»
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.
Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
Упражнение«Я положил в портфель...»
Взрослый начинает упражнение и говорит:"Я положил в портфель книгу". Следующий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в портфель книгу и пенал". Ребенок повторяет фразу и добавляет что - то от себя. И так далее.
В этом упражнении неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.
Упражнение «Кто знаетбольше»
Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, – 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Со временем упражнение усложняется и проводиться на время.
Упражнение «Каждой руке свое дело»
Ребенка просят левой рукой медленно перелистывать в течение одной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры. Упражнение развивает не только память, но и внимание.
Игра «Повтори за мной»
Один из родителей простукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Ребенок повторяет ритм. Ребенка спрашивают: «Правильно ли повторил?» Задача воспроизвести услышанный правильный ритм.
Упражнение «Учитель»
Мы объясняем ребенку, что сейчас он будет в роли учителя. Ему необходимо найти в тексте и зачеркнуть букву А; подчеркнуть П; обвести в кружок К.
П Г Щ З О А Р С В Т Р О Л А С П Ж Т С
С И Л П Б Ю ЫК С Ш Т О Р К Л А О Т О
П К Й К Р Т С К Л Н Х Б Ш Р Т С Ч У С К
К Ч О Д Р С Ф М К В О Л В Д О У Ю Л Т Е
Я А Р Ю О К В П К Ф О П Л Д Б В Я И О
Т А Л Д ФА Л О В С Т О Р П Ж Ц Э Л С
В дальнейшем задание можно усложнять.
Упражнение «Восстанови пропущенное слово»
Ребенку зачитывается 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, тол, стена, письмо, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Например: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одной тематической группы: корова-теленок; близким по звучанию: стол-стон, а ребенок должен найти ошибку).
Упражнение «Почти спрятанное предложение»
Ребенку предлагается прочитать предложение. Для этого он должен найти слова, составляющие искомое предложение, «спрятанные» среди других букв: тнрмнккерогсолнцедщутсветитядугбэярошуцрорастаялжьщкитснегуорв.
Игра «Чуткие ушки»
Родитель отходит на определенное расстояние, становится напротив ребенка и четким, внятным шепотом отдает команды: «Руки вверх, в стороны, правую руку за спину» и т. д. Отходя все дальше, родитель делает свой шепот менее уловимым, что усложняет выполнение команд.
Задания на развитие психических процессов детей можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и др. Самое главное в таких занятиях — заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.