Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дополнительная образовательная программа для начальной школы «Устное народное творчество»

Submitted by Галина Михайловна Судоргина on Wed, 13/01/2016 - 23:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Судоргина Галина Михайловна
Место работы, должность: 

МБОУ "ООШ" города Кирсанова Тамбовской области, учитель начальных классов

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Программа &laquo; Устное народное творчество&raquo; построена как пропедевтический курс перед введением курса истории в последующих классах.<br /> Новизна данной &nbsp;образовательной программы заключается в том, что она охватывает и сочетает несколько областей знаний: литературу, историю русской культуры, прикладное искусство, музыку, танец.</p> <p>&nbsp;</p>

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области

 

 

 

 

Рекомендовано к утверждению                                       Утверждено

методическим советом                                                     Директор__________________

Протокол №_____ от_________                                      Приказ №_______от_________

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа

дополнительного образования детей

« Устное народное творчество»

( для детей младшего школьного возраста 9-10 лет, срок реализации – 1 год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Составитель:

Судоргина Галина Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Кирсанов

2015г

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

               Программа « Устное народное творчество» построена как пропедевтический курс перед введением курса истории в последующих классах.

               Новизна данной  образовательной программы заключается в том, что она охватывает и сочетает несколько областей знаний: литературу, историю русской культуры, прикладное искусство, музыку, танец.

              Актуальность программы - духовно- нравственное развитие обучающихся через народные традиции, игры, сказки, прикладное творчество, на основе этого получение информации о связи между жизнью, бытом и устным народным творчеством русского народа.

             Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при помощи выразительного чтения, комментирования текста, театрализованных представлений, иллюстрирования, прикладного искусства  раскрывается творческий потенциал учащихся, что позволяет им показать в полном объёме свои возможности.

             Отличие данной программы от других образовательных программ в том, что она составлена на основе русского фольклорного материала(сказки, песенки, игры, считалки). Материал подобран таким образом, что обучающиеся ненавязчиво узнают о жизни своих предков, занимаются прикладным творчеством, разучивают инсценированные фрагменты народных обрядов, развивая свои творческие и артистические способности.

Цель программы: привитие интереса к различным жанрам устного народного творчества.

Данная цель предполагает следующие задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать навыки выразительного чтения произведении

  2. Сформировать навык интерпретации  текста литературного         произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисов

 3. Совершенствовать технику чтения обучающихся.

Развивающие:

1. Развивать познавательные процессы: памяти, внимания. Мышлении,   воображения, фантазии.

2. Развивать индивидуальность каждого ребенка.

3. Расширить представление обучающихся о жанрах устного народного творчества.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к русской культуре.

2.Сформировать навыки общения: гибкость, коммуникативность, толерантность.

3.Скорректировать ценностные установки обучающихся.

                                                 Разделы программы:

  1. Детский фольклор.
  2. Русские народные сказки.
  3. Фольклор и русская литература.
  4. Фольклорные праздники.

 

                                                 Режим занятий.

Форма проведения занятий групповая-18 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Всего 70 часов.

 

 

 

Форма подведения итогов

В процессе реализации программы используются различные формы диагностики:

-начальная диагностика ЗУН. Форма начальной диагностики ЗУН: практическое выполнение упражнений и заданий.

По результатам итоговых занятий каждого раздела образовательной программы и выступлений обучающихся отслеживается промежуточная диагностика. Форма проведения -  викторины.

В конце учебного года проводится итоговая аттестация. Форма проведения - фольклорный праздник.

Освоение образовательной программы отслеживается и по результатам участия обучающихся в различных конкурсах, мероприятиях, праздниках.

Результаты наблюдения заносятся в Портфолио обучающихся.

 

Предполагаемые результаты.

 

В конце года обучающийся должен знать:

- наизусть 10 и более произведений русского фольклора;

- знать 2-3 русских авторов и заглавие  3-4 прочитанных книг;

- наизусть 2 басни И. А. Крылова.

Обучающийся должен уметь:

- работать в группах;

-пользоваться библиотечной  литературой;

- высказывать свое отношение о  прочитанном.

Обучающийся должен овладеть навыками:

-смыслового чтения;

-выразительного чтения литературного произведения;

-чтения произведения по ролям;

- пересказа прочитанное произведение.

 

Условия реализации программы.

Место для занятий и оборудование: просторный, светлый кабинет с открывающимся окном; ученические столы, стулья; шкаф для книг, колонки, ноутбук, экран, стенды для выставок рисунков и поделок; аптечка.

 

Методическое обеспечение: художественные книги для детей, учебные пособия для детей, методическая литература для учителя, методические разработки, дидактический материал, элементы театральных костюмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно- тематический план

3 класс 70 ч.

Тема  занятия

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Введение в образовательную программу.

Диагностика ЗУН

Беседа по ТБ и сохранности жизни детей во время занятий.

1

1

-

2

Детский фольклор. Колыбельные.

2

1

1

3

Детский фольклор. Потешки. Небылицы.

2

1

1

4

Загадки

2

1

1

5

Пословицы и поговорки.

2

1

1

6

Народные сказки о животных

4

3

1

7

Сказочные герои

1

1

-

8

Народные сказки

8

6

2

9

Обобщающее занятие

1

-

1

10

Былины

4

4

-

11

Суеверные рассказы

1

1

-

12

Предания и легенды

3

3

-

13

Сказы Бажова

2

2

-

14

Песенное и обрядовое творчество

2

1

1

15

Частушки

2

1

1

16

Народные песни

2

1

1

17

Народные заговоры

2

1

1

18

Колядки

2

1

1

19

Гулянья

2

1

1

20

Фольклорные праздники

2

1

1

21

Сказочные герои

2

1

1

22

Анекдот

1

1

-

23

Фольклор и русская литература

2

1

1

24

А. С. Пушкин . Сказки

6

5

1

25

И. А. Крылов. Басни

6

4

2

26

Итоговое занятие

4

1

2

27

Итоговая аттестация

4

1

2

 

                                                                                   Итого:

70

46

24

 

 

 

 

Содержание программы

  1. Вводное занятие(1)

Теория. Экскурсия в прошлое: наши предки-славяне. Анализ энциклопедической справки.

  1. Детский фольклор(2)

Теория. Чтение колыбельных песен-1ч

Практика. Прослушивание колыбельных песен, исполнение-1ч

  1. Детский фольклор. Потешки, небылицы(2)

Теория. Чтение потешек и небылиц.-1ч

 Практика. Инсценирование небылиц-1ч

       4. Загадки(2)

 Теория. Чтение и отгадывание загадок-1ч

  Практика. Изготовление книжки-самоделки «Загадки»-1ч

    5.Пословицы. Поговорки (2)

 Теория. Чтение пословиц и поговорок-1ч

 Практика. Конкурс «Восстанови пословицу»-1ч

      6.Народные сказки о животных(4)

 Теория. Чтение русских народных сказок-3ч

            «Волшебное кольцо»

           «Два Ивана - солдатских сына»

          «Как поп работницу нанимал»

            

 Практика. Конкурс рисунков по прочитанным сказкам-1ч

          7.Сказочные герои(1)

Теория. Викторина по прочитанным произведениям.

            8.Народные сказки(8)

Теория. Чтение русских народных сказок-4ч

              «Мудрая дева»

           «Неграмотная деревня»

            «Неграмотная деревня»

           «Дочь и падчерица»

            «Как мужик гусей делил»

            «Летучий корабль»

Практика. Конкурс рисунков по прочитанным сказкам-1ч

                  Лепка из пластилина героев прочитанных сказок-1ч

9.Обобщающее занятие(1)

Практика. Инсценировка сказки по выбору.

                10.Былины(4)

Теория. Чтение былин-(4)

Былина: Три поездки Ильи Муромца

Былина: Алёша Попович и Тугарин Змеёвич

Былина: Добрыня и Алёша. Вариант 1

Былина: Добрыня и Змей

Практика. Просмотр мультфильма  по теме.

               11.Суеверные рассказы(1)

Теория. Чтение рассказов-1ч

                 «ПРОКЛЯТАЯ»;

                  «УБИЙЦА РОДИТЕЛЕЙ»;

                  «КАК КУПЦОВ СЫН У ГОСПОДА В ГОСТЯХ БЫЛ».

              12.Предания и легенды(3)

Теория. Чтение Д. Садовникова «Народная Русь...»-3ч

              13.Сказы Бажова(2)

Теория.  Чтение произведений-1ч

                «Каменный цветок»

                «Горный мастер»

Практика. Просмотр мультфильма по теме-1ч

                14.Песенное и обрядовое творчество(2)

Теория. Чтение текстов песен-1ч

«Приходила коляда накануне Рождества»

«Ой, масленая недалечка…»

Практика. Прослушивание и исполнение русских народных песен-1ч

15.Частушки(2)

Теория. Чтение и заучивание частушек на школьную тему-1ч

Практика. Исполнение частушек.

16.Народные песни(2)

Теория. Чтение текстов песен-1ч

              На Поле Танки Грохотали

              Только Мы С Конём

               Черный Ворон

Практика. Прослушивание и исполнение русских народных песен-1ч

17.Народные заговоры(2)

Теория. Чтение заговоров-1ч

                -заговоры на излечение

Практика. Просмотр презентации «Русские народные заговоры и обряды»-1ч

18.Колядование(2)

Теория. Чтение колядок.

Практика. Прослушивание и исполнение колядок-1ч

19.Гулянья(2)

Теория. Из истории русских обычаев. Календарные гулянья-1ч

Практика. Просмотр презентации «Русские гулянья»-1ч

20.Фольклорные праздники(2)

Теория. Подготовка стихов, песен, частушек к празднику-1ч

Практика. Проведение фольклорного праздника.

               21.Сказочные герои(2)

Теория. Викторина по прочитанным произведениям-1ч

Практика. Просмотр фильма по теме-1ч

22.Анекдот(1)

Теория. Чтение анекдотов о школьной жизни-1ч

               23.Фольклор и русская литература(2)

Теория. Чтение фольклорных произведений и сравнение их с авторскими работами-1ч

               Чтение по ролям стихов и сказок К. И. Чуковского.

Практика. Выставка рисунков по произведениям К. И. Чуковского.

                  Лепка из пластилина героев стихов и сказок К. И. Чуковского-1ч.

24.А. С. Пушкин «Сказки»(6)

Теория. Чтение сказок А. С. Пушкина-5ч

            «Сказка о попе и о работнике его Балде»

            «Сказка о медведихе»

             «Сказочное Лукоморье Пушкина нашли в Сибири»

Практика. Инсценировка отрывка из сказки «Сказка о попе и работнике его Балде»-1ч

               25.И. А. Крылов(6)

Теория. Чтение басен И. А. Крылова-4ч

Мор зверей

Музыканты

Осёл и соловей

Орел и Пчела

Павлин и Соловей

Петух и Жемчужное Зерно

Практика. Выставка поделок «Герои басен Крылова»-1ч

                  Конкурс на лучшего чтеца басен Крылова-1ч

26.Итоговое занятие(2)

  Теория. Подготовка к празднику-1ч

Практика. Проведение фольклорного праздника-1ч

 

 

Методическое обеспечение

 

 

Разделы

Формы занятия

Дидактическое

оснащение

Подведение итогов

1.Введение в образовательную программу.

Детский фольклор

Беседа.

Практическая работа.

Инструкции по технике безопасности.

Художественные книги.

Начальная диагностика ЗУН:

-тесты;

-практическая работа

2. Русские народные сказки

Чтение.

Рисование

Лепка

Инсценировка

Художественная литература.

Краски, альбом.

Пластилин.

Элементы театральных костюмов

Инсценировка.

Выставка рисунков и поделок

3. Былины

Чтение

Художественная литература.

Иллюстрации к произведениям

 

Презентация: «Герои былин на полотнах художников»

4. Фольклор и русская литература

Чтение.

Рисование

Лепка

Инсценировка

Художественная литература.

Инсценировка.

Выставка рисунков и поделок

Конкурс чтецов

5. Итоговая аттестация

Практическая работа

Праздник

 

Фольклорный праздник « Деревенские посиделки»

 

 

 

Литература для педагога

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 2012. – 224 с.

2. Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 2012 г.

3. Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 2005. - 399с.

4. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 2010 г.

5. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское  устное  народное творчество». Москва, 2012 г.

6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000 г.

7. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 2006. – 79 с.

8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 2000. - 240с.

9. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 2010. –78 с.

10. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. (Составитель Науменко Г.М.). Москва, 2010 г.

11. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 2009 г.

 

12.Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М., 2010.

13.Зырянов И.В. Поэтика русской частушки. – Пермь, 2012.

14.Колпакова Н.П. Книга о русском фольклоре. – Л, 2012.

15.Колпакова Н.П. Поэтика рабочей частушки // Устная поэзия рабочих России. – М.; Л., 2009.

16.Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М., 2013.

17.Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. – М., 2012.

18.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 2012.

Электронные ресурсы.

 

http://www.openclass.ru/node/2716

www.it-n.ru.

http://ps.1september.ru/2006/04/8htm.

htt://dramateshka.ru/

www.ritorika.igro.ru

 

 

 

 

 

Литература для детей.

 

 

  1. Русские народные сказки.
  2. А. С. Пушкин Сказки
  3. И. А. Крылов Басни

 

 

 

 

 

 

Электронные ресурсы

 

http://www.papaimama.ru/

http://flashki.ru/

http://www.ostrovskazok.

 

 

                   Материально- техническое обеспечение:

   компьютер, мультимедийный проектор

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн