Дополнительная образовательная программа для начальной школы «Устное народное творчество»
Submitted by Галина Михайловна Судоргина on Wed, 13/01/2016 - 23:44
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области
Рекомендовано к утверждению Утверждено
методическим советом Директор__________________
Протокол №_____ от_________ Приказ №_______от_________
Образовательная программа
дополнительного образования детей
« Устное народное творчество»
( для детей младшего школьного возраста 9-10 лет, срок реализации – 1 год)
Составитель:
Судоргина Галина Михайловна
Г. Кирсанов
2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа « Устное народное творчество» построена как пропедевтический курс перед введением курса истории в последующих классах.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она охватывает и сочетает несколько областей знаний: литературу, историю русской культуры, прикладное искусство, музыку, танец.
Актуальность программы - духовно- нравственное развитие обучающихся через народные традиции, игры, сказки, прикладное творчество, на основе этого получение информации о связи между жизнью, бытом и устным народным творчеством русского народа.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при помощи выразительного чтения, комментирования текста, театрализованных представлений, иллюстрирования, прикладного искусства раскрывается творческий потенциал учащихся, что позволяет им показать в полном объёме свои возможности.
Отличие данной программы от других образовательных программ в том, что она составлена на основе русского фольклорного материала(сказки, песенки, игры, считалки). Материал подобран таким образом, что обучающиеся ненавязчиво узнают о жизни своих предков, занимаются прикладным творчеством, разучивают инсценированные фрагменты народных обрядов, развивая свои творческие и артистические способности.
Цель программы: привитие интереса к различным жанрам устного народного творчества.
2. Сформировать навык интерпретации текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисов
3.Скорректировать ценностные установки обучающихся.
Разделы программы:
Детский фольклор.
Русские народные сказки.
Фольклор и русская литература.
Фольклорные праздники.
Режим занятий.
Форма проведения занятий групповая-18 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Всего 70 часов.
Форма подведения итогов
В процессе реализации программы используются различные формы диагностики:
-начальная диагностика ЗУН. Форма начальной диагностики ЗУН: практическое выполнение упражнений и заданий.
По результатам итоговых занятий каждого раздела образовательной программы и выступлений обучающихся отслеживается промежуточная диагностика. Форма проведения - викторины.
В конце учебного года проводится итоговая аттестация. Форма проведения - фольклорный праздник.
Освоение образовательной программы отслеживается и по результатам участия обучающихся в различных конкурсах, мероприятиях, праздниках.
Результаты наблюдения заносятся в Портфолио обучающихся.
Предполагаемые результаты.
В конце года обучающийся должен знать:
- наизусть 10 и более произведений русского фольклора;
- знать 2-3 русских авторов и заглавие 3-4 прочитанных книг;
- наизусть 2 басни И. А. Крылова.
Обучающийся должен уметь:
- работать в группах;
-пользоваться библиотечной литературой;
- высказывать свое отношение о прочитанном.
Обучающийся должен овладеть навыками:
-смыслового чтения;
-выразительного чтения литературного произведения;
-чтения произведения по ролям;
- пересказа прочитанное произведение.
Условия реализации программы.
Место для занятий и оборудование: просторный, светлый кабинет с открывающимся окном; ученические столы, стулья; шкаф для книг, колонки, ноутбук, экран, стенды для выставок рисунков и поделок; аптечка.
Методическое обеспечение: художественные книги для детей, учебные пособия для детей, методическая литература для учителя, методические разработки, дидактический материал, элементы театральных костюмов.
Учебно- тематический план
3 класс 70 ч.
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Теория
Практика
1
Введение в образовательную программу.
Диагностика ЗУН
Беседа по ТБ и сохранности жизни детей во время занятий.
1
1
-
2
Детский фольклор. Колыбельные.
2
1
1
3
Детский фольклор. Потешки. Небылицы.
2
1
1
4
Загадки
2
1
1
5
Пословицы и поговорки.
2
1
1
6
Народные сказки о животных
4
3
1
7
Сказочные герои
1
1
-
8
Народные сказки
8
6
2
9
Обобщающее занятие
1
-
1
10
Былины
4
4
-
11
Суеверные рассказы
1
1
-
12
Предания и легенды
3
3
-
13
Сказы Бажова
2
2
-
14
Песенное и обрядовое творчество
2
1
1
15
Частушки
2
1
1
16
Народные песни
2
1
1
17
Народные заговоры
2
1
1
18
Колядки
2
1
1
19
Гулянья
2
1
1
20
Фольклорные праздники
2
1
1
21
Сказочные герои
2
1
1
22
Анекдот
1
1
-
23
Фольклор и русская литература
2
1
1
24
А. С. Пушкин . Сказки
6
5
1
25
И. А. Крылов. Басни
6
4
2
26
Итоговое занятие
4
1
2
27
Итоговая аттестация
4
1
2
Итого:
70
46
24
Содержание программы
Вводное занятие(1)
Теория. Экскурсия в прошлое: наши предки-славяне. Анализ энциклопедической справки.
Детский фольклор(2)
Теория. Чтение колыбельных песен-1ч
Практика. Прослушивание колыбельных песен, исполнение-1ч