Контроль — это важная составляющая процесса обучения. На уроках русского языка так же, как и на уроках по другим предметам, контроль выполняет две функции - собственно проверочную и диагностическую. В первом случае целью контроля является определение уровня подготовки учащихся по русскому языку, во втором — выявление недостаточно прочно усвоенных тем, выяснение причин, затрудняющих усвоение материала.
В любом случае контроль обеспечивает обратную связь: он вовремя сигнализирует учителю об успехах или пробелах в знаниях учащихся, о необходимости вернуться со всем классом к ранее пройденному и недостаточно освоенному большинством учащихся материалу или оказать своевременную помощь отдельным отставшим ученикам.
Общеизвестна также обучающая и воспитывающая роль контроля. Регулярно проводимый тематический и итоговый контроль организует труд учащихся и учителя, обеспечивает достаточно высокий уровень преподавания всех разделов курса, способствует систематизации знаний учащихся, выработке у них более прочных умений и навыков, помогает детям объективно оценивать свои успехи, порождает стимулы к учению, формирует ответственное, уважительное отношение к собственной учебной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов представляет ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ результаты. Успешное выполнение этих задач требует от обучающихся овладение системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные).
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Ниже прилагаю несколько диагностических работ по русскому языку в 5-ом классе и лист оценки предметных результатов, которые уже применяла в своей работе.
Демонстрационный вариант
Стартовая диагностическая работа по русскому языку
для учащихся V классов.
1. В каком слове ударение отмечено неверно?
1) сантимЕтр 2) шОферы 3) взялА 4) прИнял
2. В каком слове есть согласный твёрдый звук [б] ?
1) изба 2) хлеб 3)берёза 4) прорубь
3.Какое слово не является синонимом к другим (отличается по значению)?
1) смешной
2) забавный
3) потешный
4) маленький
4.В какой паре образованное имя прилагательное не является однокоренным к имени существительному?
1) речь – реч.. (волна)
2) цепь – цеп.. (пёс)
3) ночь – ноч.. (тишина)
4) боль – боль.. (котёнок)
5. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
1) забота
2) повторный
3) вырежу
4) варенье
6.Какое высказывание ошибочно?
1) В предложении существительные бывают подлежащим и
второстепенным членом.
2) Существительные изменяются по падежам.
3) Безударные окончания существительных нельзя проверить.
4) Существительные 3-го склонения имеют одинаковые окон-
чания в трёх падежах.
7.Какое из слов нельзя изменять по родам?
1) он 2) ветер 3) вырвался 4) сильный
8. Укажите название члена предложения.
1) вопросительный знак
2) подлежащее
3) глагол
4) корень
9. Найдите неправильно выписанное словосочетание из предложения:
Уставшее поле заботливо укрыл снег.
1) поле (какое?) уставшее
2) укрыл (что?) поле
3) снег (что сделал?) укрыл
4) укрыл (как?) заботливо
10.Укажите восклицательное предложение (знаки препинания в конце
предложений не поставлены).
1) Природа красива в любое время года
2) Особенно приятно пойти в лес осенью
3) Какой свежий воздух
4) Пахнет грибами и сырой землёй
11. Прочитайте текст, в котором отсутствует первое предложение.
… . Это было долгое и опасное путешествие. По Волге он добрался
до Астрахани. С большими трудностями переправился купец через
Каспий в Персию. Потом на большом судне поплыл через Аравий-
ское море в Индию.
Какое предложение должно стоять первым в этом тексте?
1) Индия – прекрасная и удивительная страна.
2) Афанасий Никитин – известный русский путешественник.
3) В Твери на берегу Волги стоит памятник отважному рус-
скому путешественнику.
4) В 1446 году русский купец из Твери Афанасий Никитин от-
правился в Индию.
12. Какое имя существительное в предложении станет подлежащим?
1) летит самолёт
2) подошёл к машине
3) идти по дороге
4) бежать по тропинке
13.Укажите прилагательное в предложном падеже.
1) густые леса
2) до густых лесов
3) нет густых лесов
4) в густых лесах
14.В каком примере на месте пропуска пишется буква И?
1) (он) покупа..т
2) (он) скле..т
3) (он) стел..т
4) (она) зелене..т
15. В каком слове буква О пропущена в корне и проверяется ударени-
ем?
1) п..друга
2) пол..скал (собаку)
3) пол..скал (бельё)
4) зелён..е (яблоко)
16.Укажите слово с непроверяемой орфограммой.
1) веч..р 2) варе..ка 3) пасс..жир 4) сер..це
Ответы на задания В1 и В2 запишите сначала в указанном
месте, а затем в бланке тестирования справа от номера зада-
ния (В1 или В2), начиная с первой клеточки. Каждую цифру
пишите в отдельной клеточке по образцу.
В1. Выберите предложения, в которых есть личные местоимения, и
обведите цифры, которыми они обозначены.
1. Тёма тяжело дышит во сне.
2. Вот-вот накатит на него холодная волна.
3. Ему снится, что он лежит на песчаной отмели моря.
4. Он видит эту зелёную холодную волну.
Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.
Ответ: __________.
В2.Обведите номера примеров, в которых на месте пропуска пишется
буква И.
1. на нижней ступен..
2. спрятались в палатк..
3. возле медвежьей берлог..
4. не дали сдач..
5. прилетели к кормушк..
Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.
Ответ: __________.
Система оценивания диагностической работы
Верное выполнение заданий 1–16, В1–В2 оценивается 1 баллом__________. За
выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что
указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два и более
ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
№ задания
|
Ответ
|
№ задания
|
Ответ
|
1
|
2
|
10
|
3
|
2
|
1
|
11
|
4
|
3
|
4
|
12
|
1
|
4
|
1
|
13
|
4
|
5
|
2
|
14
|
2
|
6
|
3
|
15
|
3
|
7
|
2
|
16
|
3
|
8
|
2
|
В1
|
234
|
9
|
3
|
В2
|
134
|
Демонстрационный вариант
Диагностическая работа по русскому языку
I полугодия
Рыжик
Рыжик – это забавный бельчонок, который жил у Веры. Он бегал по
комнате, садился на плечо девочки, забирался на люстру.
На Новый год Вера повесила на ёлку игрушки, орешки, конфеты и вышла за цветными лампочками. Рыжик приблизился к ёлке, схватил один орех и спрятал его. Второй орех засунул под подушку, а третий сразу съел. С этого дня зверёк стал запасаться едой.
Папин друг сказал, что в этом году не уродились в тайге кедрОвые орешки. Белки остались без пищи, и они сразу переселились за горы.
Но как Рыжик узнал об этом?
(По Г.Снегирёву)
89 слов
Грамматические задания.
Выполните фонетический разбор слов: один (1 вариант), орех (2 вариант).
Разберите по составу слова: цветными, лампочками (1 вариант); кедровые, игрушки (2 вариант).
Выписать по одному примеру на следующие орфограммы, указав проверочные слова: а). проверяемая безударная гласная в корне
б). проверяемые звонкие и глухие согласные
Выполните синтаксический разбор предложения:
Бельчонок приблизился к ёлке, схватил один орех и спрятал его.
(1 вариант)
Он бегал по комнате, садился на плечо девочки, забирался на люстру.
(2 вариант)
Класс ________ Выполняли работу _______ чел.
Дата проведения работы « » декабря 201 г.
ФИ
задание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Орфография
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Безударные проверяемые гласные в корне слова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Заглавная буква в именах собственных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Проверяемые согласные в корне слова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Гласные и, а, у после шипящих
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Безударные гласные в окончаниях существительных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Безударные гласные в окончаниях прилагательных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Правописание разделительных Ь и Ъ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. -Тся и -ться в глаголах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Не с глаголами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Правописание приставок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. Раздельное написание предлогов со словами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пунктуация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знаки препинания при однородных членах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знаки препинания в сложном предложении с союзом И
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тире между подлежащим и сказуемым
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знаки препинания в сложном предложении с союзами КОТОРЫЙ, ЧТО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знаки конца предложения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грамматические задания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фонетический разбор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Морфемный разбор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Орфографический разбор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Синтаксический разбор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая отметка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕЗУЛЬТАТЫ
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«2»
|
грамотность
|
грамм. задан.
|
грамотность
|
грамм. задан.
|
грамотность
|
грамм. задан.
|
грамотность
|
грамм. задан.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Демонстрационный вариант
Итоговая диагностическая работа по русскому языку для учащихся 5 классов
Часть 1
Для заданий с выбором ответа А1-А10 обведите номер правильного ответа.
|
А1 Укажите слово, в котором ударение падает на последний слог:
1)
|
торты
|
2)
|
столяр
|
3)
|
понял
|
4)
|
банты
|
А2 В каком ряду во всех словах пишется буква З?
1) ко…ьба, бли…кий, бере…ка
2) пол…ти, мер…кий, поло…ка,
3) замер…ший (в холод), про…ьба, вя…кий
4) сколь…кий, зама…ка, ре…кий
А3 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется Ъ:
от…езд, с…ябедничать, неб…ющийся
об…единение, из…ясняться, раз…яриться
под…ём, солов…и, об…ёмный,
об…явление, обез…яна, сер…ёзно
А4 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква З:
бе…чувственный, …горбиться, не...говорчивый
чере…чур, бе…заботный, бе…брежный
бе…зубый, бе…граничный, бе…ветренный
в…помнить, не…держанность, ...бить
А5 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква И:
трава в ине…, отдыхать на Кавказ…, упрекать в равнодуши…
быть в смущени…, жить в Казан…, расписаться в получени…
выставка в галере…, находиться в восхищени…, найти в магазин…
играть на роял…, кричать в отдалени…, в легком плать…
А6 В каком слове следует писать букву И?
1)
|
смуглолиц…й
|
2)
|
на ц...почках
|
3)
|
цариц…н
|
4)
|
традиц…я
|
А7 В каком случае НЕ пишется слитно?
1)
|
(не)здоровится
|
2)
|
(не)буду
|
3)
|
(не)могли
|
4)
|
(не)видеть
|
А8 Укажите предложение с ошибкой при постановке знаков препинания:
1) В городе есть магазины и водокачки.
2) Вокруг полянки пышно росли береза, осина и ольха.
3) Мама обняла Серёжу и приложила горячую щеку к его голове.
4) Бабочки толклись вокруг лампы, стукались об неё, и падали вниз.
А9 Укажите сложное предложение:
1) В магазинном окне кукла улыбалась, а медведи сидели на барабане.
2) Тётя Паша заклеила рамы, между рамами положила вату и поставила стаканчики с солью.
3) На фотографиях были виды приморских городов, банановые рощи, древние постройки.
4) И почти на всех снимках было синее море и голубое небо.
А10 В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А) «Для молодого человека», - сказал он.
Б) Сереже понравилось, что его так назвали, но Вари опять не было целую вечность.
В) Варя пришла наконец, и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.
Г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет.
1) А, Г, Б, В 2) В, Б, А, Г 3) В, А, Г, Б 4) Г, В, А, Б
Часть 2
Прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания
(В1-В6) на основе прочитанного текста.
1) Звонки раздавались один за другим почти непрерывно. 2) Приезжали все новые и новые гости. 3) Барышни Рудневы едва успевали справляться с ними. 4) Взрослых приглашали в гостиную, а маленьких завлекали поиграть в детскую и в столовую, чтобы запереть их там предательским образом. 5) В зале еще никто не зажигал огня. 6) Огромная елка стояла посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом. 7) Там и здесь на ней тускло поблескивала, отражая свет уличного фонаря, позолота цепей, орехов и картонажей.
В1 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-5.
Ответ: ___________________________.
В2 Определите стиль речи.
Ответ: ___________________________.
В3 Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.
Ответ: ___________________________.
В4 Определите, какое из приведённых сочетаний слов не является словосочетанием. В ответе укажите только букву, под которой оно указано.
А) новые гости Б) ещё не зажигали В) приезжали гости Г) позолота цепей
Ответ: ___________________________.
В5 В предложении 4 найдите глагол, который состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания, и запишите его в ответе.
Ответ: ___________________________.
В6 Среди предложений 1-4 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. В ответе укажите его номер.
Ответ: ___________________________.
С1 Придумайте продолжение текста, записав 3-4 предложения.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы
Каждое задание типа «А» или «В» оценивается в 1 балл. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом (С1) оценивается экспертом (учителем) в соответствии с критериями оценивания.
Ответы
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
А6
|
А7
|
А8
|
А9
|
А10
|
2
|
4
|
2
|
3
|
2
|
4
|
1
|
4
|
1
|
4
|
В1
|
повествование
|
В2
|
художественный
|
В3
|
никто не зажигал
|
В4
|
В
|
В5
|
завлекали
|
В6
|
3
|
Критерии оценивании ответов на задание С1
№
|
Критерий
|
Градация критерия
|
Баллы
|
К1
|
Соответствие созданного текста коммуникативной задаче данного текста
|
Текст соответствует коммуникативной задаче
|
1
|
Текст не соответствует коммуникативной задаче
|
0
|
|
|
|
|
К2
|
Логичное построение текста
|
Логические ошибки отсутствуют
|
1
|
Наличие 1 логической ошибки
|
0
|
|
|
|
|
К3
|
Орфографическая и пунктуационная грамотность
|
Грубые орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют
|
1
|
Наличие 1 грубой орфографической или 1 грубой пунктуационной ошибки
|
0
|
Максимальный балл:
|
3
|
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
(образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).
Школьная отметка
|
5
|
4
|
3
|
2
|
Первичный балл
|
19-17
|
16-13
|
12-10
|
9 и менее
|
4. Время выполнения работы
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
Приложение
План итоговой диагностической работы по русскому языку
для учащихся 5-х классов
Расшифровка кодов 2-го и 3-го столбцов представлена в Кодификаторе контролируемых элементов содержания (КЭС) и планируемых результатов обучения (ПРО) по русскому языку
№
|
Обозначение задания в работе
|
Примерное время на выполнение задания, мин.
|
Макс.
балл за задание
|
1
|
А1
|
2
|
1
|
2
|
А2
|
2
|
1
|
3
|
А3
|
2
|
1
|
4
|
А4
|
2
|
1
|
5
|
А5
|
2
|
1
|
6
|
А6
|
2
|
1
|
7
|
А7
|
2
|
1
|
8
|
А8
|
2
|
1
|
9
|
А9
|
2
|
1
|
10
|
А10
|
2
|
1
|
11
|
В1
|
2
|
1
|
12
|
В2
|
2
|
1
|
13
|
В3
|
2
|
1
|
14
|
В4
|
2
|
1
|
15
|
В5
|
2
|
1
|
16
|
В6
|
2
|
1
|
17
|
С1
|
13
|
3
|
|
|
45
|
19
баллов
|
0 б. – не научился
1 б. – частично научился
2 б. – в полной мере научился