Коррекционная программа «Детям об органах чувств»
Хмыльникова О. И., учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад №37 компенсирующего вида»
В коррекционной работе с детьми с нарушением зрения я использую программу «Детям об органах чувств», которая разработана и апробирована на базе специализированного детского сада для детей с нарушением зрения. В ней предпринимается попытка решить проблему эффективности использования сохранных анализаторов в коррекционной работе.
У детей с нарушением зрения восприятие происходит на суженной сенсорной основе. Вследствие этого снижается качественный уровень представлений об окружающем мире, возникают трудности социальной адаптации. В этой связи важен целостный подход к организации коррекционно-развивающей работы, где особенно нужно выделить значимость сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте.
«Сенсорное развитие нельзя сводить к механической тренировке ощущений, оно является не автономным, а системным процессом, тесно связанным с формированием ряда психических функций (память, мышление, речь и т.д.)».
Наблюдения показывают, что дети с нарушением зрения затрудняются соотносить орган чувств с определенной информацией получаемой от него, т.е. имеется проблема в осознании своих сенсорных возможностей. Дети недостаточно активно пользуются сохранными анализаторами, что обедняет их чувственный опыт. Спонтанно эти знания не накапливаются и навыки полисенсорного восприятия не формируются.
Эти теоретические положения определяют специфику программы как особого направления коррекционной работы. Для эффективности внедрения обязательно сотрудничество специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка с нарушением зрения (тифлопедагога, логопеда, воспитателя, психолога).
Цель программы «Детям об органах чувств» - помочь детям осознать свои сенсорные возможности и научить детей активно пользоваться ими.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Программа состоит из двух блоков:
1. Игровой блок.
2. Блок тематических занятий.
Игровой блок содержит игры и упражнения, направленные на развитие различных видов чувствительности, и включает в себя следующие разделы: тактильное восприятие, восприятие запахов, восприятие вкуса, слуховое восприятие, зрительное восприятие.
Цели игрового блока:
Развитие различных видов чувствительности;
Накопление чувственного опыта с помощью анализаторов разной модальности;
Обучение детей умению пользоваться своими сенсорно-перцептивными возможностями
Уточнение и активизация представлений об окружающем мире.
Блок тематических занятий направлен на знакомство детей со строением и сенсорно-перцептивными возможностями органов чувств. Занятия имеют единый сюжет и построены в форме игры. Вместе с инопланетянином Мальтусом дети совершают увлекательное путешествие по телу человека.
Цели блока:
знакомство детей со строением органов чувств;
обобщение и систематизация знаний детей о сенсорно-перцептивных возможностях органов чувств;
формирование у детей умения анализировать свое восприятие;
обеспечение осознания ребенком необходимости компенсации нарушенных зрительных функций;
уточнение знаний детей о правилах общей и зрительной гигиены;
формирование у детей осознанного желания участвовать в лечении и пользоваться естественными способами улучшения зрения.
Скачать программу
Скачать конспект игры по развитию мелкой моторики
Скачать глазную гимнастику
|