ИЗО. Развитие фольклорной темы в творчестве марийских художников
Submitted by Лидия Алексеевна Ямулова on Tue, 05/01/2016 - 00:57
Ход урока
I.Слово учителя. Организационный момент.
- Здравствуйте, коллеги и ребята!
- Давайте улыбнёмся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть эта улыбка поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
- Садитесь, пожалуйста.
На уроке мне будет помогать Иванова Юля, она будет ассистентом. В конце урока мы предоставим ей слово.
II. Повторение пройденного материала.
Ребята, вы завершили раздел «Музеи и выставочные залы Республики Марий Эл».
- Давайте вспомним, какие музеи есть в Йошкар-Оле?(показ слайдов)
1. Национальный музей Республики Марий Эл имени Т. Евсеева, ул. Советская, д. 153.
Основан в 1920 году. Музей в своих экспозициях отражает флору и фауну края, материалы истории и этнографии, материальную и духовную культуру марийского народа.
2. Музей истории города Йошкар-Олы,ул. Вознесенская, д. 39.
Основан в 1996 году. В музее представлены коллекции этнографии, декоративно-прикладного искусства, предметов археологии и геральдики, художественных работ, фотодокументов, связанных с историей города Йошкар-Олы.
3. Музей народно-прикладного искусства, ул. Чернышевского, д. 23.
Основан в 1999 году. Музей расположен в старинном доме, который сам по себе является объектом культурного наследия. В музее представлены образцы декоративно-прикладного искусства народа мари.
4. Национальная художественная галерея, Ленинский проспект, д. 24.
Помимо постоянной экспозиции картин художников Марий Эл, в галерее регулярно проходят выставки различных коллекций музеев России и мира, а также частных коллекций. 5. Республиканский музей изобразительных искусств,ул. Гоголя, д. 15.
Основан в 1981 году. В музее можно увидеть марийское изобразительное и декоративно-прикладное искусство, живопись и графику российских художников, а также скульптурные композиции.
6.Районный краеведческий музей в городе Звенигово.
Музей открыт 22 февраля 2000 года. В целях сохранения и развития национальной культуры, истории района 22 февраля 2000 года в здании бывшего районного отдела образования по адресу: г. Звенигово, улица Вечёркина, 23 открыл свои двери для посетителей районный краеведческий музей.
III. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.
1. Приём «синквейна» на тему «ИЗО».
Вспомнили, какие есть музеи в столице Республики Марий Эл в Йошкар-Оле. Начнём изучение нового раздела.
- О чём мы с вами на уроке будем говорить? Поможет нам синквейн.
1. Ключевое слово отсутствует.
2. Удивительное, прекрасное.
3. Смотрим, любуемся, восхищаемся.
4. Получаем мы эстетическое наслаждение.
5. Изображение.
- Итак, о чём идёт речь? (ИЗО)
- Что такое изобразительное искусство? Дайте определение.
(ИЗО – изображение на плоскости и в пространстве).
2. Приём «Ассоциации», возникшие с темой урока.
- Что вы представляете, когда слышите слово «ИЗО». Ваши ассоциации, возникшие с темой урока (картина, живопись, полотно, скульптура, этюд, эскиз, пейзаж, портрет, натюрморт, мольберт, графика, линогравюра, диптих, триптих, художник, маринист, ваятель …).
- Что можно изобразить на плоскости? (картины, графические изображения)
- Что можно изобразить в пространстве? (скульптурные изображения)
IV. Постановка темы и цели урока.
Слово учителя. Переходим к изучению раздела «ИЗО».
- Какова же наша цель?
- О чём мы будем говорить на этом уроке, если раздел «ИЗО» (о художниках, об их картинах)?
Слово учителя. Основная наша цель – познакомиться с марийскими художниками, которые создали свои полотна на фольклорную тему.
Одной из задач нашего урока является знакомство с жизнью и деятельностью художников С. Подмарёва и И. Михайлина.
Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве марийских художников, которые создали свои произведения на фольклорную тему.
- Какие жанры фольклора вы знаете?(слайд)
Запишите число и тему урока «Развитие фольклорной темы в творчестве марийских художников».
План урока перед вами. Запишите.
1). С.Ф. Подмарёв «Онар», 1964 г.
2). И.А. Михайлин «Чоткар – патыр», 1977 г.
V. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Сергей Фёдорович Подмарёв – живописец, Заслуженный деятель искусств МАССР.
Родился 3 февраля 1935 года в селе Ярымово Павловского района Нижегородской области. В 1961 году окончил Горьковское художественное училище.
Сергей Подмарёв по направлению приехал в Йошкар – Олу.
Член Союза художников СССР с 1964 года.
Сергей Подмарёв вошёл в изобразительное искусство Республики Марий Эл и России как самобытный, талантливый живописец. Он работал в тематической картине и портрете, но наиболее полно его талант раскрылся в пейзаже и натюрморте.
В течение десятилетия он был председателем Художественного совета, членом Правления Союза художников Республики Марий Эл и исполнял свои обязанности с честью.
Картина Подмарёва «Онар» создана на основе марийской легенды «Онар».
- Что такое легенда? Определение легенды.
- Каких людей раньше называли Онарами?
Вспомнить легенду помогут детские иллюстрации об Онаре.
- Каким он здесь представлен, на ваш взгляд (наивным, глуповатым)?
- В каких эпизодах проявляется его наивность?
- Перед вами картина С.Ф. Подмарёва «Онар». Каким представлен Онар на этой картине?
Рассматривание картины (слайд).
Слово учителя. Монументальный образ Онара показан крупным планом. Художник изобразил молодого богатыря – великана в расцвете сил, мужественного воина. Богатырскими, сильными руками сжимает он щит и копьё.
- Почему мы говорим, что перед нами национальный герой (приём «мозговой штурм»)? Работаем в парах. Рассуждения.
(Образ Онара национален. Детали, которые подтверждают: национальная вышивка на вороте рубашки, щит и копьё, какими пользовались в древности марийские воины. Не столько в этнографических деталях это проявляется, сколько в характере (сильная, мужественная личность).
Слово учителя. Онар у Подмарёва – богатырь земли марийской, который стоит на страже Родины).
- Почему художник Подмарёв использует тёмные холодные тона (приём «мозговой штурм»)? Работаем в парах. Рассуждения.
(Всё это подчёркивает напряжённый ритм времени, когда предкам марийцев приходилось часто защищаться от набегов кочевников).
Вывод: Онар – национальный герой, богатырь земли марийской(запись).
2. Физминутка «Шагаем на месте»(включить видеоролик).
Иван Алексеевич Михайлин – живописец и график, заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1989), участник Великой Отечественной войны.
Родился 15 августа 1926 года в деревне Новая Александровка Саратовской области. В 1954 году окончил Саратовское художественное училище, в 1964 году – Московский полиграфический институт.
Член Союза художников России с 1964 года.
Талант художника проявился на марийской земле.
Его жена, Валентина Степановна, была родом из Йошкар–Олы. Художник побывал в этом городе, познакомился с марийскими художниками. Иван Михайлин переехал в Йошкар–Олу и всю дальнейшую творческую судьбу связал с марийской землёй и её людьми.
Иван Михайлин активно участвовал в формировании и утверждении в республике профессионального искусства.
Рассматривание картины (слайд).
Картина Михайлина «Чоткар – патыр» тоже создана на основе марийской легенды.
- Вспомним легенду о Чоткаре – патыре.
- Как раскрывается в легенде мощь и сила Чоткара – патыра?
Одним ударом кулака он мог сломать любое высокое дерево, мог вырвать с корнем столетний дуб. Поражались люди силой Чоткара и величали его Чоткар – патыр. Любил свой народ марийский, народ его любил как сына.
Когда наступала беда, всякий раз Чоткар выручал свой народ, и никакой враг не был страшен марийцам.
- Каким представлен Чоткар - патыр на картине Михайлина?
Чоткар – патыр показан крупным планом. Фигура богатыря заняла весь передний план полотна. На заднем плане виднеются лесные дали, крутой берег Волги. Широко расставив ноги, опершись руками на богатырский меч, патыр стоит на высоком кургане.
Чоткар внешне спокоен, могуч, силён и суров. Серебром отливают его седые волосы, белая борода закрывает широкую грудь. Глаза устремлены вдаль. Прочные, крепкие руки опираются на меч.
- Почему художник использует контрастное сопоставление: маленькая фигура кочевника, который притаился с луком и стрелой в руках за склоном холма позади огромной фигуры Чоткара (приём «мозговой штурм»)?
- Как вы понимаете контраст (словарная работа)?
(Контраст – резкая противоположность).
Слово учителя. Показать мощь, величие, силу Чоткара. Чоткар – легендарный богатырь, надёжный и бескорыстный защитник родной земли.
Чоткар – национальный герой. (Рубаха патыра украшена национальным орнаментом кирпично-красного цвета, боевой рог, кожаный кошель).
Слово учителя. Чоткар – патыр родом из деревни Кабак – Сола Волжского района, жил в середине XIII века, прославился как вождь марийского народа в борьбе против монголо – татар.
Чоткар-патыр похоронен на холме между деревнями Нурмучаш и Усола в Волжском районе Республики Марий Эл (слайд).
Богатырь похоронен на горе, в том месте, где река Пез впадает в Илеть. На берегу реки Пез, где он любил когда-то отдыхать, поставлен камень памяти. На нем слова:
«Душа Чоткара в сердце марийца»(слайд).
Ежегодно в начале июня недалеко от деревни Нурмучаш Волжского района проходят праздничные мероприятия в память о Чоткаре (слайд).
- Я начну предложение, а вы попробуйте его докончить: «В нашем городе Звенигово на улице Ленина есть … (шестиэтажный пристрой с изображением Чоткара – патыра) (слайд).
- Какой напрашивается вывод?
Вывод: Чоткар – патыр – национальный герой, защитник земли марийской, жил вXIIIвеке(запись).
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Слово учителя. Мы с вами рассмотрели два полотна марийских художников на фольклорную тему.
- Онара, Чоткара – патыра что объединяет (любовь к своей земле, к своему народу)?
VII. Этап рефлексии.
Итоги урока делают сами учащиеся. Приём «Чистая доска». Работают в группах. Отвечает спикер.
Вопросы:
Работаем в группах. (Звучит нежная музыка).
- Синквейн на тему «Картина «Онар» С. Подмарёва». (Что нового мы узнали об Онаре?)
- Синквейн на тему «Картина «Чоткар - патыр» И. Михайлина». (Что нового мы узнали о Чоткаре – патыре?)
VIII. Этап подведения итогов урока. Слово предоставить Ивановой Юлии.
Слово учителя. В Республике Марий Эл День национального героя празднуется 26 апреля, что связано с днем трагической гибели легендарного марийского предводителя и князя Болтуша, который жил в XVI веке и погиб за свободу родного края. Официально праздник существует в республике с 1990 года.
- Национальными героями стали …
- Кого вы знаете национальных героев? Продолжите(Онар, Чоткар-патыр, Чумбылат, Акпарс, Акпатыр, Болтуш, Мамич-Бердей, Пашкан …).
Не только в годы войны, но и в мирное время любой может стать национальным героем. К ним мы отнесем тех людей, кто внес огромный вклад в развитие и процветание нашего марийского края в области культуры, образования, литературы, науки. Поэтому марийскими национальными героями вправе можно считать первого профессионального композитора Ключникова-Палантая, основоположника литературы С. Чавайна, киноактера Йывана Кырлю, первого художника А. Григорьева, поэта В. Колумба и многих других.
IX. Этап информации о домашнем задании.
1. В Интернете найдите сайт «Чумбылат – марийский национальный герой», прочитайте легенду о нём.
2. Кто хорошо рисует, те подготовят рисунок на тему «Марийские национальные герои».
3. А кто хорошо пишет, те напишут сочинение на тему «Марийский край – земля Онара».