Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметная картинка с изображением инопланетянина Альфа (Рисунок); карточка для каждого ученика (Приложение).
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Развитие логического мышления.
Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их.
Запишите отгадки, построив из них цепочку: на последний звук предыдущего слова должно начинаться следующее слово.
Он в самом омуте живет –
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)
Пчелам – на работу,
Маме – на заботу,
Хворым на леченье,
Всем – на угощенье. (Мед)
Это старый наш приятель:
Он живет на крыше дома.
Острый клюв, ходули – ноги,
Строит сам себе жилье. (Аист)
Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)
Цепочка: сом – мёд (звонкий согласный звук на конце слова оглушается) – туча – аист.
2. Запись отгаданных слов и обозначение звуков.
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Знакомство с героями занятия.
Логопед. Отгадайте имя героя занятия по первым буквам слов – названий картинок.
Ответ: Альф.
Сколько букв и сколько звуков в имени Альф?
Ответ: Альф – 4 буквы, 3 звука.
Почему количество звуков и букв в слове Альф различно?
Ответ: в имени есть мягкий знак, который звуком не является.
2. Закрепление знания о гласных звуках.
Логопед: Альфу очень нравятся гласные звуки. Помогите Альфу выделить гласную букву слова в квадратик.
Ответ: у, у, и, о, а.
3. Закрепление знания о согласных звуках.
Логопед: Альфу очень нравятся согласные звуки. Помогите Альфу выделить согласную букву в начале слова, соедини необходимую букву с картинкой.
4. Дифференциация звуков и букв в словах.
Логопед: Молодцы! Вы отлично умеете вставлять звуки и буквы в слова. Теперь Альф хочет узнать, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах. Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в ее названии.
Логопед: Альф нашёл в книге много интересных слов, которые можно читать слева направо и справа налево. Прочитайте слова справа налево. Запишите слова, которые у вас получились.
Держат руки на поясе, поворачивают туловище вправо и влево,
поворачиваются вокруг себя,
приседают, возвращаются в и.п.
Поднимают руки вверх, опускают на пояс,
приседают (повторяют два раза).
Разводят руки в стороны.
7. Развитие буквенного синтеза.
Логопед: Альфу нравится играть со словами. Он придумал игру «Волшебные домики» и предлагает нам поиграть. Переставьте буквы так, чтобы получились слова.
Б, К, А ______
Р, К, У, А________
З, Б, А, О, Р______
Д, М, О______
С, У, Т, Л________
К, М, О, А, Р_____
Слова: бак, рука, забор, дом, стул, комар.
8. Работа по преобразованию слов.
Альф так увлекся, что не заметил, как прошло время занятия и пришла пора прощаться. Наш гость предлагает последнюю игру. Прочитайте слова левого и правого столбиков. Соедините их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.
КОТ
ЭКРАН
УСЫ
ШУТКА
УТКА
КРОТ
УЖИ
БУСЫ
КАСКА
ЛУЖИ
КРАН
КРАСКА
III. Итог занятия
Логопед: Назовите образованные пары слов и, выбрав любую из них, определите количество букв и звуков в ней.
Ответ: кот – 3 буквы, 3 звука, крот – 4 буквы, 4 звука; в слове крот отличается от слова кот одной буквой Р, и т.д.
Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были активными, внимательными, вы меня очень порадовали. Большое спасибо! Предлагаю оценить свою работу и поставить себе оценку за урок.
Список литературы.
1. Абрамова Н.А. «Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза: логопедические занятия 1-3 классы», Воронеж: Учитель, 2009. – 79 с.
2. Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», конспекты занятий для логопедов,– М.:Издательство ГНОМ и Д,2009, – 128 с.
3. Мазанова Е.В. «Учусь работать с текстом», альбом упражнений по коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008, – 48 с.