Submitted by Гульнур Айратовна Хусаенова on Fri, 25/12/2015 - 12:43
«Базы данных. СУБД.»
Класс 9 дата
Цель урока:
Познавательная - познакомить учащихся с:
определением базы данных и СУБД,
их основными типами (моделями),
интерфейсом программы Ms ACCESS,
основными объектами БД,
разными способами создания таблиц.
Развивающая
Учить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы.
Воспитательная
Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.
План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний.
1) Таблицы и их значение.
2) Типы данных в таблицах.
3) Сохранение и загрузка документа;
4) Ввод данных в таблицу.
3. Определение БД И СУБД.(Перекрестная наметка идей)
4. Фикультпауза
5. Мастер-класс на компьютере Заполнение Базы Данных в Access.
6. Закрепление нового материала.
7. Итоги урока.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний.
1) Решите задачу (слайд 1)
2) Решите задачу (слайд 2)
Эти задачи были основаны на обработке данных в различных структурах. (слайд 3) Тема урока Базы данных. СУБД. (слайд 4) Сегодня на уроке мы ознакомимся с понятием Базы Данных их основными типами, изучим интерфейс программы по работе с большими базами данных MS ACCESS, научимся создавать таблицы.
Определение БД И СУБД (Перекрестная наметка идей)
Для начала возьмите по листку и разделите как показано на слайде (слайд 5-6)
Ребятам предлагается взять листы А4 согнуть верхнюю сторону (2 см), остальное согнуть по 2 раза пополам по горизонтали и вертикали, наверху написать база данных, учащиеся поочередно заполняют 2 клетки листа понятиями о базах данных, передают по кругу. В итоге лист заполняется словами и терминами о базах данных, далее предлагается составить сложноподчиненное предложение со словами либо по горизонтали любой строки, либо по вертикали любого столбца, либо по диагонали.
Выводы: (Слайд 7) Примером базы данных может быть любая записная книжка, таблица умножения, Менделеева, справочники по физике или по любому предмету, оформленные в виде таблиц. Классный журнал тоже является частью базы данных об учащихся школы.
Что общего у этих двух таблиц? Фамилии имена учащихся, но разные оценки, в верхнем оценки за каждый урок, в нижнем оценки по четвертям.
Определение: (Слайд 8)
База данных (БД) – это совокупность взаимосвязанных данных, которые хранятся во внешней памяти компьютера, и организованы по определенным правилам, которые предполагают общие принципы описания, хранения и обработки данных.
Информация, которая хранится в БД, как правило, относится к некоторой конкретной предметной области.12
Например, базы данных:
· книжного фонда библиотеки,
· кадрового состава предприятия,
· 03,
· законодательных актов уголовного права,
· современной музыки многое другое.
БД бывают трех видов:
ü Реляционные,
ü Сетевые,
ü Иерархические.
(Слайд 9) К каким видам относятся БД в задачах которые мы решали в начале урока?
Правильно реляционные и сетевые. С иерархической структурой вы каждый день сталкиваетесь при работе за компьютером. Организация файлов и папок и есть иерархическая структура.
(Слайд 10)
англ. relation– отношение.
Реляционная база данных – это набор простых таблиц, между которыми установлены связи (отношения) с помощью ключевых полей.
(Слайд 11)
Ключевое поле (ключ) – это поле (или комбинация полей), которое однозначно определяет запись. В таблице не может быть двух записей с одинаковым значением ключа.
(Слайд 12)
Сама по себе БД содержит только информацию – «Информационный склад» – и не может обслуживать запросы пользователя на поиск и обработку информации. Обслуживание пользователя осуществляет СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗОЙ ДАННЫХ.
СУБД – Это ПО, которое позволяет создавать БД, обновлять и дополнять информацию, обеспечивать гибкий доступ к информации. Простейшим римером СУБД является офисная программа Access, которая создает на экране компьютера определенную среду для работы пользователя (интерфейс), и имеет определенные режимы работы и систему команд.
Фикультпауза (Слайд 13)
Мастер-класс на компьютере Заполнение Базы Данных в Access. (Слайд 14)
Закрепление нового материала. Самостоятельно создать и заполнить таблицу. (Слайд 15)
Итоги урока. Домашнее задание (Слайд 16)
Параграф 3.4 вопросы
Составить кроссворд по основным понятиям темы (10-15 слов).
На этом уроке вы познакомились с базами данных, их назначением, областями применения, типами, моделями СУБД, этапами проектирования БД.