Цель: дать индивидуальную характеристику героям повести.
1. Каково отношение окружающих к Бухаре и её отношение к окружающим? Составьте опорный конспект
2. Работа в группах. Работайте с текстом, делайте выводы, выписывайте слова– знаки : 1 группа- со значением отрицания, отторжения, отталкивания (Дмитрий). 2 группа - со значением принятия, присоединения, приближения (Бухара). 3 группа - со значением категоричности, завершенности, законченности (Дмитрий). 4 группа - со значением открытости, незавершенности (Бухара).
3.Что же помогало Бухаре пережить эти трудные минуты?
4.Как готовила Бухара свою Милочку к самостоятельной жизни, к жизни без неё?
5.Почему одиночество Милочки названо счастливым?
6.Как вы считаете, способны ли обучаться и работать такие больные, как Милочка? Найдите подтверждение этого в тексте.
7.Почему последний подвиг Бухары сравнивается с делом художника, торопящегося перед смертью закончить “великое полотно”? Случайно ли это?
8.Расскажите о том, как Бухара выдаёт дочку замуж?
9.Как изменилась за эти годы Бухара?
10.Почему свой выбор Бухара остановила на Григории Бермане?
11.Какие ещё детали в доме Бермана убеждают Бухару в правильности собственного выбора? Почему?
12.Через месяц после свадьбы Бухара уехала умирать к себе на Родину. Заметила ли Милочка отсутствие матери?
(Выразительное чтение отрывка от слов «Первое время ...до слов «не вспоминала»)
7
Цель: определить смысл названия рассказа, егоидейный смысл.
1. Что можно сказать о названии произведения? 2.Оправдались ли ваши предположения, ожидания? Почему не оправдываются ожидания читателя? Каковы причины несостоявшегося счастья?
3.Почему автор делает акцент на имени Бухары, называет её «головешкой азиятской»? Это факт пренебрежительного отношения к героине?
4. Какова идея повести Л.Улицкой «Дочь Бухары»?
5. Считаете ли вы этот рассказ поучительным, актуальным?
Запишите определение в тетрадь.
Работайте вместе с классом. Вывод запишите в тетрадь.
8
Домашнее задание:
Напишите сочинение - рассуждение: «Сила материнской любви» по рассказу Улицкой «Дочь Бухары»и повести Закруткина «Матерь человеческая»
Ход урока
Слово учителя. Знакомство с настоящей литературой - это всегда открытие: открытие для себя автора, открытие самого себя как умного и вдумчивого читателя. И мне хочется, чтобы наш сегодняшний урок был открытием. Пусть маленьким, пусть даже не самым важным в жизни, но всё-таки настоящим открытием в прямом смысле этого слова.
"О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух", - сказал великий классик. Так давайте же откроем для себя удивительное явление современной литературы - рассказ Людмилы Улицкой “Дочь Бухары”. Почему именно это произведение? Мы с вами готовимся к выпускному сочинению, работаем с ключевым словом «любовь», а в список литературы по пяти направлениям включен этот рассказ.
I. Организационный момент
Тема урока. «Урок………………………………………..»
«Гимн…………………………………………»
Ребята, вы сами определите тему в конце урока и выберете понравившийся вариант
II. Целеполагание.
Учитель: Какие цели стоят перед нами на уроке?
Ученики: Должны выявить проблемы рассказа;
- Его идейно-художественное своеобразие.
Мотивация
Итак, сегодня мы выявим проблематику, идейно-художественное своеобразие рассказа, закрепим навыки анализа художественного произведения .
Знакомо ли вам было это имя до сегодняшнего урока?
Тогда нелишни будут несколько слов о писательнице.
1.Выступление подготовленного ученика
Слайд № 1 Портрет Л. Улицкой, дата рождения
Жизнь и творчество Л. Улицкой
Слайд № 2 “Этапы жизни и творчества”
Автор рассказа «Дочь Бухары» - Улицкая Людмила Евгеньевна(23.02.1943 – н.в.) Родилась в Башкирии.. Известна с 90-х годов. Людмила Улицкая - автор ряда замечательных произведений, таких как "Сонечка", "Медея и её дети", "Весёлые похороны". В последние годы её творчество стало одним из ярчайших явлений современной прозы. Её повести привлекают к себе и внимание читателя, и внимание критики.
Людмила Улицкая из вполне хорошей семьи. Она помнит времена, когда за стол в семье садилось 11 человек. Помнит своего прадеда и прабабушку. Оба её деда репрессированы. Один, учёный-экономист, полагал, что Ленин недостаточно хорошо толкует Маркса, за что и сидел. Другой часто повторял: почему я не люблю эту власть? И за это тоже сидел.
По образованию Улицкая – генетик, закончила биологический факультет МГУ. Выбор профессии был определён яркими впечатлениями детства. Жалкая лаборатория в старом помещении бывшего приюта для сирот, в которой работала её мать, представлялась Людмиле храмом науки. До сих пор она обожает лабораторную посуду, все эти мензурки, колбы, пробирки.
Как вспоминает сама писательница, ей всегда самым интересным из всего, что есть на свете, казался человек, ибо "человек есть мера всех вещей". Её гражданская позиция может быть выражена словами Игоря Северянина: "Жизнь человека одного значительней, прекрасней мира". В каком-то смысле Улицкая и не меняла профессии, сменила только методику и инструментарий исследования. Ко всему творчеству Людмилы Улицкой можно отнести подзаголовок "семейная хроника", так как все её повести и рассказы - это своего рода хроника человеческих судеб, которые вершатся в самом простом и самом важном на свете кругу - в кругу дома, семьи. Улицкая знает наверняка: ценности частной жизни более значительны и более существенны, чем ценности внешнего мира. Поэтому и привлекает писательницу семья, большие проблемы, которые решаются в этом малом кругу.
Учитель: Всё это и нашло отражение в её рассказе "Дочь Бухары", о котором пойдёт разговор на сегодняшнем уроке.
- Какие ассоциации связаны с названием рассказа? Слайд №3
2.Переходим ко второму этапу урока. Обратимся к «Путеводителю»: определим тему рассказа.
(Рассказ Л.Улицкой о любви, о материнстве).
Между кем была эта любовь?
(Между Димой и Алей.)
Как Л.Улицкая показывает появление СВЕТА ЛЮБВИ ? Найдите эти слова в тексте.
(Когда старый доктор Андрей Иннокентьевич вышел встречать внука, то увидел, что «Свет после полумрака его комнаты был каким-то чрезмерным, неземным и стоял столбом – как это бывает с сильным ливнем – над майором и его женщиной.)
Какой прием лежит в основе создания рассказа?
(Антитеза). Слайд №4
Какие противоречия бросаются в глаза в самом начале рассказа?
Ответы учащихся.Слайд№5
3.Помним о том, что сегодня на уроке мы работаем с «Планом анализа литературно - художественного произведения», обратимся к пункту 6 этого плана. Над чем мы должны поработать? Прочитайте. Из этих характеристик выберем «сюжет»,запишем слово в тетрадьи попробуем восстановить сюжетпроизведения. ( один из учеников пересказывает фабулу, выразительное чтение начала рассказа.)
3.Обратимся ко 2 пункту нашего плана и к №4 УЭ в «Путеводителе».Над чем мы должны поработать?
- Над проблематикой повести.
Вы писали отзывы после прочтения повести. Именно с их помощью мы и попробуем определить проблемы повести (запишем заголовок в тетрадь).
Алечка (Бухара)
Итак, определилась первая проблема. Как мы можем её сформулировать?
(проблема материнства, одинокой матери, которая воспитывает ребёнка совершенно одна, без поддержки родных и близких;)
- Мать и ребенок. Ребенок и мать. А где отец? Где семья?
Дмитрий
Сформулируем проблему
(проблема предательства; проблема выбора, которая привела к предательству; проблема ответственности за любовь;)
Отношение соседей к Але и Миле
Определилась следующая проблема, сформулируем ее.
(проблема толерантности;)
Сцена в институте педиатрии
Это следующая проблема – проблема сострадания, сочувствия;
Милочка
(проблема детей инвалидов.)
Я согласна с вами абсолютно. О безусловнойлюбви к ребенку и осознанном долге перед своим потомством и поговорим сегодня на уроке. А сделать это мы сможем, проанализировав систему образов рассказа. Это 4 пункт нашего плана анализа литературно – художественного произведения. И 5 этап нашего урока по «Путеводителю». Прочитайте цель этого этапа. Начнём заполнение опорного конспекта. Слайд №6
Главные герои
Второстепенные герои
Аля, Дима
Андрей Иннокентьевич, Паша, Мила, Наум Абрамович Берман, Григорий
Дайте характеристику главным героям рассказа. Что у них общего?
У героев много общего: они оба молоды, красивы, связаны с медициной (он – врач, она – медсестра) принадлежат к уважаемым семьям, где ценились образование, свободомыслие, бескорыстное отношение к своему делу.
Семья Дмитрия
Семья Бухары
На этом сходство героев заканчивается, и уже в портретной характеристике мы видим противопоставление.
Портретная характеристика героев (он, она). Слайд №7
ОН
она
Русский
Быстрота, стремительность, напор,
Мужественный
Белозубый, русо-русский
Здешний
Восточная женщина
Медленно-медленно, лениво, как растекающееся по столу варенье.
Скромно, из-за спины
Туманно-черные глаза, блестящие несметные волосы
Анонимная красавица
Герои разной национальности, воспитаны в разных культурных традициях. Автор делает акцент: Дмитрий - «русо-русский воин-освободитель» - Бухара - «восточной красоты, скромности».
О смирении и покорности восточных женщин вспоминает и дед Дмитрия: «Знал он, что даже самая образованная азиатская женщина, слагающая стихи на фарси и арабском, по движению брови свекрови отправляется вместе со служанками собирать кизяк и лепить саманные кирпичи…»
-Каково отношение окружающих к Бухаре и её отношение к окружающим? Слайд №8
Отношение окружающих к Бухаре
Отношение Бухары к окружающим
Паша (отрицательные чувства)
неприятие
недружелюбие
подозрительность
«Головенка азиатская… одно слово, Бухара»
быстро разобралась
дружелюбие
полное приятие. Ее не тяготит чужая культура и чужой быт.
к Паше относится ласково – почтительно “Кормилица!”
Легкое противопоставление, наметившееся в начале рассказа, усугубляется со временем.
Слайд №9 Судьба посылает молодой семье испытание. Их дочь Милочка рождается с классическим синдромом Дауна. Быстро меняется жизнь Дмитрия и Бухары, потому что герои по-разному относятся к своему родительскому долгу.
Работа в группах.
1 группа
Работают с текстом, делают выводы, выписывает слова – знаки (Слайд №10) со значением отрицания, отторжения, отталкивания (Дмитрий).
Гнал от себя дурные предчувствия (отталкивал).
Ребенок неполноценный, безнадежный.
Никакая медицина никогда не сможет.
Единственная радость – ранняя гибель. Редко доживают до совершеннолетия.
Наблюдал.
Слайд № 11
2 группа
Работают с текстом, делают выводы, выписывает слова – знаки со значением принятия, присоединения, приближения (Бухара).
Из рук не выпускала.
Старалась устроить у себя под боком.
Прижимала к себе свою драгоценность.
Не замечала неполноценности.
Наряжала.
Любовалась с углубленной важностью.
Слайд № 12
3 группа
Работают с текстом, делают выводы, выписывают слова – знаки со значением категоричности, завершенности, законченности (Дмитрий).
Было ясно, еще было совершенно ясно: никакая медицина не сможет (отрицание и категоричность)
Ранняя гибель - классический синдром Дауна
Слайд № 13
4 группа
Работают с текстом, делают выводы, выписывают слова – знаки со значением открытости, незавершенности (Бухара).
Незавершенность
Вполне ли поняла жена
Словно не замечала неполноценности
Слайд № 14
Обобщение учителя: Следствием отрицания и категоричности для Дмитрия является отчуждение, мучительное чувство, невообразимый ужас, ежедневное отчаяние. Он уходит из семьи.
Бухара – словно не замечала неполноценности девочки, причина – “Имя Дмитрий написано у меня на груди”. То, что случилось, для неё не требует объяснений, она не задаёт вопросов “почему?”, воспринимает это как небесную волю.
- Очень трудно воспитывать детей - инвалидов. Бывают случаи, когда от них отказываются родители. Подумайте, есть ли другой выход в подобной ситуации? Попробуйте предложить свои версии. Какая из них самая гуманная?
(Самая гуманная — воспитание ребенка в родной семье, рядом с матерью, отцом, родными)
-Невозможно оправдать предательство Дмитрия. Что же помогло Бухаре пережить эти трудные минуты?
(вера в исцеление дочери, любовь,)
Как готовила Бухара свою Милочку к самостоятельной жизни, к жизни без неё?
(Стала водить в спецшколу, где учили обслуживать себя, познакомила с Григорием.)
Почему одиночество Милочки названо счастливым?
Любовь матери оберегает её от чужого, инородного. И вобрав в себя эту любовь, она источает её другому.
Как вы считаете, способны ли обучаться и работать такие больные, как Милочка? Найдите подтверждение этого в тексте.
(Милочка не сразу научилась ходить на каблуках, недели две все спотыкалась по дому. Когда научилась, мать отвезла ее в мастерскую при психоневрологическом диспансере, где с помощью трудового воспитания, а именно склейки конвертов и вырезывания фигурных ценников, из умственно отсталых людей пытались вырабатывать полезных членов общества.)
Вспомним приговор академика: детям с болезнью Дауна уготована ранняя гибель. Но Милочка не только не умирает, но даже о болезнях её не сказано ни слова. Наоборот, она стала улучшаться в развитии.
(По утрам Милочка ходила на работу в мастерскую. Ей нравилось вырезать ценники, она делала это почти лучше всех.)
Бухара жила и действовала как великий мастер, за которого никто его работу так хорошо не выполнит!Она торопилась, «как торопится обреченный художник завершить перед смертью великое полотно».- Почему последний подвиг Бухары сравнивается с делом художника, торопящегося перед смертью закончить “великое полотно”? Случайно ли это?
Нет, не случайно. Нормальным и здоровым людям не под силу понять внутренний мир таких как Мила, и только человек с тонкой душой мог это сделать. Бухара принимает свою дочь такой, какой она родилась, любит ее, пытается обучить доступному для таких людей ремеслу. Когда героиня понимает, что смертельно больна, она все отмеренное ей время посвящает будущему своей дочери.
- Как изменилась за эти годы Бухара?
(она заболела, съездила на Родину, привезла травы)
- Расскажите о том, как Бухара выдаёт дочку замуж?
(знакомит дочку с дебилом Гришей)
Почему свой выбор Бухара остановила на Григории Бермане?
(Он похож на Милочку своей судьбой.)
Какие ещё детали в доме Бермана убеждают Бухару в правильности собственного выбора? Почему?
(До боли знакомая атмосфера, обстановка. Это её стихия.)
- Через месяц после свадьбы Бухара уехала умирать к себе на Родину. Заметила ли Милочка отсутствие матери?
(Выразительное чтение отрывка от слов «Первое время ...до слов «не вспоминала»)
VI. Итоги урока.
Что можно сказать о названии произведения? Оправдались ли ваши предположения, ожидания?
- Почему не оправдываются ожидания читателя? Каковы причины несостоявшегося счастья?
(рождение ребёнка - инвалида, счастье родителей разрушилось)
- Рассказ небольшой по объёму, имя Бухары упоминается тридцать пять раз. Почему автор делает акцент на имени Бухары, называет её «головешкой азиятской»? Это факт пренебрежительного отношения к героине?
(Вряд ли. Таким именем-прозвищем автор одаривает главную героиню, подчёркивая и внешнюю, и внутреннюю красоту Алечки, её терпение, покорность, её уважение к старшим, особенно к мужчинам. Автор в самом начале рассказа подчёркивает особенности её воспитания как женщины Востока.)
(Улицкая называет свой рассказ так потому, что именно Бухара, «пришелица», «головешка азиятская» оказалась главной, ведущей жизненной силой.)
(Образ матери в рассказе является главным, так как именно этот образ является воплощением того нравственного идеала, который являет собой силу, сострадание, верность, любовь.)
(Бухаре удается выдать Милочку замуж за инвалида Гришу Бермана, выстроить защиту для своей дочери, окружив ее порядочными, добрыми людьми. До конца своей жизни все мысли матери были связаны с больной дочерью, всю свою жизнь она безропотно подчинила своему материнскому долгу. Так хрупкая восточная женщина оказалась сильнее бравого «русо-русского» мужчины.)
В конце рассказа мнение людей о Бухаре изменилось, Паша говорит о ней с уважением. Найдите эти слова в тексте.
( - Много вы понимаете! Да Бухара всех нас умней оказалась! Все, все наперед рассчитала! И Милочку выдала за хорошего человека, и сама, как приехала в это самое свое… так на пятый день и померла. А вы говорите!)
Бухара оказалась самой умной, сильной, лучшей. Её не сломили трудности, преграды, предательство мужа и болезнь дочери. Она достойно прошла путь, который ей был послан свыше, она выдержала экзамен судьбы.
Теперь вы можете дать название нашему уроку
( предложения детей)
и ответить на главный вопрос: какова идея повести Л.Улицкой «Дочь Бухары»?
(Не позволять случаю управлять нашей жизнью. Нести ответственность за поступки, за любовь должны оба родителя.)
Учитель литературы:
-Любить своих детей, с каким бы здоровьем они не родились на свет, всегда быть рядом с ними, не определять их в интернаты.
Обучать, готовить к работе, то есть помогать им адаптироваться в жизни.
А также ЭТИЧНО вести себя по отношению к семьям, где есть больной ребёнок.
Потому что и в наши дни никто не застрахован от болезни, от случая, который описывает Л.Улицкая.
Очень хочется, чтобы именно это вы помнили после нашего урока.
-Считаете ли вы этот рассказ поучительным, актуальным?
(Да. Рассказ учит любить, выживать, даже если один из родителей предаёт семью, где растёт больной ребёнок. Такие случаи не редки и в наши дни.).
(Рассказ Л. Улицкой «Дочь Бухары» служит прекрасной иллюстрацией таких понятий, как родительский долг, любовь, терпение, милосердие. Он учит принимать правильные решения, достойно проходить через любые испытания, разбираться в проблемах, поставленных самим временем.)
Учитель: Смысл жизни родителя - вырастить здорового и благополучного ребёнка. А если здоровья нет? Тогда остаётся только всеми силами противостоять судьбе. Но не каждый может все эти испытания выдержать. Сильный, мужественный мужчина-воин сломался и потерял ту тоненькую связующую его с женщиной нить, которая давала когда-то в молодости ощущение ни с чем не сравнимого счастья. А вот маленькая хрупкая женщина поняла главное: жизнь ребёнка является высшей ценностью. Вот почему в названии рассказа Улицкой они вдвоём - мать и дочь. Когда-то Иоанн Златоуст сказал: "Добрая ласковая мать кротким обращением с ребёнком не только вносит мир в его душу, но и делает для него малочувствительными всякого рода огорчения". А Улицкая добавляет: и делает его счастливым.
Любовь матери стала спасением для ребёнка. А ею, любовью, в конечном счёте, и семья спасётся, да и Россия, издавна считавшаяся Домом Пресвятой Богородицы.
Домашнее задание:написать сочинение – рассуждение «Сила материнской любви» по рассказу Улицкой и повести Закруткина «Матерь человеческая»