Submitted by Наталья Федоровна Тарасова on Fri, 18/12/2015 - 17:26
Цели занятия:
· Формирование умения принимать различия между людьми.
· Воспитание чувства уважения к людям с ограниченными возможностями.
· Коррекция межличностных отношений на основе моделирования проблемных ситуаций, речевой сферы на основе аргументированных ответов учащихся.
Оборудование:
интерактивная доска (или компьютер) для показа видеороликов, прихватка-варежка кулинарная, маркер, зефир, наушники с плеером, повязка на глаза.
Ход занятия:
1. Вступительное слово
– Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует.
У кого-то есть две руки, и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но, к сожалению, бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две, но одна рука почти не может двигаться. У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности. И как сказал известный ученый А. Энштейн: «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».
Все люди отличаются друг от друга во многих отношениях и сегодняшнее занятие посвящено именно таким людям. И называется он "Будь милосердным!". Мы сегодня поговорим о людях с особенностями здоровья. Кто же они? Давайте попробуем дать определение.
(отвечают учащиеся).
Это люди, у которых возможности жизнедеятельности в обществе ограничены из-за физических, умственных или психических заболеваний. Мне очень хочется, чтобы к концу нашего классного часа вы поняли, что к таким особенным людям надо относиться уважительно, очень важно развивать способность представить себя в их положении.
Сегодня в мире насчитывается около миллиарда людей с инвалидностью. Многие из них испытывают проблемы, препятствующие обеспечению их полноценного и равноправного участия в жизни общества. Особенно это заметно в таких сферах, как транспорт, трудоустройство, образование, социальная и политическая деятельность. Однако это не мешает многим из них добиваться великих вершин.
2. Презентация «Люди с ограниченными возможностями здоровья»
И сейчас я предлагаю вам послушать информацию о людях с ограниченными возможностями, которые добились многого в своей жизни, стали талантливыми и известными людьми.
Ванга
В 12 лет Ванга пострадала от смерча, став слепой. С 30 лет Ванга приобрела известность как провидица и ясновидящая, предсказывающая болезни и судьбы людей. В 31 год она вышла замуж. За 55 лет своей деятельности у Ванги побывали более миллиона посетителей.
Франклин Делано Рузвельт
Он был болен полиомиелитом, но, тем не менее, стал сначала правителем Нью-Йорка, а затем и вообще избран Президентом США, занимая пост Президента на 4 срока.
Хелен Адамс Келлер
Хелен Адамс Келлер – слепоглухая американская писательница, преподавательница и общественный деятель. Хелен Келлер родилась 27 июня 1880. В возрасте 19 месяцев её поразила болезнь лишившая Хелен слуха и зрения. К семи годам она придумала более 60 различных знаков, чтобы общаться с семьёй. Когда Хелен исполнилось 10 лет, ей рассказали историю о слепоглухой девочке из Норвегии, которая смогла научиться говорить. Вдохновлённая её примером Хелен научилась осмысленно думать и говорить по методу Тадомы: прикасаясь к губам говорящего человека, она ощущала их вибрацию. Хелен также научилась читать по-английски, по-французски, по-немецки, по-гречески и по-латыни по методу Брайля. В 1904 в возрасте 24 лет Хелен с отличием окончила Рэдклифф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Несмотря на то, что Келлер не могла писать самостоятельно, она является автором семи книг. Одна из них - автобиографическая повесть "История моей жизни".
14 Сентября 1964 Президент США Линдон Джонсон наградил Хелен Келлер Президентской Медалью Свободы, одной из двух наивысших гражданских наград США.
Томас Эдисон
Великий изобретатель, который за свою жизнь придумал более 1000 изобретений, которыми каждый из нас пользуется в своей повседневности, был глухим. Изначально он привлек к себе внимание всего света, изобретя фонограф, а затем - электрическую лампочку. Телеграф - это тоже его изобретение. А потом он стал преуспевающим дельцом, успешным бизнесменом.
Лорд Гордон Байрон
Английский поэт страдал косолапостью. Ходил с большим трудом, но при этом изъездил всю Европу. Поэзия Байрона – изучается во всем мире.
Людвиг ван Бетховен
Популярный в свои времена музыкант, величайший немецкий композитор, последнюю треть своей жизни был глухим. Пианист и автор ряда знаменитых музыкальных произведений.
Марли Матлин
Стенд-ап комик и актриса, девушка-комедиант. Получила премию киноакадемии США. Глухая из-за краснухи, однако, глухота не помешала её карьере.
Том Круз
Звезда Голливуда, болен дислексией. Американский актёр, режиссёр, продюсер, сценарист.
Уолт Дисней
Уолт Дисней имел ограниченные когнитивные способности. Американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер, основатель компании «Walt Disney Productions». Является создателем первых в истории кинематографа звукового и музыкального мультфильмов.
Стиви Уандер
Стиви Уандер – американский певец, композитор, пианист и продюсер. Добился внушительных успехов на музыкальном поприще, будучи слепым от рождения. Его называют одним из величайших музыкантов нашего времени.
Диана Гурцкая
Диана Гурцкая - незрячая от рождения в 10-летнем возрасте дебютировала выступлением в Тбилисской филармонии. В 1995 стала одним из победителей музыкального конкурса "Ялта — Москва — Транзит". В 1999 окончила эстрадное отделение московского Музыкального училища имени Гнесиных. Студентка Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В марте 2000 студия "АРС" выпустила дебютный альбом певицы, в который вошли песни Игоря Николаева и Сергея Челобанова. Диана стала первой незрячей певицей из Восточной Европы, принявшей участие в Евровидении в 2008 году.
3. Просмотр социальных роликов «Люди так не делятся»
Учащимся предлагается посмотреть видеоролики о детях и взрослых с ограниченными возможностями.
4. Тренинг "Могу ли я сочувствовать чужим проблемам"
4.1 После просмотра видеороликов педагог предлагает выполнить ряд упражнений.
В следующих упражнениях вы получите возможность на себе испытать, хотя бы частично, те трудности, с которыми каждый день сталкиваются люди с ограниченными возможностями. Вместе мы сможем понять, как же живется таким людям.
Ученики надевают кухонные прихватки на обе руки. Педагог дает им маркер (ручку), с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросит их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на листочке. Можно попросить перелистать страницы учебника. Дети обычно мешкаются и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и неаккуратно на листочке. Педагог объясняет им, что люди с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить работу.
Упражнение №2
«Ориентация в пространстве» (проблемы зрения)
· Учащиеся сначала просто проходят по классу, потом с завязанными глазами, а потом с помощью поддержки одноклассника.
· Учащиеся с завязанными глазами пробуют определить знакомые предметы, только трогая их.
· Учащиеся с завязанными глазами пробуют определять людей только по голосам.
В конце упражнения проводится обсуждение: Что вы чувствовали? Что особенно было трудно? Какие разочарования вы испытали? Затем педагог объясняет детям, что многие люди с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.
Упражнение №3
«Пойми меня…» (трудности артикуляции)
Ученикам дается большой зефир и педагог попросит их положить его на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______». Затем педагог спрашивает учеников, было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали. Далее идет обсуждение нарушений артикуляционного аппарата. Педагог советует ученикам, как они могут поощрять детей трудностями общения, например: «Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать?» Педагог призывает учеников соблюдать, не прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ: «Спросите их о чем-нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ».
Упражнение №4
«Наушники» (трудности слухового восприятия)
Ученики надевают заглушающие наушники и отходят в дальний угол класса. Затем, тихим голосом педагог просит их что-нибудь сделать (например, три шага). Ученики не смогут расслышать и сделать то, что попросил педагог. Покажите, учащимся, чтобы они подходили к педагогу ближе до тех пор, пока не смогут его услышать. В большинстве случаев, ученики подходят прямо к педагогу, чтобы его услышать. И даже тогда, они не всегда смогут слышать педагога. Далее педагог объясняет, что у многих детей с ограниченными возможностями здоровья есть потеря слуха. И советует: «Когда вы говорите с человеком, у которого есть нарушение слуха, удостоверьтесь, что он находится близко к Вам и у Вас есть зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию».
Упражнение №5
«Закончи предложения»
· Когда мне завязали глаза, я узнал(а), что…
· Я был удивлен(а), обнаружив, что…
· Люди с особенностями здоровья должны…
4.2 После выполнения упражнений педагог делит учащихся на команды и раздает карточки с ситуациями, которые встречаются в жизни. Задание состоит в том, чтобы учащиеся выбрали ответ: на чьей они стороне?
Ситуация №1.
Игра. Солнце. Полдень. Игровая площадка. Группа детей играет в кегли. Одна команда начинает проигрывать, к тому же Миша постоянно промахивается, ему трудно разглядеть цель – у него слабое зрение. Проигрыш не устраивает команду, и Вадик с Сашей начинают искать причину. Им кажется, что виноват в основном Миша.
К концу игры приходят родители. Забирая Сашу с Вадиком, мама утешает проигравших и предлагает в следующий раз просто не брать Мишу в игру.
· Миши
· Саши с Вадиком
· мамы
· другое
Ситуация №2.
В магазине. Магазин. Неслышащий подросток с трудом объясняет продавцу, что его просили купить. Ему приходится сильно жестикулировать. Очередь ждет.
Напряжение нарастает. Самые нетерпеливые начинают его поторапливать и советуют вообще не ходить за покупками.
· подростка
· очереди
· другое
Ситуация №3.
В столовой. Школа-интернат. Дети пришли с прогулки, все торопятся в столовую обедать. Столы накрыты. Неосторожное движение ложкой Вани и все соседи оказываются в брызгах борща. Его движения неловки – у него нарушение опорно-двигательного аппарата. Дети начинают шуметь, никому не хочется получить замечание от учителя за испачканную одежду. Воспитатель сажает Ваню за свободный стол, обещая пожаловаться его родителям.
· воспитателя
· детей
· Вани
· другое
Ситуация №4.
В автобусе. Остановка городского транспорта. Очередь. Наконец, подходит долгожданный автобус. Начинается посадка, но движение не очень быстрое, так как всех задерживает слепой, который с трудом нащупывает ступеньки и поручни.
Начинает накрапывать дождь. Никому не хочется мокнуть. Мальчик с рюкзаком лихо отталкивает слепого, и тот теряет равновесие. Мальчик проскальзывает первым.
· мальчика
· незрячего
· другое
Ситуация №5.
Диктант. Идет диктант. Учительница читает текст, дети записывают. Максим, который не успевает за классом, постоянно жалуется, что он не закончил предыдущее предложение, и просит повторить. Учитель торопит его: "Успевай, работай вместе со всеми". Максиму обидно, он начинает хныкать. Учитель вытаскивает его из-за парты и сажает за стол, тыкая в текст диктанта. Максим окончательно расстраивается и начинает рыдать.
· учителя
· Максима
· другое
Ситуация №6.
Школа. Идет урок. Учительница объясняет решение задачи на доске. Все внимательно следят за ее объяснениями. Саша, который отличается гитерактивностью в классе, не может усидеть, периодически вскакивая. Он подбегает к учительнице, подает ей кусок мела, желая помочь ей в изображении схемы. Саша явно отвлекает учительницу, и ей приходится усаживать его на место. Ему не хочется уходить. Дети начинают переговариваться.
· учительницы
· Саши
· детей
· другое
5. Анкетный опрос учащихся
Вы все высказали свое мнение в различных ситуациях, которые часто встречаются в нашей жизни. Ответили на вопрос, почему считают именно так, а не иначе. И сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты. Только постарайтесь отвечать честно. Подписывать анкету не нужно. (Учащиеся отвечают на вопросы анкеты).
6. Подведение итога занятия
Сегодня мы с вами проделали упражнения, в ходе которых вы представили с какими трудностями сталкиваются люди с ограниченными возможностями, обсудили жизненные ситуации. Также узнали людей, которые, не смотря на свои физические недостатки, не сдаются, а продолжают жить и творить. Есть люди, которых не знают, которые не известны миру, но они приносят пользу обществу. Да, люди отличаются друг от друга по умственным и физическим способностям. Но это не мешает им жить, радоваться и приносить пользу. Я очень надеюсь, что после занятия, вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Мы все люди на этой планете и должны относиться к друг другу с уважением и справедливостью. Поставьте себя на место другого человека, и вы поймете его как никто другой. «Все люди равны» - гласит Конвенция ООН «О правах ребенка». Так, давайте относиться к друг другу как к равным.